Усть-Ордынский аэропорт застраивается жилыми домами

О бывшем начальнике аэропорта чиновники забыли

70 лет назад в поселке Усть-Ордынском открылся местный аэропорт. Предназначенный как запасной аэродром для судов гражданской авиации и тренировочных полетов, в самые лучшие свои времена он принимал до 70 бортов в сутки. Десять лет назад из-за нерентабельности аэропорт был закрыт. Площадка оказалась заброшенной, его сотрудники перешли на новую работу. Долгое время устьордынцы надеялись на возрождение аэропорта, однако теперь в это мало кто верит. На месте пустыря стали строиться дома, а от прежних строений остались только развалины.

В аэропорту базировались военные самолеты

Так получилось, что открытие аэропорта в поселке Усть-Ордынском совпало с годом рождения его будущего начальника. До сих пор Анатолий Еропов вспоминает годы своей службы с болью. По его словам, самое тяжелое время для него наступило, когда аэропорт буквально стали растаскивать и грабить. — У меня до сих пор душа болит: все, что было сделано, создано — разрушили, ничего не осталось, — говорит 70-летний руководитель бывшего аэропорта. — До сих пор мне больно, может быть от этого я и заболел.

Анатолий Аркадьевич пришел работать в аэропорт в 1961 году инженером по эксплуатации самолетов, после чего был назначен и его начальником. Владения у него оказались солидные: три грунтовые полосы — основная, запасная и поперечная, штат из 60 человек. В аэропорту принимали большинство типов самолетов того времени, начиная с Як-12 и до Ту-104.

— Это был запасной аэродром. Его использовали как тренировочный порт, так и для военных самолетов. Когда я сюда прибыл, здесь принимали все типы самолетов: и реактивные, и турбовинтовые, и другие. Базировались военные самолеты — летчики проходили тренировки. Я видел даже, как стреляли, — рассказывает Анатолий Еропов.

По словам бывшего руководителя, когда в Иркутске была плохая погода, самолеты принимали их в аэропорту — до 10 бортов Ту-104, Ан-10. Места всем хватало.

Рейс Усть-Орда — Улан-Удэ

В 1962 году под руководством Анатолия Аркадьевича была построена заправка для реактивных и турбовинтовых самолетов. Для запасного аэродрома это было в новинку, в то время на подобных площадках такого не было нигде в Советском Союзе. А когда здесь провели реконструкцию полосы под международные стандарты, отремонтировали гостиницу для летного состава и проложили на перроне асфальт, все летчики сказали, что в Усть-Ордынском аэропорту наконец-то появился хозяин. Аэропорт стал выглядеть совсем иначе, по-новому. В 1989 году Иркутский аэропорт был временно закрыт на ремонт, поэтому самолеты принимали в Усть-Орде.

— Мы работали в то время и днем и ночью, но отработали без единого замечания. Приезжали помогать и иркутские команды, поскольку нашего персонала не хватало. В сутки принимали до 70 бортов, 400 пассажиров, — говорит Анатолий Еропов. — В благодарность мне продали «Ниву», на которой я до сих пор езжу.

В это время начальник познакомился и с первым секретарем обкома партии Владимиром Потаповым.

— Это было осенью, он с делегацией летел из Франции в Иркутск. Холодно было, а у меня 300 пассажиров на перроне, я искал автобусы для них. В это время ко мне подошли и сказали: «Вас ждет Потапов», — вспоминает Анатолий Аркадьевич. — Мы с ним полчаса поговорили, он расспрашивал, почему нет обслуживания, обеспечения. Тогда за это кое-кому в Иркутске «сделали арбузы». Чаще всего жители Усть-Орды вспоминают рейс Усть-Орда — Улан-Удэ — Усть-Орда, который выручал их последние 10 лет до самого закрытия аэропорта. — Было очень удобно, у нас ведь многие студенты учились и учатся в столице Бурятии. На выходные дни могли спокойно прилетать домой. Самолеты удобные, комфортные, теплые. Да и нам удобно было в город лететь. Время в пути 20—30 минут в одну сторону, — говорят устьордынцы.

Идея о создании этого маршрута целиком принадлежит начальнику аэропорта. Также ему разрешили нанять двух кассиров, для того чтобы люди могли приобретать билеты прямо в аэропорту, а не в поселке, как это было раньше. Рейс всегда пользовался большим спросом у пассажиров. Стоянка аэропорта постоянно была забита машинами. Правда, так было не всегда, в последнее время цена билетов на рейс возросла, но это была вина не руководства аэропорта. С первой стоимости в 7,5 рубля (по тем временам это считалось очень дешево) цена возросла до 300—400 рублей, и пользоваться самолетами могли теперь только самые обеспеченные люди.

Самолеты проваливались на полосе

По словам Анатолия Еропова, в аэропорту был один основной недостаток.

— Нужно было изначально полосу делать бетонную, а не грунтовую. Хотя она и была прочной, через 20—30 см был слой глины. Бывали случаи весной, когда таял снег, на полосе проваливались Ан-10, Ан-12, Ту-104. Тогда их приходилось вытаскивать по 2—3 суток тракторами, — вспоминает начальник. — Я помню, как вытягивали Ту-104, два трактора помогали. Такие случаи бывали неоднократно.

Ежедневно мастер, диспетчер и руководитель осматривали полосу, фиксировали в журнале ее состояние, после чего давалось разрешение на открытие аэропорта. В летний период здесь базировалось несколько самолетов для обработки полей химикатами и один лесопатрульный — для выявления и тушения пожаров. Анатолий Аркадьевич проработал в авиации 42 года, однако это осталось незамеченным. За все годы после закрытия аэропорта он не получил ни одной благодарности. Даже в свой профессиональный праздник, День авиации, его никто не поздравил.

У начальника аэропорта небольшой уютный деревянный дом, который даже и не его, а его второй половины. Жена, смеясь, отметила, что живет он в ее доме, а свой, видимо, не заслужил. За этими словами скрыты боль и обида. Человека, отдавшего любимому делу всю свою молодость, просто забыли. В его трудовой книжке всего одна запись.

Анатолию Еропову, конечно, обидно. Он так же позабыт, как и его аэропорт, на территории которого сейчас полным ходом идет строительство новых жилых домов.