Александровское: село с новыми надеждами и большим потенциалом
Три года назад село Александровское Боханского района переживало отчаянные времена. Почти в каждом доме обсуждали только один животрепещущий вопрос: закроют ли Александровский централ? Так местные жители привычно называли психиатрическую больницу, в которой много лет трудилась едва ли не каждая вторая семья. Многим тогда казалось, что это начало конца и постепенно село начнет вымирать. Однако, как выяснилось позже, предполагать такое было преждевременно. Конечно, вопрос безработицы стоит сейчас острее, чем раньше, однако Александровское по-прежнему живет и строит планы на будущее. А таковых здесь немало.
Подготовленные кадры
Заезжая в Александровское, нельзя не заметить красивые, аккуратные, добротные дома, радующие глаз современными фасадами, пышной зеленью и цветами. Однако углубившись в центральную часть, можно увидеть более привычные для сельской местности пейзажи: бревенчатые избы, покосившиеся ворота, завалинки. Все как везде. Однако редко какой населенный пункт, даже большой, может похвастаться тем, что на его территории есть памятник архитектуры федерального значения.
О непростой судьбе этого исторического объекта наслышаны многие. Основанный как винокуренный завод, в конце XIX века он был превращен в центральную каторжную тюрьму, где на пересылке находились такие легендарные личности, как Дзержинский, Фрунзе, Орджоникидзе. В 1955 году ее ликвидировали, и в освободившихся пенатах обосновались пациенты психиатрической больницы. Жизнь текла тихо и незаметно до начала 2000-х годов, когда впервые прозвучало намерение закрыть учреждение здравоохранения. И впоследствии его слышали еще не один раз.
Серьезные перемены настали в 2015 году, когда больных начали вывозить в другие больницы. И хотя медперсонал бил во все колокола, в 2016 году психиатрическое заведение было закрыто окончательно. Часть персонала ушло на пенсию, а оставшиеся стали выезжать на работу в Иркутск и Сосновый Бор. Когда в новой Боханской ЦРБ открыли психоневрологическое отделение, кадры для него искать не пришлось. Были готовы свои, опытные — из Александровского.
И тем не менее многие медработники до сих пор не оставляют надежды на то, что на территории поселения создадут медицинское учреждение. Тем более что место для него вроде как уже выбрано. 10 лет назад, когда велись разговоры о строительстве психоневрологической больницы на территории поселения и была начата подготовка ПСД, участок под его возведение был выделен в урочище Соболятник. Эта красивая просторная местность расположена примерно в 100—200 метрах от села. Однако проект был забыт, а сейчас некоторые жители подумывают о том, почему бы не построить здесь областной противотуберкулезный диспансер, в котором так нуждается Иркутская область. Это позволило бы решить вопрос с дефицитом рабочих мест. И не только одного села. А на базе разрушающегося Александровского централа можно было создать мемориальный комплекс. Ведь история у этого уникального объекта богатейшая.
Об этом также неоднократно говорили после закрытия больницы. Был даже создан Фонд возрождения Александровского централа. Предполагалось, что комплекс будет включать в себя не только главный корпус, но и все прилегающие старые строения: склады, гаражи. В планах было строительство трактира, гостиных дворов. Все это могло бы привлечь приток туристов. Ведь такие мрачные заведения всегда пользуются живым интересом у людей. А в этих стенах действительно есть что рассказать и показать. Вот только для того, чтобы воплотить эту мечту в реальность, необходимы серьезные финансовые вливания, которые никто не может предложить. По мнению Людмилы Поздняковой, главы МО «Александровское», такая возможность может появиться только в том случае, если централ станет федеральной собственностью. Тогда он сможет войти в одну из госпрограмм.
Чужой родной человек
К слову, у Людмилы Ивановны есть собственная уникальная история, связанная со знаменитым Александровским централом. И это не какая-нибудь страшная легенда, каких здесь водится немало, а нечто светлое и душевное. И этой историей она поделилась с нами.
