Сибирский Третьяков

В этом году Иркутский художественный музей отмечает юбилей своего основателя
Текст: Елизавета Старшинина , Фото: автора, zet-isnotdead.livejournal и других открытых источников , Пятница , № 17 от 2 мая 2019 года , #Культура
Научный сотрудник музея Людмила Снытко возле портрета Владимира Сукачева, написанного в 1882 году художником Василием Худояровым. Худояров окончил Петербургскую академию художеств и был очень хорошо знаком с Сукачевым
Научный сотрудник музея Людмила Снытко возле портрета Владимира Сукачева, написанного в 1882 году художником Василием Худояровым. Худояров окончил Петербургскую академию художеств и был очень хорошо знаком с Сукачевым

 А это «Нищая» («Девочка-рыбачка») крупным планом. Почему она производит такое сильное впечатление? Наверное, потому что совпало все: время, место, свет, морской ветер, грусть
А это «Нищая» («Девочка-рыбачка») крупным планом. Почему она производит такое сильное впечатление? Наверное, потому что совпало все: время, место, свет, морской ветер, грусть
Еще одна характерная работа из собрания Сукачева — «Покинутая» Федора Бронникова. Сюжет понятен без слов
Еще одна характерная работа из собрания Сукачева — «Покинутая» Федора Бронникова. Сюжет понятен без слов
Одна из любимых многими романтическая работа «Неудавшееся свидание» Павла Брюллова. У Владимира Сукачева был хороший вкус, и он ценил жанровое разнообразие: в его коллекции можно увидеть пейзажи, портреты, жанровые сценки
Одна из любимых многими романтическая работа «Неудавшееся свидание» Павла Брюллова. У Владимира Сукачева был хороший вкус, и он ценил жанровое разнообразие: в его коллекции можно увидеть пейзажи, портреты, жанровые сценки

Летом исполнится 170 лет со дня рождения Владимира Платоновича Сукачева — общественного деятеля, мецената, коллекционера. Человека, благодаря которому в Иркутске появилась телефонная связь, электрическое освещение, понтонный мост через Ангару, училище для слепых, метеорологическая обсерватория и, конечно, картинная галерея. «Пятница» узнала, как художественный музей готовится к его юбилею.

— Мы иногда называем его сибирским Третьяковым, — рассказывает научный сотрудник музея Людмила Николаевна Снытко. — В конце XIX века коллекция Третьякова была одной из самых богатых, а на втором месте — коллекция Сукачева. Третьяков опередил Сукачева на 14 лет, и что интересно, оба начали собирать картины в 20 лет. Но в отличие от Третьякова, который занимался только собиранием, Сукачев кем только не был. И городской голова, и председатель ВСОРГО, и благотворитель, который жертвовал деньги на больницы, учебные заведения, благоустройство.

Картины, которые лично приобретал Владимир Платонович, составляют золотой фонд Иркутского художественного музея. Он покупал их в Санкт-Петербурге, Одессе и, возможно, Киеве. Даже когда Сукачев стал городским главой (1886—1898 гг.), он постоянно ездил в Санкт-Петербург и за границу, покупал полотна и вез в Иркутск. И после окончательного переезда в столицу продолжал покупать картины и пересылал их в Иркутск.

Сукачев все отдал своему Иркутску. Благодаря Владимиру Платоновичу в нашем музее есть работы Павла Брюллова, Константина Маковского, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Василия Верещагина, Леонида Соломаткина, Алексея Боголюбова, Василия Максимова, Федора Бронникова, Петра Грузинского, Льва Лагорио, Григория Мясоедова и других.

У Сукачева был отличный вкус, и он чутко улавливал последние демократические тенденции в русском изобразительном искусстве, поэтому в коллекции немало работ художников-передвижников и их единомышленников, например «Бедный ужин» и «Добредет ли?» Максимова, «Утро у трактира» Соломаткина, «Маленькая няня» Платонова.

— И сейчас произведения из коллекции Владимира Платоновича вызывают огромный интерес столичных искусствоведов. И чем дальше, тем больше в монографиях, посвященных изобразительному искусству, публикуют картины из коллекции Сукачева, — отмечает Людмила Снытко.

К слову, если сегодня читатель придет в музей, то не увидит одну из самых известных картин собрания Сукачева. Речь идет о «Нищей» Ильи Репина. Посетители волнуются, не найдя ее на привычном месте. Волноваться не надо, картина сейчас находится в Москве, в Третьяковской галерее, где проходит беспрецедентная по масштабу юбилейная выставка Репина в честь его 150-летия.

— Самое забавное, что эта картина начала свою жизнь совсем не работой мирового уровня, — объясняет Людмила Снытко. — Илья Репин летом 1874 года отправился в прибрежный городок Вель-ле-Розе (Нормандия), где была колония русских художников. И написал этот этюд совершенно случайно. Он искал натурщиц, которые просили недорого, и нашел эту девочку. Но позировала она безобразно: крутилась, вертелась, и как он вспоминал, этюд он написал кое-как.

Вернувшись в Россию, Репин засунул портрет подальше с глаз долой. Сам он не оценил его. Репин вообще не умел ценить свои работы. Он был творцом, но не искусствоведом. Вероятнее всего, Сукачев приобрел этот этюд в конце 1880 годов. И на долгое время картина пропала из поля зрения столичных искусствоведов, до тех пор, пока в 30-е годы прошлого века художник Игорь Грабарь и искусствовед Илья Зильберштейн не решили написать всеобъемлющую монографию о творчестве Репина. Каким-то образом они нашли скромный черно-белый каталог иркутского музея, увидели этот этюд и попросили привезти «Нищую» в Москву. И когда Грабарь увидел картину воочию, он воскликнул: «Это же жемчужина, это же лучшая работа раннего Репина!»

Тут же руководство Третьяковской галереи потребовало передать картину им: «Она должна висеть у нас». Иркутск мог вполне потерять «Нищую». И только благодаря директору Фатьянову этого не произошло. Он пообещал отнести картину в центральные реставрационные мастерские, а сам быстро на самолет — и в Иркутск. Разумеется, после у него были неприятности. Но картина осталась в Иркутске!

— И даже сейчас сердце замирает каждый раз, когда мы ее отправляем на выставку. «Нищая» за последние 10 лет уже третий раз едет в Москву. И невозможно отказать, потому что юбилей. Естественно, работа застрахована, ее увозили на специальной машине в сопровождении нашего сотрудника. «Нищая» погостит в Москве, вернется и займет свое законное место, — добавляет Людмила Снытко.

Заместитель директора по науке художественного музея Ирина Терновая считает, что мы до сих пор не осознали полностью масштаб личности Сукачева. И к сожалению, до сих пор не знаем, где находится его могила. Известно, что летом 1917 года Сукачев с женой и внуком уехал на лечение в Крым. Потом началась Гражданская война, и вернуться в Петроград они уже не смогли. 21 декабря 1920 года Владимир Платонович скончался и был похоронен в Бахчисарае. Его могила до сих пор не найдена. Сотрудники музея несколько раз обращались к крымским коллегам с просьбой помочь установить место захоронения. Но пока сделать это не удалось.

— Надо ехать и искать самим, — говорит Ирина Терновая. — Это наш долг. Владимир Сукачев так много сделал для Иркутска, а что Иркутск сделал для того, чтобы восстановить его имя? Сейчас, когда Крым вошел в состав России, сделать это гораздо проще. Я верю, что могила Сукачева будет найдена.

И это все о нем
Владимир Сукачев — общественный деятель, ученый, филантроп, коллекционер, основатель Иркутской картинной галереи. Родился 14 (по новому стилю 27-го) июля 1849 года в Иркутске в семье коллежского советника Платона Петровича Сукачева и Аграфены Никаноровны, урожденной Трапезниковой. Владимир Сукачев учился на юридическом факультете Петербургского университета и на естественном отделении Киевского императорского университета святого Владимира, который окончил в 1871 году, приобретя профессию биолога. Получив большое наследство, Сукачев жертвовал огромные средства на развитие городского хозяйства, культуры, медицины и образования.

Фотография из Третьяковской галереи, где проходит грандиозная ретроспектива работ Ильи Репина. «Нищая» висит рядом со знаменитой работой «Садко». Есть повод для гордости. За музей, Иркутск и, конечно, Сукачева
Фотография из Третьяковской галереи, где проходит грандиозная ретроспектива работ Ильи Репина. «Нищая» висит рядом со знаменитой работой «Садко». Есть повод для гордости. За музей, Иркутск и, конечно, Сукачева