Как начинался КВН в Иркутске

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО в №№ 35-36-37

Дальше – конкурс художников: шаржи на капитанов. В альбоме есть снимки этого сеанса портретной живописи, и даже там видно отличие в стиле выступлений команд. Капитан СЭИ сидит на стуле прямо, сложив руки на коленях, как на очень старых фото, а его коллега согнулся, отвернулся, наполовину закрыв лицо сложенной ладонью – так дуэлянты-позорники прикрывались перед выстрелом противника. Это его не спасло: Игорь Таничев сделал совершенно блестящий портрет, выразив суть капитана: нарисовал его в виде петуха при умопомрачительном портретном сходстве. Ксерокопия портрета долго висела в стенгазете ПСП. Потом художники с завязанными глазами дискретно рисовали кошек по командам: усы, хвост, лапы, уши, туловище – у обоих изумительно получилось, зал отпал.

***

Дальше гвоздевой, самый дорогой номер, 10 из максимально возможных 100 баллов. На сцене титанический, много больше даже чем у Л.А. Крумма портфель, найденный на улице. Жестокий спор, чей он, вели Лариса Галант («Да мой это, его весь ПСП знает!») и её адвокат Валерий Тимошин с капитаном СЭИ («Я точно не утверждаю, портфели сейчас так похожи, но не исключено…») и его ассистентом свидетелем Ростиславом Ивановским. Судья – всамделишный следователь Валерий Титов.

В портфеле лежали шесть предметов, версии которых требовалось дать. От ПСП – электрическая пробка со спрятанной внутри помадой (опять подвох…), головоломка-сцепка из фигурных деревяшек (Ивановский её запросто разобрал и собрал) и чёрная камилавка. От СЭИ: сушёная таранка с жутко иностранной этикеткой «Homul sapiens», паркетная плитка и скомканный свёрток из французской коммунистической газеты «Humanite Dimanche» с пищевыми отходами.

***

Жюри никак не комментировало состязание по его ходу. Команды не видели со сцены табло с очками – работали полностью вслепую. Сколько стоит какой номер, не знали до состязания, не узнали и после. До нас дошло, что при максимальной сумме 100 баллов танец стоил всего 3, зато портфель – 10. Если считать, что до портфеля команды шли более-менее на равных, побеждая по очереди, то счёт 75:73 в пользу СЭИ, появившийся на табло после портфеля перед конкурсом капитанов – необъясним. Из программы по ходу были исключены два истинно КВНовских номера, объявленные заранее: логическая задача для команд и аукцион знаний для болельщиков.

Встав в единую линию на сцене, участники завершившегося состязания ждали судьбоносного решения мудрого и справедливого жюри. Чтобы заполнить паузу, команда СЭИ запела победную песню гренадёров: ведь кроме приветствия и песни капитану, мы не проиграли заметным образом ни одного номера, а целый ряд состязаний явно, на «туше» и «нокаутом», выиграли.

И вдруг на табло счёт 75:73 перешёл в 88:90 – победа ПСП. Гром по пеклу! Половинки зала взорвались, естественно, по-разному. Наши противники чуть с ума не сошли, бросились друг друга обнимать. Ну а наши… Я вышел перед окаменевшей, но нашедшей мужество улыбаться шеренгой: «Команде-победительнице института РСП – СЭИ-ура!» – после чего «капитан Миша поздравил капитана Сашу со своей победой».

Дальше пошли призы – от обкома ВЛКСМ, от телевидения – командные и персональные. Призы слабоватые. Победители получили модель телевизора с картинкой скульптуры Огюста Родена «Мыслитель» размером 10 на 15 см (?!)

Памятные подарки обеим командам от комсомола – модели яхт. Наша стояла на шкафу секретаря ВЛКСМ, пока куда-то не уплыла – возможно, в Армению, там озеро Севан – от Еревана можно автобусом добраться. Но свято место не бывает пусто. В конце 1960-х главные забойщики команд А. Кузнецова и И. Шер, участвуя в шефской поездке иркутского комсомола во Владивосток, организовали блиц-КВН между боевыми подразделениями кораблей Тихоокеанского флота. Так вот Игорь привёз оттуда полученную в подарок модель брига «Меркурий» из нержавейки, подарил её  Л.А. Мелентьеву, а потом эта модель двухмачтового парусника встала на вечный прикол в музее СЭИ.

Капитану СЭИ вручили очень детский барабан. Мотивировка: у него уже есть рожок, пусть будут два музыкальных инструмента. Супружеским парам СЭИ – одна, но многослойная матрёшка. Конечно, дело не в призах, но всё же как-то бедновато…

***

Передачу вели Елена и Георгий Люстрицкие, тогда, соответственно, актриса Иркутского ТЮЗа и старший редактор (или что-то в этом роде) телевидения. Вскоре Георгий Данилович стал зампредом Иркутского областного комитета по телевидению и радиовещанию.