— Моя свекровь, Валентина Алексеевна Комова, приехала сюда работать по распределению из Пензенского медицинского училища. В Иркутскую область она прибыла не одна, а с подругами-однокурсницами. Их всех отправили по разным городам и весям. Там они все осели, вышли замуж, родили детей. И как это часто водится, потерялись. К сожалению, Валентина Алексеевна умерла молодой. На тот момент ее сыну, моему мужу, было восемь лет. Прошли годы. Как-то раз моя мама слушала передачу по иркутскому радио, и женщина, заказывая песню и рассказывая о себе, сообщила, что ищет свою подружку Валентину Алексеевну Комову, с которой они когда-то вместе приехали из Пензы сюда. Мама об этом рассказала мне. Я позвонила на радио, спросила адрес, но мне сказали, что известен лишь абонентский ящик в Усолье-Сибирском. Тогда я написала письмо, указала свой телефон и адрес и стала ждать ответа. Прошло два месяца. А затем мне звонит Александра Афанасьевна Моисеева. И вы не поверите, с тех пор мы стали как одна семья. Мой муж воспринял ее как родную маму. Мы общаемся, она знает всех наших детей, не забывает дни рождения и очень трепетно относится к моему мужу, сыну своей дорогой подруги. Как-то раз, приехав к ней в гости, мы захватили с собой старый альбом с фотографиями. И на одном фото были изображены две подружки: Валентина Алексеевна и Александра Афанасьевна. Она тоже достала альбом и показала нам точно такой же снимок. Обе хранили его многие годы. Александра Афанасьевна мне рассказывала: «Знаешь, как мы тогда жили? Одно платье носили. А потом нас судьба раскидала». Вот так нежданно-негаданно мы стали родными, казалось бы, с совершенно чужим человеком. И я благодарна судьбе, что она нас случайно свела с таким прекрасным человеком. Поэтому я всегда и всем говорю о том, что надо верить в хорошее. И оно обязательно придет, — уверена Людмила Позднякова.
Сами себе режиссеры
В пользу слов главы поселения говорит и тот факт, что здесь спустя 20 лет забвения возобновил работу Дом культуры. Это монументальное сооружение привлекает внимание не меньше, чем Александровский централ. Белое двухэтажное здание с примечательным рисунком под крышей находится на возвышении, к которому ведут три ряда ступеней. Большая мечта главы администрации и культурных работников облагородить эту территорию. Она и сама словно просит об этом. Сверху открывается панорамный обзор на село, центральную магистраль и местные живописные виды.
В самом ДК жизнь не затихает ни на день. После многолетнего простоя он вновь собирает взрослых и детей. Сейчас здесь работают два хореографических коллектива: «Веснушки», «Алекса», два театральных — театр теней Shadows и юмористический «Смайл», два хора — «Соловушка» и «Чистые Ключи». А еще есть киноклуб «Алекс». Школьники вместе с наставниками снимают документальные короткометражные фильмы, с которыми они выходят не только на районные, но и на всероссийские конкурсы. Конечно же, начинающие режиссеры, сценаристы и операторы не могли не снять картину о легендарном Александровском централе. Ее название — «Сквозь время».
— В основе сюжета — женщина, которая рассказывает о своей сестре — узнице центральной тюрьмы, девочке, занимающейся исследовательской работой. Она читает письма сестры, и, слушая их, мы понимаем, в каких ужасающих условиях жили заключенные, как они спали на необструганных досках, мерзли и радовались воде, в которой плавали кусочки капусты, — рассказывает нам Анна Герасимова, художественный руководитель ДК.
Фильм был создан два года назад, к юбилею района, и занял первое место. Затем его отправляли и на Первый всероссийский конкурс-фестиваль сценического и художественного искусства «Волна успеха». Команда стала лауреатом первой степени. Еще один творческий проект — фильм «Фанатки». Этот шедевр документалистики был снят на фоне массовой любви к популярному сериалу «Мажор». Он получил призовое место за оригинальность.
Впрочем, несмотря на первые признания, Анна Герасимова уверена, что им еще надо очень долго расти до настоящих высот. Недавно они с ребятами вернулись с «Театральной весны на Байкале — 2019». Для александровских ребят это было познавательное путешествие. Они и продемонстрировали собственные возможности, и посмотрели на других, а заодно поучаствовали в различных мастер-классах.
Это интересно
Первая, самая старая улица — Дзержинского, которая изначально называлась Большой. Крайняя ее часть, обращенная на юго-восток, носила название Шламбон. Его старожилы села применяют и сегодня. «Шламбон» — трансформация от слова «шлагбаум», который стоял при въезде в село. Другой край улицы, обращенный на северо-запад, называли Теребиловкой, там жили самые бедные. По словам старожилов, в этой части обитали люди, которые из-за нужды грабили (теребили) на дорогах богатых проезжавших.
Истории с печальным концом
Главная изюминка местного Дома культуры — это театр теней Shadows. Причем создали его совершенно случайно.
— Шла репетиция. Стояла ширма, экран и работал проектор. Дети вокруг бегали. Одна девочка села и начала разглядывать свою тень. Сзади к ней подошел мальчик, поднял ногу, и получилось так, словно он поставил ее на девочку. Затем подошли другие ребятишки и стали придумывать другие движения, чтобы это выглядело забавно на тени. С этого все и началось. Мы сразу начали думать, как бы нам сделать собственный театр теней, и уже через два дня был готов первый номер. Мы свозили его в район на конкурс «Театральная весна — 2017» и заняли первое место, — говорит Анна Александровна.
С ее слов кажется, что это очень легко и просто, но на деле все совсем не так. Тем более что тема для постановки была выбрана очень серьезная — детский дом. Школьники разыграли историю о судьбе одной девочки, которая мечтала о семье, но ее никто не брал. Однажды ей приснился сон, что у нее появились родители, и когда она проснулась счастливой, то начала бегать и их искать. И, конечно, не нашла. Вот такая печальная история. Еще один трагичный сюжет был поставлен к Дню матери — про одинокую бабушку, которая каждый день ходила на почту и проверяла, нет ли писем от ее детей. Когда же они, наконец, вспомнили о забытой ими матери, та уже умерла.
