Лодки как у индейцев

На уникальных батах рыбачат мужчины села Аляты Аларского района
Лодки-долблёнки помогли многим аларцам выжить в годы войны, когда рыба была чуть ли не основным источником пропитания. Они остаются актуальны и сейчас
Лодки-долблёнки помогли многим аларцам выжить в годы войны, когда рыба была чуть ли не основным источником пропитания. Они остаются актуальны и сейчас

На берег озера Аляты каждый день причаливают удивительные лодки. Они выдолблены из цельного куска дерева, совсем как у индейцев. Вот только пользуются ими не где-то там, в далёкой Америке, а в Аларском районе Иркутской области. Такая лодка-долблёнка есть у каждого рыбака. Современными плавсредствами в селе Аляты принципиально не пользуются.

– Моторки нам ни к чему. Зачем деньги тратить? Ведь можно сделать долблёнку или, как мы тут называем такую лодку, бат и ходить на ней по озеру лет тридцать, – говорит рыбак Юрий Архипов.

Слово бат возникло от глагола батать – загонять веслом рыбу в сети. Технология не меняется десятилетиями. Сам Юрий батает на Алятском озере всю жизнь. Местные караси славятся далеко за пределами Аларского района. Вкусные, всегда свежие и совсем не пахнут тиной. Покупают и туристы, и жители соседних районов. Неплохой приработок. Но вот бат Юрия уже прохудился, сейчас вместе с соседом делают новый. Дело это довольно хлопотное: нужно выбрать большой ствол дерева, хорошенько его просушить и с помощью современных инструментов выдолбить себе плавсредство. 

– У нас обычно, когда нужна кому-нибудь новая лодка, собираются все друзья, соседи и быстро мастерят новую. Вот так и живёт старинное мастерство. А откуда оно пришло, никто уже и не знает, – говорит Юрий Архипов. 

Строго говоря, официальных версий две. В 2012 году в Аляты приезжал этнограф из Японии Акаба Седзен. Учёный прожил в селе три дня, изучил материал и пришёл к выводу, что алятская долблёнка – прямая родственница индейской пироги. Родственный след бурятов и индейцев находили уже неоднократно, поэтому местные жители таким выводам не удивились. Но есть и вторая версия. Возможно, долблёнки появились здесь с приходом вепсов. Представители этой национальности славятся этим мастерством у себя на родине. 

– Лодки-долблёнки изучаем много лет. Такие лодки в старину были у тех народов, что жили у воды. Поэтому не так важно, откуда именно взялись у нас долблёнки. Важно, что наши баты помогли многим людям выжить в годы войны, когда рыба была чуть ли не основным источником пропитания. Да и теперь эти лодки являются частью нашей повседневности. Мы стараемся бережно относиться к этому наследию, да и к самому озеру. Ведь это самый крупный водоём естественного происхождения в Усть-Ордынском Бурятском округе. Озеро питает большое количество подземных родников. Мы считаем, что Алятское озеро, как и Хубсугул, – брат Байкала. И нужно сделать всё, чтобы и мастерство изготовления лодок, и само озеро сохранились в первозданном виде как можно дольше, – говорит Светлана Пономарева, руководитель школьного краеведческого музея, педагог.  

Проект «Территория ремёсел: мастера народного творчества Прибайкалья» реализован при поддержке правительства Иркутской области.