Новое прочтение комсомольского поэта

Иосиф Уткин (слева) и неизвестный товарищ
Иосиф Уткин (слева) и неизвестный товарищ

Продолжение. Начало в газете «СМ Номер один» №13 от 6 апреля 2023 года

«Неизбежность – картонные чары!..» – увлечение символизмом и акмеизмом

Неизбежность — картонные чары!
Мишура — золотистая пыль!..
Мне бы в море пернатым корсаром,
Мне бы с морем исполнить кадриль…

Жалок бал медногрудым оркестром,
Перепевом изношенных дев…
Буду слушать сонаты норд-веста,
Моря пьяного — пьяный напев.

На корме, на коврах бархатистых,
Засыпая с кальяном в зубах,
В зыбком небе считать аметисты,
Слушать хриплый пирата: «Аллах!»

Успокоится дальностью тело,
Заколышется радостно грудь,
Верю, верю! За синим пределом
Снова будет эмалевый путь!

Берега? В незатейливом виде.
Не пойму, то ли штиль, то ль гроза.
Я, скитаясь, ни разу не видел
Глаз синее, чем моря глаза.

Сердце внемлет разбросанным свистам,
Сердцу подан таинственный знак.
Мне ещё не указана пристань.
Мой ещё не зажёгся маяк…

Полюблю, если будет любиться,
Если к мёртвому, с лаской ко мне
В чешуе серебристой девица
Подплывёт на искрящемся дне…

Если луч в переливах лелея,
Непонятным участьем полна,
К бирюзовому замку Морея
Принесёт голубая волна.

Если в дымном, колдующем взоре
Встречу топкую знойность пустынь…
А пока — только море и море!
Бесконечная, гибкая синь.

А пока… неисходным угаром
Будет хрупкая, пряная быль,
Неизбежность — картонные чары,
Мишура — золотистая пыль.

1923

«Первые стихи молодого поэта — это восторженные гимны революции, новой жизни, новому человеку», — повторяют общие места авторы официальных биографий Иосифа Уткина. Но дело было не совсем так. В качестве ориентиров начинающий писать поэт выбирает вовсе не революционных современников, а модернистов. Первые свои стихотворные опыты такого плана, ученические, далёкие от совершенства, автор и последующие составители в книги не включали. 

В этом неопубликованном и сохранившемся в архиве стихотворении, как и в десятке других, относящихся к самому началу 20-х годов, чувствуется сильное влияние Николая Гумилева, в частности, знаменитых «Капитанов». С первым стихотворением из этого цикла, написанным в 1909 году, поэтический дебют роднит не только тематика и образный ряд, но и ритмика — Уткин тоже выбирает трёхстопный анапест и чередование женской и мужской рифмы. Поэтому создаётся впечатление, что уткинская «золотистая пыль» сыпется прямо с гумилёвских «розоватых брабантских манжет».

К началу 1923 года Иосиф Уткин уже много пережил. Он воевал, потерял трагически погибшего старшего брата, но от роду ему всего девятнадцать. Романтика дальних стран, экзотика, прекрасная сказка — вот о чём хочется писать поэту в голодном Иркутске. До Сибири модные литературные веяния доходили тогда с опозданием в несколько лет, и именно в начале 20-х годов иркутян охватывает сильное увлечение символизмом и акмеизмом со своим специфическим, наивно-романтическим оттенком. Создаётся первое (и последнее в то время) модернистское объединение «Барка поэтов», Иосиф Уткин с удовольствием посещает эти собрания. Поэты-члены «Барки» приобщают малообразованного юношу к секретам стихосложения, знакомят с разнообразием формальных поэтических приёмов. По первым стихам мы видим, что юный Иосиф внимательно читает не только Гумилева. Присутствует в его стихах и Александр Вертинский, и Игорь Северянин (чьи творения, по воспоминаниям, он не раз защищал от нападок критически настроенных товарищей), и Александр Блок. Именно у Блока юный Уткин позаимствовал бурю чувств и шампанское аи для другого своего раннего стихотворения:

Мне не синь твоих лазурей,
Мне не локоны твои — 
Уст кровавых, пьяной бури
Мне, любовного аи! 