После того как эту постановку увидели жители села, в зале стояла гробовая тишина, и только слезы стали доказательством того, что люди прочувствовали эту картину до глубины души. Конечно, напрашивался вопрос: почему столько драмы? На что художественный руководитель привела вполне объективный довод, с которым сложно не согласиться: «До людей можно достучаться только слезами. Ведь сейчас редко кто отзывается, когда, к примеру, к нему на телефон приходит сухая информация с просьбой о помощи. Другое дело — когда есть живая история, которая трогает до слез. Да, детям сложно передавать эти тяжелые жизненные ситуации, они их пропускают через себя, сопереживают, и мы надеемся, что в каждом из них что-то останется...»
И все же в запасе у творческой группы есть и юмористические постановки. Одну из них они представят совсем скоро широкой публике. По словам Анны Герасимовой, театр теней позволяет и без ярких красок показать живую, настоящую картину. Правда, работать приходится очень много, и зрителям остается только догадываться, как детям удается собственные тени складывать в кровати, здания и целые улицы. Для этого требуется особое мастерство.
Помимо участия в художественной самодеятельности дети занимаются в кружках рукоделия и «Очумелые ручки». Там их учат плести корзины и вазы из газетных трубочек, выполнять работы из пенопласта, дерева, гипса и других подручных средств. Среди коллекций готовых изделий есть и сундуки, выполненные из коробок из-под обуви. Так что народные умельцы изо дня в день доказывают, что можно сделать диковинную вещь из любого материала. Главное — проявить немного смекалки и креатива.
Три кита Александровского
В минувшие выходные жители села вышли на субботник. Задача стояла навести порядок на пожарище, который образовался в прошлом году. Как отмечает Людмила Позднякова, в Александровском есть активная молодежь, которая всегда откликается на любой призыв о помощи, а нередко они и сами являются инициаторами полезных общественных мероприятий. Например, каждый вторник по улицам проезжает трактор и собирает пакетированный мусор.
— Многие ребята работают вахтовым методом, поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы у нас было предприятие, на котором могли бы работать наши жители, — говорит Людмила Ивановна. — Раньше наше село держалось на трех китах. Это откормочный совхоз, который существовал до 1991 года, дорожное ремонтно-строительное управление, благодаря которому были построены одна из улиц, Дом культуры, детский сад, контора, и третий — это психоневрологическая больница. Совхоз и лечебное учреждение закрыты, и остался лишь участок филиала Дорожной службы Иркутской области.
По словам главы поселения, сельским хозяйством заниматься в Александровском сложно. Больших пахотных площадей здесь никогда не было. Бывший откормочный совхоз работал только на привозном фураже. Местное население держит скот лишь для себя, а многие сейчас и вовсе покупают сельскохозяйственную продукцию в магазинах. Из-за отсутствия агропромышленного сектора поселению сложно войти в госпрограмы по развитию сельских территорий. Выручают «Народные инициативы». Благодаря этой поддержке был приобретен трактор для подвоза воды, отремонтирован ДК, построен корт и пробурена скважина в самой высокой точке села. Там же в прошлом году было организовано ТОС «Высота». Его силами от скважины был проведен летний водопровод. Теперь в планах самоуправления благоустроить кусочек нетронутого леса и создать сосновый парк.
В скором будущем в Александровском, возможно, будут созданы еще два ТОСа — в других частях села. Одно из них возьмется за благоустройство двух старых колодцев, в которых имеется свежая чистая вода, а другое будет благоустраивать Солдатское озеро, являющееся гордостью Александровского. Его облюбовали журавли и цапли, а также в нем водится карась. Местная ребятня в жаркую летнюю пору любит купаться в прохладной воде.
— Конечно, проблемы у нас есть и их много. Так же как и в других сельских территориях, — говорит Людмила Позднякова. — Например, никак не можем решить вопрос с освещением улиц. Фонарей нет даже на центральной улице, не говоря уже о тех, что ведут к школе и детскому саду. Дети вынуждены ходить в темноте.
Говоря о перспективах села, вывод делаем один: развивать туризм и оздоровительный отдых.
— У нас со всех сторон есть живые чистые ключи, хороший ландшафт, сосновый бор, оздоровительный лагерь «Чайка». Он летний, но можно сделать и круглогодичный. Местность позволяет провести там лыжню и сделать замечательный уголок для зимнего отдыха. А если на базе Александровского централа создать музейный комплекс, то это придало бы новый импульс развитию нашего селения, — уверена Людмила Ивановна. — Наша молодежь хочет жить на своей земле, а это можно сделать, только если будут рабочие места. И над этим нам нужно работать.