Как начинался КВН в Иркутске

8 ноября – международный день КВН. Впервые его отметили в 1996 году, но игра известна с 8 ноября 1961 года, когда журналист Сергей Муратов, врач Альберт Аксельрод и инженер Михаил Яковлев придумали телепередачу «Клуб Весёлых и Находчивых».

Первая игра Клуба в Иркутске состоялась в феврале 1966 года. В ней участвовали команды Энергетического института СО АН СССР и проектного института «Промстройпроект». Об этом в своё время рассказал участник встречи Александр Кошелев.

Вспоминаем о том, как готовилась игра и проходила в прямом эфире на областном телевидении. Полный текст был опубликован в альманахе «Прогулки по старому Иркутску», № 1 за 2016 год.

СЭИ выбрала в качестве соперника инициативная группа, наверное, самого крупного в Иркутске проектного института «Промстройпроект», где КВН проводился уже несколько лет, основной состав команды был определён и натренирован. Безусловно уверенные в победе хоть над кем, профессионалы горели желанием положить на лопатки публичного кого-нибудь поизвестнее, поименитее. Кроме сотрудников телевидения, старшего редактора молодёжных программ Нелли Афанасьевны Матхановой и режиссёра Теофила Коржановского, к реализации встречи КВН прямое отношение имел Иркутский обком комсомола – в частности, Эля Миронова. Обком действовал через секретаря институтского бюро ВЛКСМ Роберта Сарибековича Овсепяна.

Чем ближе становился день встречи, тем сильнее мы осознавали, что согласились сгоряча и зря, но… лично я, назначенный капитаном, до того ни в каких видах самодеятельности не участвовал, к тому же у меня через месяц была назначена моя кандидатская защита в Москве. Никто из остепенённых научных лидеров, закалённых в диспутах международных конференций и уже напреподававшихся в столичных вузах, не дал согласия защищать честь и флаг СЭИ в КВН. Ну а помощь от них… Мне запомнился лишь совет Ю.М. Горского: заранее сконструировать фразы, которые годились как ответы на любые вопросы.

Примеров фраз Юрий Михайлович не дал, а в голову лезли лишь такие: «Сам дурак», «Сам ты три дня не умывался», «А у вас в Америке негров вешают…» Кстати, именно такой финт был удачно использован в третьей встрече капитаном команды СибИЗМИРа Андреем Галкиным. На вопрос то ли ведущих, то ли соперников «Почему сосиска лопается вдоль, а не поперек?» он не стал приводить формулу сопромата, а ответил философски, скромно и с достоинством: «C`est la vie | Такова жизнь». Как мы потом узнали, команду соперников готовил к выступлению весь их коллектив, шли тренировки-репетиции болельщиков. Подготовку держал на контроле лично директор – его фамилию мы узнали из плаката во время встречи: «Не робей, за нас болеет сам Рабей!»

Наш директор, он же председатель президиума ВСФ, был тогда в отсутствии. Я пришёл к его заместителю по президиуму Беляеву Владимиру Ивановичу в его более чем просторный кабинет в теперешнем здании Иркутского художественного музея. Просьба была скромной: пустить нас в конференц-зал ВСФ на вечерок потренироваться, но он глянул на просителя, как Ленин на мировую буржуазию. Короче, состоялась лишь одна репетиция в самой большой комнате СЭИ – команда разучила допинговую песню капитану, сочинённую в основном Анной Шварцберг (слова) и Славой Ивановским (музыка).

Единственная материализованная помощь – это взятая напрокат в драмтеатре ряса-халат для капитана (подразумевалась мантия средневекового алхимика). Дурацкие академические шапочки сделали сами из покрашенного картона – обруч с квадратом. Сеня Каплун придумал и сделал ракету, которая содержала огромный, в стиле упавшей на Остапа Бендера перьевой ручки, карандаш «КВН-1» и уж вообще неимоверной длины рейсшину.

Сеня он Сеня и есть: система зажигания-разделения ракеты во время игры сработала лишь после того, как команде и болельщикам соперников надоело выражать бурную радость по поводу задержки космического старта.

При подготовке произошло то, про что говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Игорь Александров, сам вызвавшийся сбацать чечётку в согласованном с командами конкурсе танцоров, за три дня до встречи слинял без видимых причин.

И вот в такой ситуации, когда отказаться от номера было ну никак уже нельзя, родилась конгениальная идея светового, из неоновых лампочек, табло «Пляшущий робот». Короб-панель размером примерно метр на полтора (залитый тушью картон с зановесочкой из кальки), сотни две лампочек при сочетании минимума позиций для каждой ноги и каждой руки, туловища и головы.

Табло в обстановке секретности за три дня изготовили Виктор Абрамов, Олег Балышев, Юрий Смирнов и Игорь Шер. Работа шла за дверью в конце коридора у лаборатории гидравлических и трубопроводных систем, возле входа в помещение гидрогенераторной и фотолабораторий – народ привык, что там всё время колотят, паяют и вообще химичат.

Продолжение в следующем номере

Материалы в тему: 

«Спасибо за всё!»

Роман Калинин, Иркутск: – Для каждого, кто играл в КВН, Александр Васильевич Масляков был не просто ведущим когда-то самой популярной игры КВН. Он был что-то вроде Бога в рамках этого движения. Бесспорно, у него было много популярных проектов, но он всегда будет ассоциироваться только с КВН. Мягкий на экране, жёсткий, авторитарный в работе, от которого нередко на репетициях и редакторских показах прилетало непечатное слово. Но и результат от этого был колоссальным. Феноменальная память, эрудиция, он интуитивно чувствовал, что именно нужно добавить или убрать. 12 лет я играл в КВН и был к...