Вандалы на священной горе

От курыканских писаниц Байтога осталась лишь фотография в местном музее

В книге академика Окладникова "Шишкинские писаницы" говорится: "Небольшая, но замечательная группа писаниц находится в Байтоге, что в 30 километрах от Усть-Орды". Книга издана в 1959 году, и примерно в то же время писаницы были уничтожены.
Вандалы давно приглядывались к ним — то свое имя по соседству нацарапают, то нецензурщину. Но писаницы все же сохранялись до тех пор, пока Оренбургской ПМК, дислоцировавшейся в Байтоге, не потребовался строительный камень.

Бедная богатая гора

Байтог в переводе на русский означает "богатая гора". Тюркоязычные курыкане, оставившие писаницы, обитали в этих местах около тысячи лет назад, и гора, по всей видимости, была для них не только местом творческих вдохновений, но и охоты. Козы здесь в изобилии водятся и в наши дни. Буряты, поселившиеся в окрестностях горы около 400 лет назад, этим промыслом также не брезговали, устраивая облавную охоту, в которой иногда участвовало около ста конников. Последняя облавная охота (зэгэтэ аба) прошла здесь в 1992 году и задействовано в ней было до 30 человек на конях.

Но для бурят исстари гора была прежде всего местом отправления религиозных обрядов. Священным местом, где из года в год проводились тайлаганы. В годы Советской власти это не очень-то афишировалось и, когда на гору пришли оренбургские строители, а позже и лесозаготовители, роптали лишь отдельные старики. Скала с писаницами была раздроблена и пошла скорее всего на строительство фундамента для гаража. Сегодня этот гараж почти развалился, но фундамент из байтогского песчаника стоит как новенький.

Новые вандалы

Директор Байтогского краеведческого музея Людмила Ханхасаева долго не может найти фотографию писаниц. Сохранилась лишь одна. В 50-е годы местные школьники часто поднимались к писаницам и кто-то, к счастью, сделал этот снимок. Среди изображений животных и людей в правом нижнем углу фотографии явно читается нецензурное слово, а чуть выше нацарапана дата — 1936 год. Темные времена.

— Но священные горы и сейчас не оставляют в покое, — рассказывает Людмила Георге?евна, — как наши "предприниматели", так и приезжие. Этим летом на Байтоге снова вырыли яму, а на другой священной горе орудовали иркутские строители. Местные жители узнали об этом, предупредили...
Эту информацию подтвердили и в окружном комитете по природопользованию: песчаник в Байтоге и Ользонах добывают варварским способом, без согласования с властями и экологами. Подобная ситуация и в Идыге, где добывается известняк. Под это дело даже дорогу отсыпали.

Неуважительное отношение к историческим ценностям прослеживается и на другом примере: несколько лет назад в Байтогском музее сгорел печной котел и помещение не отапливается, отчего штукатурка местами потрескалась и отошла от стен. В музее около 2000 экспонатов-подлинников. Есть редкие и ценные вещи. К примеру, коллекция нагрудников из кораллов, украшенных серебряными монетами, серебряные болты для волос, медальоны, браслеты... Вот уже несколько лет музей не охраняется, и удивительно, что до сих пор на это богатство никто не покусился. На днях, правда, кто-то попытался выбить деревянную стенку в сенях, но этим и ограничился.