Батюшка из Никольска поднимает целину
Отец Александр собственными руками собрал трактор из металлолома
Храм Святителя Николая в селе Никольском Иркутского района — неприметное строение, практически ничем не отличающееся от других деревенских домов. Старое деревянное здание с закрытыми ставнями и хозяйственными пристройками. Это небольшие владения священнослужителя отца Александра. Когда-то он работал в Никольске механизатором и сварщиком, однако истинное свое призвание нашел в служении Богу. В его окормлении находится несколько деревень, которые он постоянно объезжает, проводит там службы, крестит, исповедует и причащает людей, служит литургии. Тем не менее за повседневными хлопотами, а также для того, чтобы прокормить семью, он не забывает и прошлых своих навыков в сельхозработах. В домашнем хозяйстве у него имеется собственный трактор, на котором он для своих нужд или по просьбе селян может вспахать, посеять, проборонить поля, а также обработать их от сорняков.
Отец Александр рассказывает о своей церкви с душевной теплотой и любовью. Возле одной из иконок горит благодатный огонь, который он привез из Иркутска. — Дома он у меня весь год горит, а сюда я его приношу, когда службы ведутся, — говорит батюшка.
Церковь — из хозяйственного магазина
Практически все иконы и церковный инвентарь пожертвованы из храмов Иркутска. В течение 8 лет в Никольске создавалась церковь. Старое деревянное строение раньше принадлежало зажиточному селянину, после чего в нем сделали хозяйственный магазин.
Пару лет оно пустовало, после чего было решено сделать в нем часовенку. За это время здание порядком обветшало, обшарпалось. Пришлось его подремонтировать: немного перестроить, побелить и покрасить.
— Раньше, когда здесь находился магазин, дверь была с улицы. Мы ее закрыли и сделали со двора. Внутри подняли пол для алтаря, сделали иконостас, — рассказывает отец Александр. — Больше ничего не меняли. Все осталось в прежнем виде.
Ремонт помогали делать и прихожане. В селе их не так и много, больше всего людей собирается на большие праздники: Рождество, Крещение, Пасху и т. д. Когда-то в Никольске уже был храм, однако в то время село располагалось в другом месте — на холме за деревенским озером. Старый Никольск постепенно исчез, не стало и церкви. Где она стояла, не помнят даже старожилы. Рассказывают, что в свое время церковь вывезли в Оек, где ее пустили на хозяйственные постройки.
— Говорили, что в том храме служил слепой священник. Он тайно крестил детей, проводил службы. В 1935 году церковь закрыли, а что стало с батюшкой — неизвестно. Никто из старожилов ничего не знает. Звали его вроде бы Николаем, — говорит отец Александр.
Во всем помогает священнику его жена — матушка Елена. Она поет на клиросе и помогает во всех организационных вопросах. Чистота храма также целиком ее заслуга. Во дворе церкви находится еще пара строений, в одном из них расположена трапезная, в другой кладовая. Сейчас в Никольске нет паломников, однако место для них здесь есть. Пока в трапезной только пьют чай. Сами сделали в ней печку и настелили полы. В планах и открытие воскресной школы, однако для нее пока не нашли помещения.
В окормлении отца Александра находится еще несколько деревень: Майск, Егоровщина, Кударейка, отделение психиатрической больницы в Сосновом Бору. Священнослужитель регулярно объезжает деревушки, проводит службы. Часто и сами жители приезжают в церковь.
От механика до священника
Как рассказывает отец Александр, в Никольск он приехал около 20 лет назад. До этого окончил Читинский техникум механизации сельского хозяйства. Четыре года проработал в Читинской области инженером-механиком. Потом переехал в Иркутск, полтора года трудился на стройке, а затем стал думать, как перебраться в деревню.
— Для меня в городе жить тяжеловато. Я деревенский, — говорит Александр Бочкарев.
В Никольске в то время жила бабушка жены. Вопрос был решен. Отец Александр устроился работать в местный совхоз по специальности. Им с женой выделили квартиру.
— Пятнадцать лет я проработал в совхозе, а после этого стал трудиться сварщиком в ЖКХ, — вспоминает батюшка.
Все это время он посещал церковь в Оеке.
— Покрестился я в 1994 году. Тогда очень сильно болел, не мог вылечиться. Вот и решил покреститься — надеялся, что Господь поможет. Постепенно стал выздоравливать, пока не вылечился совсем. Постоянно посещал церковь, — говорит отец Александр.
И однажды как-то само по себе к нему пришло решение стать священником. После благословения владыки Вадима Александр Бочкарев подал в ЖКХ заявление об увольнении и приступил к новой службе. Сорок дней он проучился в Знаменском храме, затем его рукоположили сначала в дьякона, затем в священника.
В семье отца Александра и матушки Елены воспитываются трое детей. Старший сын живет в Иркутске, второй — с родителями в деревне, а самая маленькая всегда рядом с папой и мамой.
— Дети часто с нами ездили в городские храмы. Младшенькая и сейчас все время с нами в храме проводит — и поет, и рисует, и спит, и ест здесь, — смеется Елена.
Местные жители хотят, чтобы в селе появился новый храм, даже уже есть подготовленный проект, однако пока все это так и стоит на месте. Когда быть новому храму, неизвестно.
Главный кормилец семьи — трактор
Как и все деревенские жители, семья священнослужителя держит свое небольшое хозяйство. Однако, по словам отца Александра, и его придется сокращать.
— У нас есть крупный рогатый скот, птицы и свиньи. Сейчас нужно отказываться — затраты большие. Корм дорогой, поэтому невыгодно уже держать домашний скот. Вырастить дороже, чем продать, — делится своими земными заботами священнослужитель.
Несмотря на то что основное время отец Александр проводит в церкви, не забывает он и о своей давней работе. Навыки ее в хозяйстве всегда пригодятся. Дома у него есть собственный трактор Т-40, на котором он пашет, боронит и обрабатывает землю.
— Я его собрал из металлолома лет 6 назад. Столько же ушло на приобретение запчастей к нему, — рассказывает Александр Бочкарев. — Кабина, например, из Кударейки, колеса нашел в другой деревне. Некоторые запчасти докупал к нему. И хотя у батюшки имеется опыт работы с сельхозтехникой, однако собрать трактор целиком было тяжело.
— Я же занимался механизацией ферм, а конкретно техникой — нет. Многие запчасти закупал. Очень дорогие. Пока вот одно колесо заменил — 8 тысяч стоит. Другие еще нет, на старых езжу. Сын помогает в сборке, когда где-то что-то приварить нужно. Он сварщиком работает, — рассказывает священник. Отец Александр сам собирал плуг, из имеющихся деталей сварил культиватор. Сейчас у него имеется весь набор сельскохозяйственного навесного оборудования к трактору. Благодаря этому у семьи есть заработок, хоть и небольшой. Частенько к отцу Александру обращаются, когда нужно обработать землю, посеять, проборонить. И когда у него есть свободное время, в помощи он никому не отказывает.