В Иркутске уже второй год делают операции по пересадке почек

От почечной недостаточности стало страдать все больше детей

После многолетнего перерыва в детской областной больнице заработала "искусственная почка". Здесь не проводили гемодиализ (очистку крови) более пяти лет — был сломан аппарат. Кроме того, активно вводится в жизнь так называемый перитонеальный диализ, благодаря ему иркутские врачи спасли жизнь и подарили свободу перемещения мальчику из Монголии. Но людей с хронической почечной недостаточностью, в том числе и детей, в стране и мире становится все больше. Избавить от смерти этих больных могут только три вещи: аппарат "искусственная почка", перитонеальный диализ и трансплантация донорского органа.

О почечной недостаточности напомнил Леонид Филатов

Хроническая почечная недостаточность (ХПН) — страшное, неизлечимое заболевание, которое может поразить любого из нас, будь нам хоть два года, хоть 40 лет. Широкую известность в стране этот порок получил на примере актера Леонида Филатова. Зрители помнят, как резко изменился артист после прогрессирования болезни, какой тяжелой и трудной стала его речь (ведь он до последнего вел передачу "Чтобы помнили"). Артисту пересадили донорскую почку, но и после операции Филатов прожил недолго.

Примерно год назад в стране начали говорить о нарушениях, которые были обнаружены в сфере трансплантации донорских органов. Сотням, тысячам людей в нашей стране жизненно необходимы пересадки почки, сердца, костного мозга. Но при этом есть возможность использования некоторыми недобросовестными врачами органов еще живых людей — как правило, представителей неблагополучных слоев населения.

В Москве и Хабаровске прошло несколько судебных процессов по незаконной трансплантации органов, в связи с чем была приостановлена трупная трансплантация. Сейчас разрешена пересадка органов только от живых, добровольных доноров (например, от матери к сыну). И снова заговорили о почечной недостаточности, потому что при этой болезни у человека только три выхода, один из которых — пересадка почки.

Грипп или ангина может привести к тому, что откажут почки

В Иркутской области сейчас живет более 1000 человек с диагнозом "хроническая почечная недостаточность", в том числе несколько сотен с терминальной, требующей заместительной терапии. Но лишь чуть более 100 из них может обслужить Иркутск (гемодиализ в столице Восточной Сибири преимущественно практикуют в областной больнице и в медсанчасти ИАПО). Детский гемодиализ сейчас проводят в Ивано-Матренинской городской и детской областной больницах.

— Гемодиализ на базе нашей больницы существует с 1989 года, — рассказывает Вадим Альбот, заведующий отделом нефрологии. — Потом в связи с поломкой аппарата более 5 лет мы не имели такой возможности, а в прошлом году получили суперсовременный аппарат фирмы "Фризениус", который позволяет работать с детьми практически любого возраста. В данный момент детей с этим заболеванием не так много, на хроническом диализе у нас находится всего один ребенок. С 1989 года через аппарат "искусственная почка" прошло несколько десятков ребят. У детей чаще бывает острая почечная недостаточность, причиной которой могут быть различные вирусные и бактериальные заболевания (грипп или ангина может привести к тому, что откажут почки), а также отравления. Гемодиализ берет на себя функцию поврежденных почек, и деятельность последних восстанавливается полностью или частично.

За 16 лет детей с диагнозом ХПН у нас было несколько десятков, такие случаи бывают 1—3 раза в год. К ХПН приводят разные причины — обструктивные нефропатии (нарушение оттока мочи из организма), врожденные пороки развития, приобретенные заболевания почек воспалительного характера (инфекционные — пиелонефрит, иммунно-воспалительные — гломерулонефрит), сахарный диабет. Без очистки крови такие больные погибают в течение нескольких дней.

— Без нашей помощи дети с ХПН жить не будут, это однозначно, — продолжает Вадим Альбот. — Но и гемодиализ для детей не панацея. Если взрослые живут на "искусственной почке" десятилетиями, то дети выдерживают его недолго. Гемодиализ работает по принципу сита, все частицы ниже определенной молекулярной массы просеиваются, причем как вредные (продукты обмена веществ и токсины), так и полезные — гормоны, витамины, микроэлементы, которые помогают детям расти и развиваться. Дети и физически гемодиализ переносят намного труднее. У них начинаются проблемы с ростом, развитием. У нас был случай, когда юноша в 16 лет весил всего 30 килограммов.

