Вехи воздухоплавания в городе самолетов

Из истории иркутских памятников авиации
Текст: Андрей Коршунов , Фото: автора и из открытых источников , СМ Номер один , № 32 от 15 августа 2019 года , #Общество
Истребитель И-14 в музее Иркутского авиазавода. 2019 г.
Истребитель И-14 в музее Иркутского авиазавода. 2019 г.

Бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 «Иркутск».
Бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 «Иркутск».
Самолет Ту-124 в парке Комсомольском в Иркутске.
Самолет Ту-124 в парке Комсомольском в Иркутске.
Самолет Ил-14 на острове Юность в Иркутске. 1960-е гг.
Самолет Ил-14 на острове Юность в Иркутске. 1960-е гг.

История Иркутска и Восточной Сибири неразрывно связана с воздухоплаванием и авиацией. Авиационные памятники в виде монументов, стел, мемориалов и установленных на постаменты самолетов всегда украшали облик как города Иркутска, так и других городов Иркутской области. Это дань подвигу, с которым неразрывно связано понятие авиации, и выражение благодарности авиаторам за их вклад в созидание и развитие Восточной Сибири.

Памятник авиационному освоению Сибири

Первый памятник, посвященный авиации, появился в Иркутске в начале 1930-х годов. Это черный обелиск с укрепленным на нем винтом самолета на могиле советских летчиков-пионеров Кальвицы и Леонгардта. Обелиск был установлен у входа на территорию Иерусалимского кладбища рядом с братским захоронением красноармейцев, погибших в борьбе за советскую власть. Сейчас памятник летчикам входит в комплекс объектов мемориального комплекса «Иерусалимская гора».

Пилот Отто Кальвица и бортмеханик Франц Леонгардт — одни из первых советских полярных летчиков. Кальвица вместе с Чухновским в 1924 году были участниками экспедиции, в ходе которой они на двух гидросамолетах совершили перелет из Ленинграда на острова Новой Земли. Это был первый советский полярный перелет.

Летом 1926 года Кальвица и Леонгардт впервые провели аэроразведку северо-восточного побережья СССР и совершили облет острова Врангель.

В Сибири летчики также стали первопроходцами. В частности, ими в 1929 году был совершен первый зимний рейс по сложнейшей и самой в то время протяженной в мире гидроавиатрассе Иркутск — Якутск.

А в марте 1930 года Кальвица и Леонгардт погибли в авиакатастрофе. Обелиск, установленный на их могиле, — единственный иркутский памятник титанической эпохе первоначального авиационного освоения огромных сибирских просторов.

Памятник Победе

Первый в Иркутске мемориал, посвященный Великой Отечественной войне, был авиационным. К годовщине Победы на стадионе авиазавода соорудили высокий постамент, на который установили бомбардировщик Пе-2. Этот самолет — один из самых массовых советских военных самолетов — серийно выпускался на Иркутском авиазаводе в 1941—1943 годах. Всего в Иркутске было изготовлено и отправлено на фронт более 700 Пе-2 и модификаций.

К сожалению, в качестве памятника Пе-2 прослужил недолго. В начале 1950-х годов авиазавод посетила представительная комиссия. Обнаружив установленный Пе-2, члены комиссии решили, что самолет демаскирует авиационное производство. Памятник предписали убрать, что и было исполнено.

Памятник самолету-труженику

1950—1970-е годы были временем научно-технического прогресса. Одним из символов той эпохи стали достижения отечественной авиационной промышленности. Страна поднимала в воздух все новые типы воздушных судов, активно осваивая просторы Пятого океана. В это время в Восточной Сибири ежегодно вводились в строй десятки новых аэропортов, прокладывались новые воздушные магистрали, в том числе международные. Только в одной Иркутской области сформировалась сеть из сотни действующих аэропортов.

В Иркутске памятником этой грандиозной работе стали два Ил-14, установленные в первой половине 1960-х годов в только что оборудованных новых парковых зонах возле Иркутского водохранилища на улице Якоби и на острове Юность (бывшем Малом Конном). На Якоби самолет находился на площадке рядом с клубом и большими качелями-лодочками. Одно время в нем размещался детский кинотеатр. А на острове Юность Ил-14 стоял примерно в том месте, где позже была оборудована летняя танцевальная площадка.

Ил-14 — надежный и неприхотливый самолет, способный работать в самых тяжелых условиях. Во многом благодаря ему удалось сделать доступными самые отдаленные уголки Сибири.

На Юности самолет простоял всего несколько лет, а на Якоби — почти два десятилетия. Его демонтировали только в начале 1980-х годов.

Памятники самолетам реактивной гражданской авиации

В 1979 году усилиями работников авиаотрядов в Иркутске был заложен парк Авиаторов. Он располагался между современным кольцеобразным перекрестком на Байкальской и началом объездной дороги вокруг Солнечного. Украшением парка стал водруженный на постамент легендарный Ту-104 — первый отечественный реактивный самолет.

