Автозак: взгляд изнутри

Журналистов прокатили на машине для спецконтингента

Даже люди, далекие от уголовного сообщества, слышали про черный воронок, или автозак, специальный транспорт для перевозки арестантов. Находились в нем, хочется верить, очень немногие из наших читателей. Среди тех, кто «имел счастье» прокатиться в автозаке, стали иркутские журналисты. На минувшей неделе их провезли по этапу в воронке под пристальным наблюдением вооруженного конвоя.

Столь необычную экскурсию для представителей средств массовой информации устроила пресс-служба ГУ ГУФСИН России по Иркутской области. Это было сделано не случайно: 11 августа 2017 года впервые в истории отмечался День транспортной службы уголовно-исполнительной системы.

Первые автомобили в тюремной системе появились еще в начале ХХ века. До этого заключенные по этапу шли пешком, в редких случаях на конных повозках. «Главное тюремное управление Российской империи первым в мире из пенитенциарных ведомств предложило и экспериментально опробовало перевозку арестантов в укрепленных крытых автомобилях. Первые два специальных автомобиля для перевозки заключенных производства отечественного завода «Г.А.Лесснеръ» и Ново-Берлинской фабрики «Г.Ф.Маркъ и Ко» начали эксплуатироваться в Санкт-Петербурге 11 августа, 28 июля по старому стилю, 1908 года», — рассказали в пресс-службе ГУ ГУФСИН России по Иркутской области.

1 июня 2017 года глава ФСИН России Геннадий Корниенко подписал приказ о праздновании Дня транспортной службы уголовно-исполнительной системы, и впервые за 109 лет его отметили официально.

Праздничный день для конвоиров не стал выходным. После утреннего построения один караул отправился по этапу с заключенными в Хабаровск, другие разъехались по области.

— Мы занимаемся перевозкой спецконтингента и лиц, заключенных под стражу, — рассказывает начальник управления по конвоированию полковник внутренней службы Владимир Омаров. — Современные спецмашины выполнены на базе автомобилей КамАЗ и ГАЗ, оборудованы кондиционерами, биотуалетами, вентиляцией и обогревателями, что немаловажно в наших сибирских условиях. На сегодняшний день у нас 17 спецавтомобилей, которые перевозят в год 50 тысяч осужденных, преодолевая 400 тысяч километров. Автомобили делают в Башкирии, в городе Сухобезводном, куда поступают шасси, а на них устанавливают будки. На них усиленная обшивка, чтобы их невозможно было вскрыть. Нет ни болтиков, ни шурупов.

В каждом автомобиле установлены камеры видеонаблюдения, и за каждым движением заключенных и конвоя наблюдает в экраны монитора начальник караула, а за передвижением автомобиля следят по GPS в режиме реального времени.

В камерах автозаков полный минимализм: железные стены, решетки, деревянные лавочки, светильники под металлической решеткой. Для особо буйных в автозаках оборудованы так называемые стаканы — одиночные камеры.

В кино мы часто видим, как заключенные раскачивают автозаки, переворачивают их, но сотрудники уверяют, что современные машины перевернуть арестантам не по зубам.

— Раскачивание автомобилей — это киношный стереотип, — уверяет Владимир Омаров. — Мы организовываем службу так, чтобы у заключенных не было ни шанса, ни даже желания совершить побег. Наша задача — оградить гражданских людей от преступников.

Фото автора