Мальчику из Монголии спасли жизнь в Иркутске

Альтернативный вариант аппаратному гемодиализу — перитонеальный гемодиализ. В брюшную полость больному вставляется катетер, функцию диализатора выполняет сама брюшная полость. Выравнивание между концентрацией вредных веществ в организме и в растворе происходит по принципу диффузии. Раствор заливают через катетер в брюшную полость четыре раза в сутки. В мире этот метод используется несколько десятилетий, в Иркутской области лишь 5 лет. Его несомненные плюсы: больной не привязан к крупным больницам (а детский гемодиализ есть только в Иркутске), очистка крови проводится в домашних условиях, ребенок может ходить в школу, гулять и всего раз в месяц посещает областной центр, чтобы забрать растворы и показаться врачам. При этом никаких денег семья не тратит, лечение полностью бесплатное.

— Сейчас у нас двое детей находится на перитонеальном гемодиализе, — говорит доктор. — Это 11-летняя девочка из деревни Куйты Аларского района и 10-летний мальчик из Монголии. Консул этой страны, живущий в Иркутске, часто звонит и приходит с благодарностями. Единственное осложнение, которое может возникнуть у этих детей, — это перитонит, но при соблюдении всех условий антисептики он невозможен.

Девочку из Куйты готовят к пересадке почки

Во всем мире детского хронического диализа не существует. Если для взрослых — это панацея, спасение жизни, то для детей — способ довести ребенка до трансплантации почки.

— В Иркутске уже второй год делают операции по пересадке почек. Проведено порядка 10 операций, среди них и детская. Девочка из Байкальска была нашей пациенткой, у нее был хронический прогрессирующий гломерулонефрит. Он не поддавался современным методам лечения и за 3 года вышел в почечную недостаточность. Девушке пересадили почку от матери, она благополучно живет с ней уже год. Девочку из Куйты мы тоже плавно готовим к операции по пересадке почки.

Кстати, вариант пересадки родственных органов — идеальный. Такая почка приживается в 90—95% случаев, тогда как трупная не более чем в 80%. Но и трансплантация почек — не панацея для больных. После пересадки органа человеку требуется длительная, жесткая терапия препаратами с рядом побочных эффектов, которые могут влиять на рост ребенка и на его половое развитие. Но и у людей с пересаженными почками есть шанс обзавестись потомством. В ряде случаев болезни почек передаются от родителей детям, например наследственный нефрит и поликистоз. В отделении нефрологии сейчас наблюдаются дети, чьи родители в детстве неоднократно лечились и наблюдались здесь же.

У бурятских детей болезнь протекает тяжелее

Заведующий отделением нефрологии Вадим Альбот практически всех детей, находящихся в данный момент в отделении, знает по именам. Вот семилетняя Даша из Мишелевки, которую искусственная почка спасла: одного сеанса девчушке хватило, чтобы вынырнуть из сложной ситуации, когда острая почечная недостаточность реально угрожала жизни.

Помнит доктор и всех детей, которым был поставлен диагноз "хроническая почечная недостаточность". Вот он показывает фотографию, с которой страдальчески смотрит девчушка 9 лет с огромным животом — от избытка жидкости в организме. Почки не справлялись со своими функциями, с отеками девочка весила 38 килограммов, после лечения — 23. Родители не восприняли болезнь дочери всерьез — то приезжали лечиться, то нет. Кстати, таких несознательных пап и мам на памяти Вадима Альбота было несколько. Они просто уезжали из Иркутска, где их детям могли помочь, и те погибали от самоотравления организма. Недолгая, но мучительная смерть.

Всего за 16 лет существования в детской областной больнице от болезней почек умерло 10 детей, некоторые из них погибли в неспокойные 90-е годы, когда страну лихорадило и в больнице просто не было расходных материалов для гемодиализа, а также необходимых лекарств. Кстати, у бурятских детей ХПН протекает тяжелее, чем у европейцев, и объяснения этому пока не найдено.

А болезнь продолжает прогрессировать и поражать человечество. Если в 2004 году в мире таких больных было 10 миллионов человек, то в 2014 году ожидается уже 20 миллионов. Хватит ли на всех аппаратов "искусственная почка" и донорских органов? Вряд ли... Тем более в нашей стране, где сфера здравоохранения практически самая нуждающаяся.

  • В Иркутской области сейчас живет более 1000 человек с диагнозом "хроническая почечная недостаточность", в том числе несколько сотен с терминальной, требующей заместительной терапии. Но лишь чуть более 100 из них может обслужить Иркутск.
  • Гемодиализ работает по принципу сита. Все частицы ниже определенной молекулярной массы просеиваются, причем как вредные (продукты обмена веществ и токсины), так и полезные — гормоны, витамины, микроэлементы, которые помогают детям расти и развиваться.