Творческий кладезь Иркутска

В век машинный, заводской продукт с лихвой заменяет рукоделие – казалось бы! Изделия современных творцов и умельцев становятся подтверждением как раз обратному: ручная работа любима и ценна как своим видом, так и применением… А убедиться в этом можно благодаря красочным экспозициям. Об одной из них – сегодняшний рассказ.
29 сентября в Городском выставочном центре имени В.С. Рогаля завершилась выставка «Золотые руки мастеров», посвящённая победителям фестиваля «Хоровод ремёсел на земле Иркутской – 2024». Видов работ было не счесть: и кукла, и резьба по дереву, и даже загадочный «фьюзинг»… Но обо всех впечатлениях по порядку – а их осталось множество.
Встречала гостей ГВЦ работа, взявшая Гран-при фестиваля – берестяной панно-триптих, композиция из трёх частей на общую тему коллектива «Оберег» из Новой Игирмы. Главным героем стала фигура знакомая и яркая – шаман, окружённый рыбами-тайменями, наскальными рисунками и национальными орнаментами. Панно будто бы «соткано» из множества материалов, и каждый хочется рассмотреть поближе: где-то в дружном хороводе веселятся выцарапанные тучные силуэты, где-то ветки продолжают грозный взмах руки шамана, а внизу вместе с тайменем плывут узорами камешки, поблёскивая песком. Триптих полон движения, что примечательно – движения в грубых и «сыроватых» материалах, а наряд шамана на фоне берёсты выглядит особенно волнистым, рельефным.
Сопровождал работу ещё один триптих «Таёжные жители» за авторством М.И. Рузавиной – берестяные «портреты» лося, медведя и глухаря, отлично дополнившие фигуру шамана могучим обликом.
Рядом с увесистыми берестяными работами расположились мягкие и трогательные куклы Галины Усовой, Ольги Панфиловой и Оксаны Сухановой. Образы самые разные! Маленькие барышни с кроткими лицами в пышных юбках, чудные дед и бабка с круглым носом из завёрнутой ткани, пара усатых котов, важно разгуливающих по крышам деревянных домиков… А самая очаровательная кукла – тряпичные неразлучники, крепко обнимающие друг друга и связанные пояском: очень уж тепло она выглядит.
Следом за куклами – картины. Говорят полотна не только красками, но и своими поверхностями: «Осенний залив» Жадан Натальи трещинками дерева удивительно воплощает скалы, напоминая о картинах на срезах деревьев, где минеральная крошка, наоборот, кажется листвой… Настолько чудесно меняются материалы в умелых руках.
Настроений и восхищений на выставке было множество: в воздушных воротниках Фёдоровой Надежды, плетённых на коклюшках – небольших деревянных катушках, в добрых и выразительных керамических статуэтках кузнеца и фоторепортёра авторства Пушкарёвой Людмилы и в завораживающих блюдах Инны Ковалёвой, выполненных в технике с загадочным названием «фьюзинг», за которым прячется обыкновенная плавка стекла. Однако посуда в этой технике получается необыкновенной – будто маленький витраж.
Гостья выставки, коренная иркутянка Ирина Анатольевна поделилась светлыми чувствами:
– Всё, что мы здесь видим, – прекрасно. Очень хорошо, что народ занимается искусством – из глубины души. Оно ведь неподдельное, не по приказу, не по заказу. И очень хорошо, что находятся люди, которые продолжают и передают его дальше, как было до – из рода в род, от матери к дочери… Пока всё это есть, есть надежда, что у нас всё будет хорошо.
Слова эти верные, ведь народные промыслы и ручной труд – то, что в своём единстве удивляет и радует разнообразием. И держаться за это необходимо.
