Новое прочтение комсомольского поэта

Продолжение. Начало в газете «СМ Номер один» №13 и №14

«Сердце» –  страдающая сторона

Ничего не пощадили –

Ни хорошее, ни хлам.

Всё, что было, разделили,

Разломали пополам.

Отдал книги,

Отдал полки…

Не оставил ничего!

Даже мелкие осколки

Отдал сердца своего.

Всё взяла.

Любую малость —

Серебро взяла и жесть.

А от сердца… отказалась.

Говорит — другое есть.

1935

Любовная тема в творчестве Уткина занимает важное место. Иосиф Павлович был красив, пожалуй, даже слишком красив для мужчины, это отмечают все мемуаристы. Кроме того, его не­ ожиданно настигла всесоюзная известность. В начале 30­х годов даже выпускались открытки с его портретом, и массовыми тиража­ ми. Байроническая внешность, элегантный костюм, лирические стихи — конечно, он пользовался успехом у дам. «Прекрасный Иосиф» — в шутку звали Уткина друзья. На поэтических вечерах его засыпали любовными записка­ ми. Порой это тяготило, и, сидя в каком-­нибудь президиуме, Уткин пытался спрятаться за графином, чтобы  пресечь  поток  девичьего обожания. Известный певец Иван Козловский вспоминает, как однажды у них с Уткиным чуть было не состоялась дуэль, причём на рапирах. Конечно, из-­за женщины.

«Сердце» – одно из самых удач­ных произведений. Сюжет стихотворения – разрыв, и всё оно держится на разделении, раздвоении, парности. Словесные повторы (разделили, разломали; три раза – «отдал», два раза – глагол «взяла»), дихотомия (хорошее/ хлам, серебро/ жесть) подчёркивают утрату целостности мира и подводят к главному пуанту – любая бытовая мелочь, не имею­ щая ценности для героя, ценна для его женщины, отвергающей истинную драгоценность: бескорыстное любящее сердце.

Происходящую трагедию лирический герой стихотворения при­ емлет без душевного надрыва, с изрядной долей горького юмора, вызывающего симпатию к влюблённому и неприязнь к бросив­ шей его расчётливой и холодной героине.

В личной жизни самого автора тоже не всё было благополучно. В воспоминаниях, написанных знав­шими «прекрасного Иосифа» литераторами и журналистами в 60­е годы, нет и намёка на семейные неурядицы поэта, однако стихи его – свидетельство посто­ янной неустроенности, причём поэт выступает как сторона стра­дающая:

Всё моя поганая осанка!

Нет уж, если песня сложена,

Я-то в этой песне ...персианка,

Атаманом, собственно, жена.

Иосиф Уткин был недолго женат на Елене Раковской, приёмной дочери Христиана Раковского, видного политического деятеля, председателя СНК и наркома иностранных дел Украины, ученика Плеханова и друга Троцкого. Раковский был сослан в 1927­-м, судим в 1938-­м году, а после нача­ла войны, в сентябре 1941­-го, расстрелян. Быть членом семьи высокопоставленного «врага народа», пусть и бывшим – пятно на репутации, поэтому факт женитьбы в советских биографиях Уткина не упоминался.

«Беженцы» – негромкая человечность

Вся жизнь на маленьком возке!

Плетутся медленные дроги

По нескончаемой тоске

В закат уткнувшейся дороги.

Воловий стон и плач колёс.

Но не могу людей обидеть:

Я не заметил горьких слез,

Мешающих дорогу видеть.

Нет, стиснув зубы, сжавши рот,

Назло и горю, и обидам,

Они упрямо шли вперёд

С таким невозмутимым видом,

Как будто, издали горя,

Ещё невидимая многим,

Ждала их светлая заря,

А не закат в конце дороги.

1941

Особая черта уткинской лири­ ки – негромкая человечность. Или, как выразился Луначарский, «сердечная нежность». Именно задушевность поэзии Уткина и сделала его творчество уязвимым. Евтушенко   написал   об   Уткине: «Его мягкий лиризм противостоял железному громыханию пролеткультовщины». Это сегодня в мас­совом сознании имя поэта бескон­фликтно сопрягается с именами других комсомольских авторов. В действительности же именно Иосиф Уткин был постоянной мишенью пародий и эпиграмм. 

Критиковали ожесточённо, грубо, задевая за живое, – как тогда умели. В конце 20­х – нача­ ле 30­х годов «буржуазное миро­ созерцание», «эстетство и инди­ видуализм», «мещанская лирика» были не в моде. Уткина рисовали верхом на гитаре: он часто упоми­ нал её в стихах, а в те времена этот инструмент был символом обыва­ тельского быта, наряду с геранью и канарейкой.

За «мягкотелость» поэту тоже прилетало: в нескольких стихах Уткина («Песня о матери», «Мы с тобой» и некоторых других) ясно прочитывается позиция автора – протест против всякого убийства. Такая точка зрения, сразу полу­ чившая ярлык «абстрактного гуманизма», вызвала целый шквал нападок, посыпались упреки в политической     невыдержанности. В 1928 году в печально известном журнале «На литературном посту» вышла статья, которая попортила Уткину много крови, ввергла в творческий кризис. Он пытался писать стихи более громогласные, в духе времени, но это шло враз­ рез с природой его лирического дарования. Племянница Уткина вспоминала: «В течение почти десяти лет Иосиф лежал на диване и писал в стол... Среди них  не было ни одной хвалебной оды пра­вительству.  Его  мама говорила: «Иосинька, надо лаяться». Он возражал: «Мама, я лаяться не буду, я лирик...»

К началу 40-­х годов, преодолев творческий кризис (постоянные разносные статьи сделали своё дело), Уткин обрёл второе дыха­ние. Лучшие качества его поэзии: напевность, ласковое тепло, ироничность по отношению к окружающим и самому себе – вновь зазвучали свежо и ясно. С началом войны к ним добавились и иные, трагические черты. Сразу после публикации стихотворение «Беженцы» тоже вызвало нападки критиков-­формалистов: реальные люди-­де уходили не на запад, а на восток. Тем не менее его можно отнести к числу авторских удач, особенно начальное четверостишие, задающее ключевой образ дороги­-тоски.  Недаром     именно «Беженцев» читал у гроба Уткина Илья Эренбург.

Отсутствие дистанции между автором и рядовым читателем, сердечное сочувствие к героям, а также почти фольклорная мелодичность, рефрены, простота и доступность многих стихов превратили их в песни. До того, как покалеченная в бою рука сделала это невозмож­ ным, Уткин и сам любил исполнять свои стихи под гитару.

Продолжение следует

Материалы в тему: 

Иосиф Уткин в пяти стихотворениях: новое прочтение комсомольского поэта

По его инициативе и при его активнейшем участии в Иркутске 7 июня 1924 года появилась первая советская молодёжная газета «Комсомолия», которая позднее стала называться «Советской молодежью». Его смело можно назвать отцом нашей газеты. Таким образом, наступают две круглые даты: в 2023 году – 120-летие знаменитого журналиста и в 2024 году – 100-летие нашей газеты. Во второй половине 1990-х, когда гражданский подъём начал спадать и страна находилась в кризисе, начали падать и тиражи газет. Положение «Советской молодёжи», хотя и по-прежнему самой популярной в регионе, пошатнул...