В школу без мобильников?

Близится 1 сентября. Для многих родителей это большая радость, но и огромное испытание, ведь каждый год федеральные власти вводят новые правила. В нынешнем году, например, школы будут обязаны ограничить использование мобильных телефонов. А не за горами и новые ГОСТы в отношении школьной формы. Министерство просвещения закручивает гайки?

Все должны быть в равных условиях

О нововведениях в школах и о многом другом мы поговорили с начальником департамента образования Иркутска Александром Костиным.

Александр Константинович, почему праздничные линейки в этом году назначены на воскресенье?

— Давайте посмотрим на календарь — День знаний выпал на воскресенье. Этот праздник стал уже общенародным, и всегда возникают трудности, когда родителям приходится отпрашиваться с работы. Постоянно приходилось слышать их жалобы, что нет возможности поучаствовать в праздновании. Мы посоветовались с родителями, педагогами и приняли решение, что не будем переносить День знаний. Проведем 1 сентября в воскресенье, когда не будет транспортных проблем, пробок, когда у всех будет возможность спокойно поучаствовать в празднике. И не надо волноваться, спешить, отпрашиваться с работы. Я считаю, это очень хорошо.

Часто слышим от родителей пожелания, чтобы школы перешли на пятидневку. Дети устают, и, конечно, родителям хотелось бы больше времени проводить с ними, куда-то съездить…

— Знаете, в этом вопросе есть и другая сторона. Все исходят из своих личных возможностей и пожеланий. Но надо понимать, во-первых, что не существует нормативных документов, определяющих выходной при пятидневке. Во-вторых, в Иркутске очень большая потребность в ученических местах. К сожалению, школ у нас недостаточно. В 2012 году родилось 9176 детей, которые сегодня идут в первый класс, плюс миграция. Согласно статистике у нас примерно 9800 первоклассников. Естественно, школы набирают по шесть-восемь первых классов. Мы должны им обеспечить условия в строгом соответствии с санитарными нормами. Равномерно распределить учебную нагрузку в течение учебной недели и создать условия для соответствия федеральным образовательным стандартам. В связи с нехваткой ученических мест у нас нет возможности перейти на пятидневную неделю. Второе: не все родители понимают, что с переходом на пятидневку произойдет значительное сокращение учебных часов по математике, литературному чтению, русскому языку. Это очень серьезно. Далее. Родители хотят освободить от занятий субботу. Но не все знают, что самый трудный день по умственному и физиологическому напряжению — это четверг. И школа может именно четверг сделать днем для внеурочной деятельности, посещения музеев, театров, выездов на природу, не обязательно субботу. Родители хотят вместе проводить время? Пожалуйста, есть вторая половина дня.

Но все же работают.

— Подождите, мы исходим из интересов детей или родителей? Спорный вопрос. Образовательные учреждения приняли программу, и при поступлении в школу родители знакомятся с программой, рассчитанной на шестидневную неделю. Вот когда у нас будет достаточно мест, тогда можно будет ставить вопрос о пятидневке. Мы мечтаем об этом.

Еще одно новшество: Роспотребнадзор разработал рекомендации по использованию в школах мобильных телефонов, они уже представлены на сайте Минпросвещения, а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает гаджеты вообще запретить. Как все это будет реализовано на практике?

— В среду на совещании с руководителями учебных учреждений мы как раз обсуждали этот вопрос. Все директора школ изучили эти рекомендации и продумывают, как это будет выглядеть: будет ли организовано место для хранения мобильных телефонов либо телефоны будут отключаться при входе в школу. Мы приняли рекомендации к действию. Естественно, педагогические коллективы будут обсуждать это с родителями и учащимися и разрабатывать порядок. Одномоментно, как при ЕГЭ — вы знаете, что приходя на экзамен, ребенок сдает телефон на хранение — решить эту проблему будет сложно.

Если запрещать детям пользоваться телефоном в школе, тогда нужно ограничивать и учителей, ведь это неправильно, что учитель на уроке сидит в соцсетях?

— Учитель, придя в класс, не должен демонстрировать наличие телефона. Все должны быть в равных условиях. В целом я поддерживаю эту инициативу, все исследования показывают, что телефоны снижают эффективность обучения, вредят здоровью, рассеивают внимание и т. д. Руководителям школ важно продумать оптимальный вариант, чтобы не возникало конфликтов.

Еще одно требование касается школьной формы. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в 2020 году на школьную форму планируют утвердить новый стандарт. К новым требованиям отнесут прочность, стойкость, воздухопроницаемость ткани. В Росстандарте сообщили: если новые требования будут эффективными, утвердят ГОСТ. То есть, дорогие родители, снова раскошеливайтесь!

— В Иркутске по этому поводу нет проблем. Механизм отработан. В конце учебного года проходят собрания родителей, где они определяются с формой. Обязательно рассматривается ценовая политика. Мы понимаем, что не каждый родитель может купить дорогой комплект. Где-то обходятся жилетами, кардиганами, юбочками. Совместными усилиями принимают оптимальное решение. И уже в июне-июле с подключением родительских комитетов форма приобретается.

Требования ужесточаются, не должно быть ни одного процента синтетики, но натуральные ткани стоят дорого.

— Наши педагогические коллективы исходят из возможностей родителей. Пока так.

Гаджеты отвлекают от общения

Мы спросили сегодня у иркутян: «В каком возрасте у вашего ребенка (внука или внучки) появился первый телефон?»

Андрей:

— Уже когда учились в школе. Хотя я вспоминаю, что мы учились без телефонов и все было нормально. Никто не страдал. И самое главное — гаджеты отвлекают от общения.

Наталья Семеновна:

— Первый в 12 с половиной лет. Я — за ограничение. Потому что дети все время под партой на него отвлекаются, внимание рассеивается, они становятся вялыми.

Виктория:

— В первом классе — самый простой.

Елена:

— В семилетнем возрасте. Только для связи и смс. Без интернета.

Виктор Александрович:

— В первом классе купили. Обычный телефон без доступа в интернет. С пятого класса — с интернетом.