Рост объемов перевозок, обновленные мосты и вокзалы
Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов рассказал о том, какие планы удалось реализовать в прошлом году и какие важные мероприятия ВСЖД планирует осуществить в перспективе.
Грузовые перевозки
За последние десять лет объем грузовых перевозок на ВСЖД вырос более чем на 60%. В 2019 году он составил 63,3 млн тонн, что сопоставимо с уровнем прошлого года.
— Хотелось бы отметить рост такого показателя, как контейнерные перевозки, — говорит Василий Фролов, — перевозка грузов в контейнерах наиболее комфортна для грузовладельцев и доходна для нас. В 2019 году по сравнению с уровнем позапрошлого года рост объемов этих перевозок составил 13%.
В 2020 году погрузка должна увеличиться на 1 млн тонн. Основными драйверами роста станут уголь, нефтепродукты, руда железная и химикаты.
Если говорить о долгосрочных перспективах, то до 2025 года грузовая база магистрали увеличится за счет реализации крупных инвестиционных проектов по запуску новых и модернизации существующих предприятий Иркутской области.
Существенный рост объема перевозок, наблюдаемый на ВСЖД в течение десяти лет, стал возможен благодаря масштабной правительственной программе по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. В 2019 году в реализацию данной программы инвестировано 42,1 млрд рублей, подготовлены к эксплуатации 19 объектов.
БАМ обретает второе дыхание
В 2019 году на Байкало-Амурской магистрали произошло значимое событие: ввод в эксплуатацию одного из наиболее грандиозных сооружений Восточной Сибири — второго моста через реку Лену в Усть-Куте.
Еще одно масштабное событие — модернизация ж/д моста через реку Селенгу.
— Основной объем работ выполнен, — подчеркивает Василий Фролов, — модернизация будет завершена в 2020 году. Замена восьми пролетов моста позволит существенно увеличить его грузоподъемность. Еще один мост, через реку Бирюсу на границе с Красноярским краем, тоже находится в стадии реконструкции.
— После реализации программы правительства по модернизации БАМа только в рамках ВСЖД понадобится 500 человек дополнительного штата, — отмечает Василий Фролов. — Между тем на БАМе нет дополнительных трудовых ресурсов. Мы планируем привлекать персонал за счет емкого социального пакета.
Новая «горка» в Вихоревке
В конце года в Вихоревке открылся горочный комплекс станции (вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов. — Прим. авт.)
С вводом «горки» перерабатывающая способность станции Вихоревки увеличилась на 30%. Теперь станция обеспечивает сортировку 2 тысяч вагонов. Новый комплекс позволит уменьшить нагрузку напряженно работающей в связи с увеличением грузооборота станции Тайшет.
Бархатный путь
В 2019 году Восточно-Сибирская железная дорога отремонтировала 408 км пути. Бесстыковой, или «бархатный», путь был уложен на 38 участках магистрали общей протяженностью 340 км.
Основной объем работ сосредоточен на главном ходу Транссибирской магистрали. В результате ремонтно-путевой кампании скорость движения пассажирских поездов на 38 участках ВСЖД увеличена до 100 км/час, грузовых — до 90 км/час.
Система одного окна
Большую работу ВСЖД проводит по созданию комфортных условий для своих клиентов.
— Мы организовали центры продажи услуг в Иркутске, Улан-Удэ, Северобайкальске, Тайшете, — говорит Василий Фролов. — И результат не заставил себя ждать.
К принципу работы по системе одного окна на ВСЖД шли долго, — продолжает начальник ВСЖД, — и благодаря этому шагу создали юридическим и физическим лицам комфортные условия общения с железной дорогой. Клиенты значительно экономят свое время, когда приходят в специально созданный центр и получают полный набор всех услуг.
В этом году ВСЖД реализовала систему СТП (суточный клиентский план), где в режиме реального времени пользователи услуг железнодорожного транспорта планируют свою работу и дают обратную связь.
Обновленные вокзалы
— На стадии завершения находится реконструкция железнодорожного вокзала на станции Улан-Удэ, — рассказывает Василий Фролов. — В первом квартале 2020 года весь вокзальный комплекс будет введен в эксплуатацию.
Особое внимание при реконструкции было уделено созданию безбарьерной среды — установке пандусов и специальных лифтов, благодаря чему по обновленному вокзалу будет комфортно передвигаться маломобильным гражданам.
В 2019 году закончен ремонт тоннеля вокзала Иркутск-Пассажирский. На следующий год запланированы ремонт платформенного хозяйства и проведение второго этапа реконструкции.
В рамках подготовки к 45-летию начала строительства БАМа в Тайшете, Лене, Таксимо, Северобайкальске и в других населенных пунктах отремонтированы 12 железнодорожных вокзалов. А кроме них – 146 посадочных платформ на пути от Тайшета до Хани.
Электронный билет на электричку
В 2019 году ВСЖД перевезла 13 млн пассажиров. Что интересно, более половины этих людей приобрели билеты в онлайн-режиме. Кстати, с февраля 2019 года возможность покупки электронного билета появилась у пассажиров не только поездов, но и электричек. Сделать это можно с помощью мобильного приложения «РЖД-пассажирам». Свыше 25 тысяч пассажиров пригородного сообщения уже воспользовались интернет-продажей билетов.
Подарок Тулуну
2019 год запомнился страшной бедой — небывалым наводнением.
— В течение трех суток Приангарье было разделено водой на две части, — рассказывает Василий Фролов. — Единственным источником сообщения была железная дорога, которая приняла на себя серьезную нагрузку по доставке гуманитарной помощи и перевозке волонтеров, доставке маленьких жителей пострадавших территорий к местам отдыха. Когда вода ушла, ВСЖД выделила специальную технику для расчистки завалов.
РЖД приняла решение о строительстве в 2020 году двух многоквартирных домов в Тулуне — один дом на 50, другой на 25 квартир. Еще один дом на 25 квартир построят в Нижнеудинске. 25-квартирные дома предназначены для железнодорожников. Дом на 50 квартир будет передан Тулунскому муниципальному образованию.
Кроме того, совместно с правительством Иркутской области РЖД примет участие в строительстве в Тулуне школы на 1275 мест.
Байкальский тоннель
В рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали в 2014 году началось возведение второго Байкальского тоннеля на участке Кунерма — Северобайкальск. После ввода тоннеля в эксплуатацию пропускная способность участка Лена — Северобайкальск увеличится в 2,5 раза. Здесь смогут проходить 25 пар поездов вместо нынешних 15.
— Новый Байкальский тоннель, как обособленный объект, готов на 99,9%, — сообщил Василий Фролов. — Мы не запустили его в эксплуатацию в 2019 году только по одной причине — необходимо обустроить вторые пути на двух перегонах — эти мероприятия намечены на 2020 год, и в этом же году тоннель будет введен в эксплуатацию.
Туристов привлекает ретро
Кругобайкальская железная дорога является визитной карточкой ВСЖД и точкой притяжения для туристов. Количество перевезенных туристов ежегодно растет: в 2019 году по КБЖД проследовало 336 поездов, перевезено 80,4 тыс. пассажиров (в 2018 году — 246 поездов, 58,2 тыс. пассажиров).
— Туристов привлекает ретростиль, который мы применяем для оформления поездов. Мы не только создаем комфорт в вагонах, но и обустраиваем всю инфраструктуру — как посадочные платформы, так и искусственные сооружения, — подчеркнул Василий Фролов.
В настоящий момент основные перевозки туристов на КБЖД приходятся на теплое время года. Но в связи с тем, что многим путешественникам хочется посетить живописный объект осенью и зимой, ВСЖД планирует продлить движение туристических поездов до ноября, а в будущем организовать туры и в зимний период.