Резонанс был не то чтобы ошеломительный, но сильный. Членов команды узнавали на улице, приветствовали, поздравляли, расспрашивали.

А что было дальше? Каких-то поздравлений по линии дирекции института и президиума ВСФ СО АН не было. Нам передали, что Лев Александрович, когда вернулся из командировки, спросил Юрия Николаевича: «Как они проиграли-то, хоть не позорно?» Обком комсомола наградил грамотами И. Шера, Р. Овсепяна и меня – и это в общем немало, обком не райком.

Среди причин награждения могло быть письмо первому секретарю обкома ВЛКСМ Г.Ф. Куцеву за подписями этой тройки с развёрнутыми, конкретными и обоснованными предложениями в части развития иркутского КВН на основе анализа первой его встречи. Телевидение тоже признало высокое КВНство СЭИ: И. Шер и я были введены в состав жюри, принимали участие в судействе ещё трёх встреч, наши материалы – взгляд из ложи жюри на вторую и третью встречу – были опубликованы в «СМ» и «ВСП».

Вот полный перечень последующих встреч иркутского КВН с сохранившимися деталями:

29 апреля 1966 года. Восточно-сибирские управления железной дороги и гражданского воздушного флота – «Чугунка» и «Штопор». Победа «Штопора», председатель жюри – ответственный секретарь Иркутского отделения Союза писателей М.Д. Сергеев.

28 ноября 1966 года. Иркутский театр юного зрителя. Иркутский институт органической химии СО АН СССР – Иркутский государственный институт редких и цветных металлов – «Ох» (капитан Виктор Мюсенас) и «Дробилка» (явно ведущий игрок – Борис Левинский). Победа «Ох» 73,8:71,9; председатель жюри – первый секретарь обкома ВЛКСМ Г.Ф. Куцев.

В третьей встрече СЭИ оказал помощь ИрИОХу: консультации при подготовке программы, санкционированный ввод ограниченного контингента своих болельщиков в зал – с последствием; участие в экспресс-банкете по случаю победы; выпуск спецОХовского номера газеты «Энергия – Сибири» («электрификация+химизация»).

22 января 1967 года. Сибирский институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн СО АН СССР и «Иркутскгражданпроект» – «Солнечные пятна» (капитан Андрей Галкин) и «Кнопка». Победа «Солнечных пятен».

18 марта 1967 года. Иркутский политехнический институт и Иркутский государственный университет – «Пи» (капитан Юрий Глушков) и «Удочка». Победа «Пи».

Материалы в тему: 

Как начинался КВН в Иркутске

8 ноября – международный день КВН. Впервые его отметили в 1996 году, но игра известна с 8 ноября 1961 года, когда журналист Сергей Муратов, врач Альберт Аксельрод и инженер Михаил Яковлев придумали телепередачу «Клуб Весёлых и Находчивых». Первая игра Клуба в Иркутске состоялась в феврале 1966 года. В ней участвовали команды Энергетического института СО АН СССР и проектного института «Промстройпроект». Об этом в своё время рассказал участник встречи Александр Кошелев. Вспоминаем о том, как готовилась игра и проходила в прямом эфире на областном телевидении. Полный текст был опубликован в...

Как начинался КВН в Иркутске

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО в №35 от 12 сентября 2024 года И вот в такой ситуации, когда отказаться от номера было ну никак уже нельзя, родилась конгениальная идея светового, из неоновых лампочек, табло «Пляшущий робот». Короб-панель размером примерно метр на полтора (залитый тушью картон с зановесочкой из кальки), сотни две лампочек при сочетании минимума позиций для каждой ноги и каждой руки, туловища и головы. Табло в обстановке секретности за три дня изготовили Виктор Абрамов, Олег Балышев, Юрий Смирнов и Игорь Шер. Работа шла за дверью в конце коридора у лаборатории гидравлических и трубопр...

Как начинался КВН в Иркутске

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО в №№35-36 Кстати, фотосъёмку мы провели тщательно и системно: Станислав Сумароков – дома с экрана, Рудольф Ермаков и Михаил Моторов – из зала, Игорь Шер и я – со сцены. Видел ли кто-нибудь, чтобы солисты балета Большого театра или Мариинки, чтобы все из себя вахтанговцы, ленкомовцы или образцовские кукловоды щёлкали фотоаппаратом по ходу действия на сцене? А чтобы футболисты? Хоккеисты? Гимнасты на перекладине? И снимки получились очень даже ракурсные. На одном кадре с экрана, где спины капитанов даны крупно, явно заметно, что обе рубашки промокли от творческого пота. ...