Потом настанут иные времена, появятся новые ориентиры. В стихотворении «По дороге домой» Уткин декларативно откажется от наследования Гумилеву (впрочем, в 1929 году даже упоминание расстрелянного поэта — довольно смелый шаг):

Среди индустрии:
«Вороний грай»,
И «Машенька»,
И фасад.
И вот он —
Гремит гумилёвский трамвай
В Зоологический сад.

Но я не хочу
Экзотических стран,
Жирафов и чудных трав!
Эпоха права:
И подъёмный кран —
Огромный чугунный жираф.

А на полях рукописи уткинской поэмы «Милое детство» Горький справедливо заметит: «Очень Маяковским пахнет».

3. «Сердце» – страдающая сторона

Ничего не пощадили –
Ни хорошее, ни хлам.
Всё, что было, разделили,
Разломали пополам.
Отдал книги,
Отдал полки…
Не оставил ничего!
Даже мелкие осколки
Отдал сердца своего.

Всё взяла.
Любую малость —
Серебро взяла и жесть.
А от сердца… отказалась.
Говорит — другое есть.

1935

Любовная тема в творчестве Уткина занимает важное место. Иосиф Павлович был красив, пожалуй, даже слишком красив для мужчины, это отмечают все мемуаристы. Кроме того, его неожиданно настигла всесоюзная известность. В начале 30-х годов даже выпускались открытки с его портретом, и массовыми тиражами. Байроническая внешность, элегантный костюм, лирические стихи — конечно, он пользовался успехом у дам. «Прекрасный Иосиф» —  в шутку звали Уткина друзья. На поэтических вечерах его засыпали любовными записками. Порой это тяготило, и, сидя в каком-нибудь президиуме, Уткин пытался спрятаться за графином, чтобы пресечь поток девичьего обожания. Известный певец Иван Козловский вспоминает, как однажды у них с Уткиным чуть было не состоялась дуэль, причём на рапирах. Конечно, из-за женщины. 

«Сердце» – одно из самых удачных произведений. Сюжет стихотворения – разрыв, и всё оно держится на разделении, раздвоении, парности. Словесные повторы (разделили, разломали; три раза – «отдал», два раза –  глагол «взяла»), дихотомия (хорошее/ хлам, серебро/ жесть) подчёркивают утрату целостности мира и подводят к главному пуанту  – любая бытовая мелочь, не имеющая ценности для героя, ценна для его женщины, отвергающей истинную драгоценность: бескорыстное любящее сердце.

Происходящую трагедию лирический герой стихотворения приемлет без душевного надрыва, с изрядной долей горького юмора, вызывающего симпатию к влюблённому и неприязнь к бросившей его расчётливой и холодной героине.

В личной жизни самого автора тоже не всё было благополучно. В воспоминаниях, написанных знавшими «прекрасного Иосифа» литераторами и журналистами в 60-е годы, нет и намёка на семейные неурядицы поэта, однако стихи его — свидетельство постоянной неустроенности, причем поэт выступает как сторона страдающая:

Всё моя поганая осанка!
Нет уж, если песня сложена,
Я-то в этой песне ...персианка,
Атаманом, собственно, жена.

Иосиф Уткин был недолго женат на Елене Раковской, приёмной дочери Христиана Раковского, видного политического деятеля, председателя СНК и наркома иностранных дел Украины, ученика Плеханова и друга Троцкого. Раковский был сослан в 1927-м, судим в 1938-м году, а после начала войны, в сентябре 1941-го, расстрелян. Быть членом семьи высокопоставленного «врага народа», пусть и бывшим – пятно на репутации, поэтому факт женитьбы в советских биографиях Уткина не упоминался.

4. «Беженцы» — негромкая человечность  

  Вся жизнь на маленьком возке!
  Плетутся медленные дроги
  По нескончаемой тоске
  В закат уткнувшейся дороги.
  
  Воловий стон и плач колёс.
  Но не могу людей обидеть:
  Я не заметил горьких слез,
  Мешающих дорогу видеть.
  
  Нет, стиснув зубы, сжавши рот,
  Назло и горю, и обидам,
  Они упрямо шли вперёд
  С таким невозмутимым видом,
  
  Как будто, издали горя,
  Ещё невидимая многим,
  Ждала их светлая заря,
  А не закат в конце дороги.
   