Носом воздушное судно было развернуто в сторону ГЭС, так что казалось, что вот-вот самолет оторвется от невидимой взлетной полосы и взлетит над плотиной.

Кстати, еще один Ту-104 Иркутского авиаотряда в том же 1979 году был установлен в городском парке Читы. В нем размещалось кафе. Именно этот самолет своим последним рейсом завершил эксплуатацию Ту-104 в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации.

Через несколько лет иркутский самолет-памятник был утрачен: он сгорел в результате неосторожного обращения с огнем. Также недолго прослужил в этом качестве Ту-104, установленный в детском лагере на 21-м километре Байкальского тракта. А вот их читинский коллега исправно радовал своим видом горожан до начала 1990 годов.

Еще в Иркутске в середине 1980-х годов в качестве памятника был размещен реактивный Ту-124. Его установили в Иркутске II. В сложные 90-е годы в нем размещался видеосалон. Демонтировали Ту-124 в 2010 году.

Также к Иркутску имеет прямое отношение авиапамятник Ту-104 в аэропорту Внуково. Это тот самый первый Ту-104, выполнивший 15 сентября 1956 года первый рейс из Москвы в Иркутск. Тем перелетом было положено начало реактивной эре в гражданской авиации.

Еще один реактивный самолет-памятник находится в Усть-Илимске. Это чешский учебный самолет L-29. Он был популярен в 1960—1970-е годы во всех странах Варшавского договора. В качестве мемориала в Усть-Илимске он установлен на частные средства.

Памятники самолетам местных линий

В районных центрах Иркутской области в качестве памятников в основном использовали небольшие воздушные суда.

Например, самолет Як-40 — первый в мире турбореактивный самолет для эксплуатации на линиях местного значения. В свое время он совершил революцию в отечественной региональной авиации, прославившись неприхотливостью и надежностью.

Сейчас один из этих самолетов закреплен на постаменте на привокзальной площади аэропорта Братск. А еще один находится в детском парке около Дворца культуры в Усть-Илимске. Именно в этих городах Як-40 был особенно востребован.

Настоящий авиамузей местных линий создали в аэропорту Нижнеудинск. Там на привокзальной площади установлены самолет L-410 и вертолеты Ми-4 и Ми-2. Все они заслуженные ветераны Нижнеудинского авиаотряда.

В областном центре в качестве памятника также был установлен вертолет Ми-4. Он находился в парке Комсомольском. В 2004-м внутри вертолета случился пожар, и его демонтировали.

Также в Центральном парке культуры и отдыха в Иркутске с 1957 года до середины 1980-х годов действовала 25-метровая парашютная вышка. А рядом с ней летный аттракцион «Мертвая петля» — два самолета типа И-16, вращающихся с большой скоростью по вертикальному кругу.

Еще одна парашютная вышка высотой 47 метров действовала в этом же парке в период с 1938-го по 1950 год. Еще в Иркутске существовали две ведомственные вышки: с 1934 года — при авиазаводе, а с 1936-го — и при школе авиамехаников (впоследствии ИВАТУ).

Памятники военной авиации

Первым военным авиапамятником в Иркутске, не связанным с Великой Отечественной войной, стал реактивный бомбардировщик Як-28. Он установлен на высоком постаменте перед проходными авиазавода. Днем открытия монумента стало 10 августа 1982 года — день 50-летия завода.

Целая группа военных самолетов украшает территорию бывшего Иркутского ВВАИУ. Первый из них — истребитель МиГ-21бис — установлен в честь 60-летия образования училища в 1991 году. Этот самолет был самым массовым сверхзвуковым самолетом в мировой истории. Уникальность иркутского авиапамятника заключается в том, что МиГ-21 модификации «бис» были специально оборудованы для применения ядерных боеприпасов. Всего построено семь таких самолетов. Иркутский МиГ-21бис, прежде чем попасть в ИВВАИУ, служил в Монголии.

Следующий самолет — МиГ-23 — был размещен на территории ИВВАИУ к юбилею в 1996 году. На своем месте он простоял 20 лет. После чего в 2017 году его передали только что созданному Центру патриотического воспитания молодежи «Патриот». Сейчас МиГ-23 установлен на главном плацу «Патриота».

Еще один юбилей ИВВАИУ отметил водружением на постамент у центрального КПП истребителя четвертого поколения МиГ-29. Это произошло в 2006 году. Через три года училище расформировали, а памятник до сих пор напоминает о славном прошлом военного вуза.

Также историю иркутских боевых самолетов-памятников дополняют МиГ-17, некоторое время в 1980-х годах размещавшийся во внутреннем дворе авиационного техникума, и МиГ-19, украшавший стадион политехнического университета.

