Монгольская пустыня покорена велосипедистами

Иркутянину и двум москвичам, возможно, первым из россиян удалось объехать пустыню Гоби на велосипедах

Официальной статистики, конечно, не ведется, но, по словам жителей монгольской пустыни, в их краях появлялись только две группы велосипедистов: голландцы и поляки. Российскими первопроходцами стали ученый секретарь иркутского архитектурно-этнографического музея "Тальцы" Юрий Лыхин, его сын Игорь и друг Игоря Олег Заяц. За две недели смельчаки преодолели расстояние в 500 километров. Они ощутили на себе все прелести песчаной бури, страдали от "каменной лихорадки" и даже подхватили... насморк.

Для кандидата исторических наук Юрия Лыхина эта поездка в Монголию была уже четвертой по счету:
— До последнего визита я считал эту страну самой любимой. Но теперь все, наелся Монголией... Уже побывал в Улан-Баторе, обошел с рюкзаком все озеро Хубсугул, последняя мечта — посмотреть пустыню Гоби, о которой так много читал и слышал, — также реализована.
Манила монгольская пустыня книгами палеонтолога Ефремова:
— Там до сих пор находят останки динозавров. Но дело даже не в этом. Вот как вы представляете себе пустыню? Песчаная равнина? Ничего подобного. Грунт там состоит в основном из щебня, ландшафт иссечен руслами высохших рек (сайрами) и горными хребтами. Фантастическая красота. Своими мечтами о Гоби я поделился с сыном, который живет в Москве, а он в свою очередь — с другом Олегом. Парни загорелись и тоже решились на эту поездку. Они выпускники физкультурного института, так что в походе не подкачали, это скорее мне приходилось за ними подтягиваться...
Экипировались путешественники по наитию, никаких рекомендаций на этот счет просто не существовало:
— Взяли с собой большую аптечку и ворох запчастей для велосипедов. Практически все железки пригодились. По Гоби туристы традиционно перемещаются на автомобилях, дорог даже в одном направлении очень много, и все они со ступняком. У нас пропадали передачи, появился люфт в каретке, приходилось менять шины. Мы пользовались обычной автомобильной картой, а следовало раздобыть подробную — пятикилометровую, на которой указаны колодцы и мелкие поселения. Но с водой, кстати, проблем было меньше всего. Гоби достаточно плотно населена скотоводами, хотя, бывало, за день-два пути мы не встречали ни одной юрты. Но это объяснимо: люди там предпочитают селиться у подножия гор, где есть вода и укрытие от ветра, а дороги, по которым мы ехали, проходят по равнинам. Если запасы воды кончались, мы просто сворачивали к горам — к людям.
По замечанию иркутского историка, сейчас в Монголии наблюдается туристический бум. Европейцев влечет нетронутая природа здешних мест и необычайное — нелубочное — радушие монгольского народа:
— Встречаются, конечно, и те, которые существуют за счет туристического бизнеса. Торгуют сувенирами, в одном месте нам даже воду пришлось покупать по 10 тугриков за литр (курс местной валюты: 1 рубль — 40 тугриков), но чаще всего нам были рады просто по-человечески. Все-таки пустыня: людей мало, а новый человек — это свежая информация.
Но, кстати, особого информационного голода монгольские скотоводы, кажется, не ощущают. В юртах нередко встретишь телевизор, а кое-где туристы замечали даже спутниковые антенны и солнечные батареи.
— Русский язык помнит только старшее поколение, — продолжает Юрий Лыхин, — и то, когда мы разыскали бывшего учителя русского языка в центральном селении пустыни и просили его помочь с выбором маршрута, заговорил он на английском — так ему было легче.
В общей сложности русские туристы проехали на велосипедах 500 километров, загадывали гораздо больше, но не везде побывали, где хотелось бы:
— Основным препятствием был сильный ветер. Это летом в пустыне 40 градусов, а в мае при ветре очень даже прохладно. Все трое мучились с насморком. Дует там каждый день, начиная с раннего утра, ночью тише. Как-то мы утром зазевались и вовремя не собрали палатку, ветром ее сложило. В пыльную бурю попали.
Но приятных впечатлений у велосипедистов все-таки больше.
— Представляете, там самоцветы прямо на дороге валяются. Настоящую каменную лихорадку пережили. Едешь, блеснет что-то в щебне на солнце, машинально жмешь на тормоз и выискиваешь — вот тебе и сердолик на сувенир.
Отправляться в монгольскую пустыню на велосипеде Юрий Лыхин никому теперь не советует:
— Смертельной опасности, конечно, нет, но тяжело будет. Машина тоже не подходит — из нее какой обзор? А вот легкий мотоцикл — самый идеальный для Гоби вид транспорта.