1941
  
Особая черта уткинской лирики — негромкая человечность. Или, как выразился Луначарский, «сердечная нежность». Именно задушевность поэзии Уткина и сделала его творчество уязвимым. Евтушенко написал об Уткине: «Его мягкий лиризм противостоял железному громыханию пролеткультовщины». Это сегодня в массовом сознании имя поэта бесконфликтно сопрягается с именами других комсомольских авторов. В действительности же именно Иосиф Уткин был постоянной мишенью пародий и эпиграмм. Критиковали ожесточённо, грубо, задевая за живое – как тогда умели. В конце 20-х — начале 30-х годов «буржуазное миросозерцание», «эстетство и индивидуализм», «мещанская лирика» были не в моде. Уткина рисовали верхом на гитаре: он часто упоминал её в стихах, а в те времена этот инструмент был символом обывательского быта, наряду с геранью и канарейкой. 

За «мягкотелость» поэту тоже прилетало: в нескольких стихах Уткина («Песня о матери», «Мы с тобой» и некоторых других) ясно прочитывается позиция автора – протест против всякого убийства. Такая точка зрения, сразу получившая ярлык «абстрактного гуманизма», вызвала целый шквал нападок, посыпались упреки в политической невыдержанности. В 1928 году в печально известном журнале «На литературном посту» вышла статья, которая попортила Уткину много крови, ввергла в творческий кризис. Он пытался писать стихи более громогласные, в духе времени, но это шло вразрез с природой его лирического дарования. Племянница Уткина вспоминала: «В течение почти десяти лет Иосиф лежал на диване и писал в стол... Среди них не было ни одной хвалебной оды правительству. Его мама говорила: «Иосинька, надо лаяться». Он возражал: «Мама, я лаяться не буду, я лирик...»

К началу 40-х годов, преодолев творческий кризис (постоянные разносные статьи сделали своё дело), Уткин обрёл второе дыхание. Лучшие качества его поэзии: напевность, ласковое тепло, ироничность по отношению к окружающим и самому себе – вновь зазвучали свежо и ясно. С началом войны к ним добавились и иные, трагические черты. Сразу после публикации стихотворение «Беженцы» тоже вызвало нападки критиков-формалистов:  реальные люди-де уходили не на запад, а на восток. Тем не менее его можно отнести к числу авторских удач, особенно начальное четверостишие, задающее ключевой образ дороги-тоски. Недаром именно «Беженцев» читал у гроба Уткина Илья Эренбург.

Отсутствие дистанции между автором и рядовым читателем, сердечное сочувствие к героям, а также почти фольклорная мелодичность, рефрены, простота и доступность многих стихов превратили их в песни. До того, как покалеченная в бою рука сделала это невозможным, Уткин и сам любил исполнять свои стихи под гитару.

5. «Нет, лучше уж сойти с ума» – диалог с классикой

Нет, лучше уж сойти с ума,
Чем ложь, чем посох и сума,
Сума, где доверху и сплошь
За песни выдаётся ложь,
Где мысли нет,
Где сердца нет,
Нет, если ты и впрямь поэт,
Тебя хоть в пекло положи –
Ты предпочтёшь безумство — лжи.

1940

Открытое, даже демонстративное пристрастие Уткина к старым поэтам, особенно пушкинской плеяды, тоже вызывало раздражение критики. Искренний интерес к классике появился ещё в Иркутске, в 1923 году, когда Уткин вместе с друзьями по ИЛХО (Иркутскому литературно-художественному объединению) Д.Алтаузеном, И.Молчановым-Сибирским, В.Друзиным, М.Скуратовым ходил к преподавателям Иркутского госуниверситета М.К. Азадовскому и Л.Г. Михалковичу. Профессора приучали юношей брать пример с поэзии «золотого века»: Пушкина, Баратынского, Вяземского, Тютчева, Фета.

Эпиграфом к своей «Первой книге стихов», вышедшей в Ленинграде в 1927 году, Иосиф Уткин взял строки Николая Языкова («Смело, братья! Ветром полный, / Прям и крепок парус мой!»)