Еще один военный самолет — сверхзвуковой истребитель МиГ-17 — украшает площадь напротив мемориала Славы в городе Братске. Он установлен в 1980 году вместе с танком Т-34 в честь 35-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Предпринималась попытка установить в качестве авиапамятника в Братске военный Ту-124. Он находился на балансе 350-го истребительного авиаполка, который в то время базировался на территории местного аэропорта. После вывода в 1987 году Ту-124 из эксплуатации один самолет передали на вечную стоянку в город. Но во время установочных работ при буксировке сильно повредили его крылья. Поэтому самолет устанавливать не стали.

Зато другой Ту-124 350-го авиаполка размещен в поселке Михайловка рядом со школой № 1. Этот самолет штатно совершил последний полет на авиабазу Белая, был отбуксирован в Михайловку и водружен на вечную стоянку. Правда, простоял он так всего около десяти лет, после чего был утилизирован.

Также с темой иркутской военной авиации связан действующий стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 с номером 01, на борт которого нанесено название города «Иркутск». Это имя было присвоено самолету 1 ноября 2000 года.

К иркутским памятникам, связанным с военной авиацией, стоит отнести и бюст дважды Героя Советского Союза летчика Николая Челнокова, установленный в 2016 году в сквере на улице его имени.

Памятники авиационным катастрофам

К сожалению, мемориалов, посвященных авиационным происшествиям, повлекшим гибель людей, на территории Иркутска и Иркутской области немало.

Самым известным памятником такого рода является храм Рождества Христова в Иркутске II, построенный в 1999 году на месте крушения самолета Ан-124 «Руслан». Эта катастрофа, случившаяся двумя годами ранее, унесла жизни 72 человек.

В пригородной деревне Мамоны находится крест на месте падения Ту-154 авиакомпании «Байкал» в 1994 году, в результате которого погибли 124 человека. А неподалеку от аэропорта Иркутск установлен знак в память о катастрофе А-310 авиакомпании «Сибирь», унесшей жизни 125 человек.

В центре Иркутска есть аллея с молодыми елями, посаженными в память девяти иркутских спасателей и членов экипажа вертолета Ми-8Т, разбившегося во время ликвидации ледовых заторов на Нижней Тунгуске 8 мая 2013 года. Эта аллея находится около Главного управления МЧС по Иркутской области на улице Дзержинского.

К этим печальным авиационным памятникам следует отнести и мемориалы, установленные в честь летчиков, погибших на территории Восточной Сибири при перегонке самолетов по знаменитой авиатрассе Аляска — Сибирь. Такие мемориалы есть в Киренске, Усть-Куте, Маркова. Стела, посвященная этим событиям, установлена на трассе в окрестностях Железногорска-Илимского. А в поселке Тайтурка мемориал летчикам, погибшим при перегонке на фронт самолетов, построенных на Иркутском авиазаводе, будет открыт завтра, 16 августа.

Еще один авиамонумент недавно появился в Черемхово. Это водруженный на стелу взмывающий в небо военный самолет. Его установили в октябре 2018 года в честь подвига, совершенного летчиком Романом Филиповым во время выполнения боевого задания в Сирии. Его штурмовик Су-25СМ был сбит ракетой, летчик катапультировался и на земле вступил в бой с десятками окруживших его террористов. А вскоре, тяжелораненый, он подорвал себя и боевиков гранатой. Роману Филипову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Музейные самолеты в Иркутске

Несколько воздушных судов представлено в Иркутске в музее авиазавода. Открывает экспозицию истребитель И-14 — первый самолет, серийно выпускавшийся на заводе. Рядом — реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28. Далее — Як-28 (в модификации ПП — «постановщик помех») и учебно-боевой МиГ-23УБ. А центральное место в экспозиции занимает сверхзвуковой истребитель четвертого поколения Су-27. В музее представлена его модификация УБМ — «учебно-боевой модернизированный».

Гражданская продукция авиазавода отражена в музее двумя экспонатами — легким самолетом Як-112 и автожиром А-002. Оба воздушных судна были созданы в качестве опытных образцов.

В начале нынешнего десятилетия в Иркутске предпринималась попытка создать городской музей авиации. Основой экспозиции должны были стать несколько самолетов, находящихся на балансе ДОСААФ, и воздушные суда, оставшиеся после расформирования ИВВАИУ. Площадку под музей планировали выделить на территории иркутского аэропорта. Но эта попытка не удалась. С тех пор несколько воздушных судов уже утрачены.

На сегодняшний день на учебном аэродроме ИВВАИУ сохранились полностью вся линейка стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22 (М0, М2, М3), тяжелый военно-транспортный Ил-76 МД, Ан-24Т, истребители и бомбардировщики МиГ-29, Су-17М, Су-24, Су-27, учебно-боевой L-39 и вертолеты Ми-8Т и Ми-24. Некоторые из этих воздушных судов являются уникальными и могли бы занять достойное место в любом авиамузее России и мира.

Як-40 в детском парке в Усть-Илимске. 2019 г.
Як-40 в детском парке в Усть-Илимске. 2019 г.
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments