День Шотоя

Последние два-три года в Осинском районе отмечены, в числе прочего, активным мостостроением. И если возведение мостов вроде Майского на основной транспортной магистрали Иркутск - Усть-Уда выполняется специализированными отрядами Иркутскавтодора, то строительство переправ у дальних сел - заслуга местных строителей. В завершающие дни ноября состоялась госприемка еще одного такого моста - в селе Шотой. К этому торжественному моменту был приурочен также сход жителей села.

Старый мост верой и правдой прослужил пятьдесят лет, но в конце концов сдал - возраст почтенный. Ремонтировать его было невозможно, и встал вопрос о строительстве нового. Река Оса в верховьях хоть и невелика, но без моста ее не одолеть, особенно в пору большой воды. На одном из сходов во время проведения в районе Дней села эту проблему решили поставить конкретно: кто возьмется соединить два берега? Взялся глава КФХ "Шотой" Вячеслав Манжеханов (тогда он еще не был главой Бурят-Янгутского муниципального образования). Был заключен соответствующий договор с районной администрацией, и крестьянскому хозяйству выделили лесоделяну на 500 кубометров, поскольку иных средств на строительство не имелось. Сметная же стоимость моста оценивалась в 324 тысячи рублей.

Длина моста должна была составлять 15 метров, поэтому первым делом требовалось заготовить подходящие лиственничные балки и бревна для настила и других частей, что и было сделано. Год древесина просушивалась, и в сентябре прошлого года началось строительство. Были устроены "быки", забуртованные камнем, затем пошла укладка самого моста. Бригада работала немногочисленная - три человека, потом двое. Но, как сказал Вячеслав Манжеханов, мост все-таки можно было сдать намного раньше - задерживала отсыпка подъездов к нему.

Не было средств на проведение этой работы, а потому в конце концов пришлось прибегнуть к "самообложению". Жители села собрали по сто рублей со двора - 1900 в сумме: на эти деньги заправили КамАЗ Александра Базарова. Работу он согласился выполнить бесплатно, расценивая это как свой взнос в обустройство малой родины. Погрузчик был отправлен из Осы при содействии районной администрации. На отсыпку ушел целый день, выдавшийся ненастным, так что работа была не из легких. Но все хорошо, что хорошо кончается. Претензий во время приемки у комиссии к качеству работ не было. Мост основательный, легко выдерживал КамАЗ со щебнем, устроен рядом со старым и практически копия его, поскольку пример хорош - полвека службы достаточная рекомендация. Ну а чтобы и новый был долгожителем, на нем выполнили требуемый обряд: комиссию в Шотое встретили хлебом и молоком; каждый из хозяев и гостей в свою очередь пожелал, чтобы мост стоял долго.

С появлением моста одной проблемой в Шотое стало меньше. Какие из оставшихся первоочередные? Этому и некоторым другим вопросам был посвящен состоявшийся сразу после открытия моста сход жителей села.

Принимала его, конечно, школа, как и во многих других населенных пунктах выполняющая роль конференц-зала при большом стечении народа. В Шотое сход был немногочисленным, поскольку здесь насчитывается 31 двор и сейчас не все дома населены. Но, тем не менее, это был сход. Открыт он был концертом самодеятельных артистов бурят-янгутского Дома культуры и школы, выступление которых зрители сопровождали дружными аплодисментами.

Рабочая часть схода началась с выступления Вячеслава Манжеханова. Он отметил, что сейчас предстоит потрудиться над открытием магазина, который не работал ввиду большой задолженности покупателей, а также из-за трудностей с доставкой товаров (магазин Осинского потребобщества). Сейчас задолженность погашена, в Шотое работает пилорама, где занято несколько человек, пошел закуп молока - а в Шотое, несмотря на то что населения здесь втрое меньше, чем в Онгосоре, поголовье КРС лишь немного уступает онгосорскому. То есть покупательная способность в последнее время в Шотое возросла, есть резон для работы магазина. (В Онгосоре, кстати, хотят открыть второй магазин.)

Еще одна точка приложения сил - открытие фельдшерско-акушерского пункта. Для этого нужен специалист. Вопрос так или иначе будет решен, заверил Вячеслав Манжеханов.

Следующий проблемный момент - отсыпка дороги до Шотоя. В восьмидесятые годы активно велось устройство дорог, но социализма немного не хватило, чтобы сделать дорогу в Шотой.

Глава администрации пообещал, что в следующем году отсыпка дороги будет произведена обязательно - нынче этому помешали дожди. Скоро установят таксофон.

Недавно установили необходимые сооружения в трех культовых местах долины. Кстати, они содержатся в чистоте - может быть потому, что находятся вдали от больших дорог и случайных людей.

Начальник отдела экономического развития районной администрации Валерий Баиров, выступивший затем на сходе, рассказал о состоянии дел в районе, о ближайших планах по стабилизации и развитию экономики. К участникам схода обратились также Алексей Матвеев, руководитель ТО ФС Роспотребнадзора по Осинскому району, рассказав о токсическом гепатите, и начальник отдела ГО и ЧС районной администрации Вячеслав Королев.

У директора Бурят-Янгутской средней школы Петра Маланова спросили, когда будет ходить школьный автобус до Шотоя. Ответ: "С завтрашнего дня". Маланов специально проехал с комиссией в Шотой, чтобы оценить состояние дороги. До того дня для автобуса она была абсолютно непроезжей, пока не подмерзла.