Вопреки популярному в те времена лозунгу «Долой классиков!» он мог процитировать в стихах не только Пушкина или горячо любимого им Лермонтова, но и совсем уж малосимпатичного Нестора Кукольника. Одно из стихотворений, поддерживающих классические традиции, «Михайловское», было написано поэтом в 1943 году. Многие фронтовые стихи Уткина – с эпиграфами из классики. Видимо, обращение к Пушкину помогало оставаться на плаву, в творческой силе, быть живым душой и во время тяжёлой войны. 

Хрестоматийное стихотворение А.С. Пушкина «Не дай мне Бог сойти с ума...», к которому апеллирует Иосиф Уткин, было опубликовано В.А. Жуковским уже после смерти автора. В 1836 году П.Я. Чаадаев, напечатавший в журнале «Телескоп»  «Философическое письмо» с негативной оценкой прошлого и будущего России, был официально объявлен умалишённым. По одной из версий, именно это известие заставило Пушкина обратиться к теме сумасшествия. Таким образом, через голову Пушкина, Иосиф Уткин вводит в свои стихи политическую проблематику, вспоминая об опальном философе, который сокрушался, что «мы живём одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя». С первых строк вступая в уважительную полемику с классиком и выбирая «безумство», Уткин пытается как-то осмыслить сложное для литературы и поэзии время. Да, это не открыто оппозиционная поэзия, это лишь глухое негодование, попытка назвать своими именами ложь и отсутствие живой мысли.

До своего сорокалетия нося эпитет «комсомольский поэт», но не будучи членом партии, Иосиф Уткин написал достаточное количество стихов пропагандистских, полных лозунгов и коммунистической идеологии. Однако сомнения одолевали и его. В рассекреченных документах, составленных по доносам осведомителей НКВД, можно прочитать высказывания Уткина, которые он позволял себе в начале 40-х: «Все поэты похожи друг на друга, потому что пишут политическими формулами. Образ изгоняется потому, что он кажется опасным, ведь поэтический образ –  это не таблица умножения. Я неугоден, потому что иду собственной поэтической дорогой и не поступаюсь своим достоинством. Они хотели бы сделать из советской поэзии аракчеевские поселения, где всяк на одно лицо и шагает по команде… Поэзией нельзя управлять, для неё можно создавать благоприятные условия, и тогда она цветёт, но можно надеть на неё смирительную рубашку, и тогда она есть то, что печатается в наших журналах. Она обращается в казённую свистульку».

О политических настроениях и неблагонадёжности ряда советских писателей, в числе которых был и Уткин, нарком государственной безопасности СССР Меркулов доложил секретарю ЦК ВКП(б) Жданову в конце октября 1944 года, за две недели до смерти поэта.

Уткин стал неудобен, а из-за своей народной популярности и опасен. Поэтому существуют даже конспирологическая версия его гибели. Как бы там ни было, 13 ноября 1944 года самолёт, на котором Иосиф Уткин возвращался в Москву с фронта, неожиданно потерпел катастрофу и разбился. 

Уткин не был плакатным автором, «звездой» и удачливым поэтом. Он был романтиком, любил Лермонтова, увлекался акмеистами, страдал от несчастной любви, переживал от семейных неурядиц, сочувствовал «маленьким людям», сомневался в правильности своей жизни и творчества. Поэзия Уткина – камерная лирика. Она достаточно бедна темами, автор не углубляется в сложные вопросы человеческого бытия, не увлекается философией. Эти стихи, может быть, действительно слишком просты для читателя, воспитанного на Мандельштаме и Бродском. Но что-то в них задевает – то ли разговорная интонация, то ли искренность и теплота обычных, без ярких метафор строк. 

Уткин Иосиф Павлович: материал из Иркипедии, электронной энциклопедии Иркутской области и Байкала

Продолжение следует

Материалы в тему: 

Иосиф Уткин в пяти стихотворениях: новое прочтение комсомольского поэта

По его инициативе и при его активнейшем участии в Иркутске 7 июня 1924 года появилась первая советская молодёжная газета «Комсомолия», которая позднее стала называться «Советской молодежью». Его смело можно назвать отцом нашей газеты. Таким образом, наступают две круглые даты: в 2023 году – 120-летие знаменитого журналиста и в 2024 году – 100-летие нашей газеты. Во второй половине 1990-х, когда гражданский подъём начал спадать и страна находилась в кризисе, начали падать и тиражи газет. Положение «Советской молодёжи», хотя и по-прежнему самой популярной в регионе, пошатнул...