Школа в Харанутах

Воспитала многих известных людей. Среди них мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев

Школе в деревне Харануты, возможно, предстоит новоселье на пятьдесят миллионов рублей. Во всяком случае в проекте президентского указа "О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" упомянуто, что основной общеобразовательной школе в далекой бурятской деревне будет выделена такая сумма. Проект скоро будет подписан. Педагоги и дети Харанут ждут начала строительства с нетерпением. Это неудивительно, поскольку теснота и состояние нынешнего здания значительно усложняют учебный процесс.

Издалека, при въезде в бесконечно растянутую деревню, школа, обшитая вагонкой, смотрится вполне благополучно. Но, подъехав, а особенно войдя внутрь, убеждаешься — давно нужно решительное вмешательство. Латать и ремонтировать старое здание смысла уже нет. Тем более если знать историю этого дома.

— До 2001 года, — рассказывает директор школы Маргарита Глебовна Ербакова, — дети Харанут учились в нескольких старых, еще купеческих избах. Однако жаркой, засушливой весной 2001-го школа в одночасье сгорела дотла. Нас поставили перед выбором — либо все ученики, 85 детей, и 15 педагогов займут вторую смену в школе соседнего Корсука (6 километров от Харанут), либо найдут помещение в своей деревне.

Помещение нашлось. Заброшенный дом, в котором когда-то размещались контора, медпункт, библиотека. Потом дом, стоявший без хозяина, без окон и дверей, приглядел деревенский скот, спасаясь под крышей от летней жары. Учителям пришлось отложить в сторону указки и взяться за лопаты, ведра и носилки. Навоза в половине дома и дворе накопилось по пояс. Однако глаза боятся, а руки делают. Отработав неделю с восьми утра до восьми вечера, здание привели в порядок, а в июне того же года провели здесь первый выпуск. Уже потом к школе сделали пристрой под актовый зал (а то и линейку было негде провести — такие тесные и узкие коридоры), отдельно стоящую столовую. Но в кабинетах и учительской по-прежнему тесно. Старшие дети, окончив девять классов, продолжают образование в разных местах: кто-то в школах соседних сел, кто-то в Усть-Орде, обитая там у родственников, кто-то идет получать профессию.

— Школу надо заканчивать дома, — убеждена Маргарита Глебовна. — Самый сложный возраст, десятый-одиннадцатый класс, а дети остаются без присмотра родителей. Очень надеемся на то, что в селе появится возможность получения полного среднего образования. Думаю, после объединения с Иркутской областью дела пойдут успешнее и у нас, и у иркутян.

Школа, место под строительство которой уже определено, будет кирпичной, двухэтажной, с большими классами, на 132 места. И, самое главное, она станет средней.

Моя родословная

Тем временем и старая, неказистая и тесная, школа остается центром культурной и организационной жизни деревни. Здесь проходят выборы, празднуются праздники. Новый год, к примеру, отмечают трижды — для своих старших и младших школьников и для малышей деревни. Детского сада здесь нет, малыши сидят с бабушками-мамами, поплясать-поиграть всем вместе им доводится только раз в год: на утреннике, который организуют в Новый год школьные учителя.

Чем могут похвалиться педагоги небольшой деревенской школы, так это замечательно поставленной краеведческой работой. Она ведется сразу в двух направлениях — этноэкология и история родного края. Как рассказывает учитель Ирина Ероновна Ласкина, дети очень интересуются народными традициями бурят Прибайкалья, в том числе фольклором. Для этого педагог и дети постоянно предпринимают экспедиции в дальние деревни, разговаривают со старожилами, записывают старинные песни, описание обрядов, тайлаганов, бурятские свадебные обычаи. Школьники Харанут — постоянные участники научно-практических конференций самого разного уровня.

Как говорит Николай Степанович Шадаров, учитель истории, отработавший в школе 20 лет, ребятишки с удовольствием изучают историю не только страны и округа, но и своей деревни. Главное — заинтересовать, тогда ученики сами ищут по деревне тех, кто может рассказать что-то о родословной, об истории местных бурятских родов. Говорят, что здешние жители ведут род от Бухэ-нойона, а предки их пасли скот на территории до самой Усть-Орды (это несколько десятков километров).

Школе — второй век

И самой школе, кстати, тоже есть чем гордиться в историческом плане. В прошлом году она отметила свой столетний юбилей. Еще в 1905 году здесь, в Харанутах, появились классы начального образования. Затем с 1941-го по 1959 год школа работала как семилетняя, затем стала основной общеобразовательной. За эти годы из ее стен вышло множество известных людей: ученых, медиков, педагогов. Даже мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев — местный уроженец. На юбилей маленькой деревенской школы съехались сотни гостей, привезли множество подарков, в том числе оргтехники, музыкальной аппаратуры. Педагоги ждут новоселья, чтобы разместить и использовать все дары с толком. Они сами к юбилею подготовили десятки замечательных стендов, рассказывающих о ветеранах, педагогических династиях, знаменитых выпускниках. Стенды также ждут своего часа в новой школе.

...Спортзала в нынешней школе нет. Ребятишки, несмотря на неласковую весну, гоняют мяч в школьном дворе. "Физкультура на свежем воздухе", — говорит учитель Александр Бубаевич Мунханов. Школа обжила ближнее пространство: садят овощи, в том числе картофель, и обеспечивают школьную столовую до самого следующего лета. Поэтому родители платят только 40 рублей в месяц за питание детей. Школьников кормят в две смены. Учится их сейчас 65 человек, но из-за тесноты заниматься приходится посменно — не хватает классов. Пришлось даже самых маленьких отправлять учиться во вторую смену.

— Это вынужденная мера, — говорит директор. — Старшеклассники вторую смену заканчивали бы в восемь вечера, а деревня растянутая, больше трех километров в один конец. Когда бы дети до дома добирались?

В Харанутах очень надеются, что строительство новой школы начнется в этом году. Тогда, если все пойдет по плану, нынешние старшеклассники смогут получить полное среднее образование в родной деревне.