В Иркутске люди гибнут под щитами и от щитов

Наружная реклама вышла из-под контроля и существует сама по себе

Утром 27 апреля частный предприниматель Любовь Кирюшкина, как обычно, направлялась на работу, на рынок "Волжская". В этот день был сильный ветер, и, когда Любовь Николаевна проходила мимо рекламного щита, расположенного на углу Партизанской, огромная конструкция обрушилась на нее и раздавила насмерть.
Дочь погибшей, Жанна, до сих пор не может понять, как такое могло случиться. Девушка пока не в силах даже думать об обращении в суд. Она осталась совсем одна и не знает, как жить дальше. Ни руководители рекламной группы "Ремадор", установившей злополучный щит, ни администрация города, разрешившая эту установку, ни разу не позвонили Жанне, не выразили сочувствия и не предложили помощи.

По факту смерти Любови Кирюшкиной прокуратурой Октябрьского района было возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности"). Ведется следствие, которое должно выявить виновных.
Пока известно, что при монтаже конструкции был допущен брак. Щит размером три на шесть метров не выдержал сильного порыва ветра: место сварки металлических профилей с пластиной, зафиксированной в бетонном фундаменте, разрушилось.
Рекламный беспредел в Иркутске
Щитовая реклама в Иркутске живет своей жизнью — в противовес всем нормам российского законодательства. На улицах города то и дело появляется запрещенная законом реклама водки, а реклама табачных изделий вполне может соседствовать с учреждениями образования и здравоохранения.
Иркутские мосты просто усеяны всевозможной рекламой, хотя это запрещено приказом Федеральной дорожной службы России от 2 ноября 1998 года. Этот приказ никто не отменял. В настоящее время, впрочем, принято пользоваться Распоряжением Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2002 года "О введение в действие отраслевых дорожных норм (ОДН) на размещение средств наружной рекламы", и этот документ тоже имеет множество ограничений.
Согласно ОДН, рекламные конструкции нельзя размещать в одном створе и сечении с дорожными знаками и светофорами, на расстоянии менее 25 метров от остановок транспорта и на расстоянии менее 5 метров от бордюра автодороги. А промежуток между самими щитами, расположенными по одной стороне дороги, должен быть не менее 50 метров. Расстояние же от рекламного щита до светофора, перекрестка или дорожного знака должно составлять от 25 до 200 метров — в зависимости от разрешенной скорости движения.
Напомним, что на территории Российской Федерации также действует Закон "О рекламе". Статья 14 данного закона гласит: "Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения".
Сейчас в Иркутске трудно найти щит, который бы соответствовал всем нормам, и происходит это безобразие благодаря несогласованной работе различных служб.
За содержание рекламы отвечает антимонопольный комитет, за размещение — городская архитектура, ГАИ и милиция. В результате ответственных много, а контроля нет.
Но дело не только в несогласованности действий — налицо заинтересованность городской администрации в установке как можно большего количества щитов, ведь деньги в бюджет от этого поступают немалые. В прошлом году бюджет получил от щитовой рекламы примерно 27,5 миллиона рублей плюс приблизительно столько же рекламные компании заплатили налогов.
Если бы исполнялись законы, трагедии бы не случилось
Одна из структур, которая сегодня пытается бороться с несанкционированной установкой щитов, — областное управление ГИБДД. Но для того, чтобы полностью ликвидировать назревшую проблему, ей понадобится целый отдельный отряд.
— Мы — самая последняя инстанция в процессе согласования наружной рекламы, — говорит Григорий Крепель, начальник дорожной инспекции УГИБДД ГУВД Иркутской области. — Городская администрация выделяет под щиты землю там, где нельзя, а потом владельцы этой рекламной продукции нам еще и выговаривают: "Почему не согласовываете, ведь администрация нам разрешила..."
Сейчас на улицах Иркутска только щитов размером 3х6 м установлено более тысячи, и лишь 300 рекламных конструкций согласованы с ГИБДД. Если бы щит, упавший на женщину на углу Партизанской, был согласован с ГАИ, трагедии бы не случилось. Потому что специалисты дорожной инспекции требуют от производителей наружной рекламы расчеты по ветровой нагрузке, проведенные лицензированными конструкторами, а также справку о том, что щит соответствует нормам.
При согласовании наружной рекламы учитываются и все нормы, прописанные в ОДН: расстояние до бордюра автодороги, до светофора, перехода и прочее...
Однако городская архитектура всеми вышеперечисленными правилами пренебрегает. Когда щит убил человека, мэр Иркутска Владимир Якубовский потребовал создать оперативный штаб, который должен был заняться проверкой всех рекламных щитов в городе. Но специалисты ГИБДД Иркутской области в этот штаб почему-то не вошли.
В составе штаба работают чиновники городской администрации — архитекторы и градостроители. И занимаются они не проверкой щитов на местах, а ревизией нормативных документов, регламентирующих размещение наружной рекламы.
— Мы не будем подкапывать каждый щит и смотреть, как там все устроено, — признался главный архитектор Иркутска Евгений Третьяков. — Мы будем работать в своих кабинетах.
Кстати, о правилах размещения щитов в пределах автодорог сотрудники управления архитектуры не наслышаны. Они согласовывали установку конструкций исходя из позиций "красиво — некрасиво", закрывает щит здание или не закрывает, не нарушает ли он общий архитектурный ансамбль.
Только сейчас, после гибели под щитом 50-летней женщины, управление архитектуры приняло решение переоформлять договоры с рекламными организациями только по предоставлении чертежей конструкций. Но это переоформление происходит раз в году, а значит, щиты пока лучше обходить стороной.
Управление архитектуры и градостроительства, согласовавшее установку упавшего щита, виновным в трагедии себя не считает и полагает, что отвечать по всей строгости закона должно рекламное агентство "Ремадор". Оно же, по мнению Евгения Третьякова, исходя из существующих нравственных ценностей, могло бы помочь материально семье погибшей женщины.
Тем не менее, как стало известно "СМ Номер один", мэр Иркутска Владимир Якубовский подписал распоряжение о выделении материальной помощи семье погибшей Любови Кирюшкиной.
Между тем по вине рекламных щитов в Иркутске люди гибнут очень часто. Только в 2004 году было зарегистрировано 18 дорожно-транспортных происшествий, связанных с влиянием рекламных щитов. Все ДТП сопровождались гибелью людей или тяжелыми ранениями.