Расстрельная должность?
20 апреля стало известно, что СК возбудил уголовное дело в отношении главы Листвянки Александра Шамсудинова по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Через три дня Иркутский районный суд отправил мэра под домашний арест. На какой срок, пока не сообщается. В чем подозревают Шамсудинова? По версии следствия, глава Листвянки выдавал незаконные разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на берегу Байкала. Однако граждане, получившие разрешение, вместо домиков для личного пользования возводили трехэтажные гостиницы. Следствие предполагает, что действия главы администрации, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекли существенные нарушения охраняемых действующим законодательством интересов общества и государства. Расследование идет полным ходом.
Казалось бы, что тут необычного, сейчас мэров десятками сажают и даже отдельных губернаторов, так что не первый и не последний. Однако странности все же есть. Начнем с того, что Шамсудинов офицер МВД, 22 года он отслужил в уголовном розыске, последняя должность — начальник дежурной смены ГУ МВД России по Иркутской области. До того как его избрали мэром в сентябре 2016 года, он успел поработать председателем местной Думы. Но главное, Шамсудинов сам вел активную борьбу с незаконным строительством. В СМИ есть немало публикаций на эту тему. Есть интервью, где мэр подробно описывал, как работает преступная схема, как граждане обходят закон и как нелегко этому поставить заслон. Однажды Шамсудинов отказался некоему гражданину дать разрешение, но суд встал на сторону гражданина. Также возглавляемая Шамсудиновым администрация поселка пыталась через суд добиться сноса нескольких незаконных строений. Сам мэр был среди инициаторов написания писем губернатору, депутату Госдумы Николаеву, руководителю Западно-Байкальской прокуратуры Калинину с призывами наложить запрет на продажу земель и массовую застройку на берегу Байкала. Такое же письмо Шамсудинов направил в ЗС, чтобы областной парламент помог навести порядок в сфере бизнеса в Листвянке.
И вдруг борец с незаконными стройками, не проработав на посту и половины срока, сам оказывается под подозрением… Конечно, можно предположить, что публичный имидж мэра был лишь маскировкой. И такое бывает: одной рукой письма протеста подписываем, другой — разрешения на стройку… Но картинка все равно не склеивается. Ибо в ретроспективе явных предпосылок для возбуждения дела в отношении мэра Листвянки не просматривается. Разве только активность некоего предпринимателя-общественника, который на протяжении нескольких месяцев описывал в соцсети конфликт между своей родственницей и мэром.
Теперь внимание! Господина Шамсудинова обвиняют не во взятке, не в мошенничестве и не в хищениях или растрате — то есть не по статьям, предусматривающим суровое наказание, — его обвиняют по статье 286 ч. 2 «Превышение должностных полномочий». Открываем Уголовный кодекс и смотрим, какие виды наказания предусмотрены по этой статье. На первом месте идет штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Далее — принудительные работы на срок до пяти лет. И только в самом конце — лишение свободы на срок до семи лет. Но надо понимать, что судьи назначают реальные сроки по такому составу крайне редко.
И здесь невольно в памяти всплывает драматическая история другого мэра Листвянки — Татьяны Казаковой, против которой в 2008—2009 годах было выдвинуто обвинение по пяти статьям УК. Глава поселка более двух лет провела в СИЗО — такую меру пресечения на время следствия определил суд, несмотря на многочисленные ходатайства и поручительства. Два года! И чем все это закончилось? Условным сроком и запретом на время занимать государственные должности. То есть мера пресечения оказалась намного суровее самого наказания. Не случайно многие расценили все случившееся как политический заказ.
Пока неизвестно, есть ли политическая составляющая в деле Шамсудинова, но избирательность правоохранительных органов заставляет задуматься. Всем известно, что нелегальное строительство в водоохранной зоне началось не вчера и не только в Листвянке. Это проблема всего побережья. Китайские предприниматели скупают земельные участки у жителей, оформляют землю на российских граждан и строят отели. При этом формально закон не нарушен, и попробуй потом докажи, что это не частный дом, а гостиница. Естественно, этот бизнес официально не афишируется. Отели бронируются через Интернет. И что интересно, проблема обсуждается не первый год, но ничего не меняется: общественность возмущается — отели строятся. Так, может, кому-то выгодно, чтобы все оставалось как есть? И интересы выгодополучателей многократно перевешивают опасения местных жителей?