Перерасчёт за коммунальные услуги
Если квартира пустует более пяти дней или вы недовольны качеством коммунальных услуг, можно сделать перерасчёт платы за ЖКУ. В каких ситуациях коммунальщики снизят сумму в квитанции, и какие для этого нужны документы?
Можно ли сделать перерасчёт за коммунальные услуги?
Перерасчёт – повторный расчёт стоимости коммунальных услуг за определённый период. Его производят, если потребитель недоплатил или переплатил за ЖКУ.
Недоплата может образоваться, например, если собственник некорректно указывал показания счётчиков. В этом случае недостающую сумму включат в следующую квитанцию и, скорее всего, выпишут штраф.
Есть и обратная ситуация, когда абоненту полагается снижение платы за ЖКУ. Перерасчёт произведут, если коммунальные услуги не отвечали качеству, подавались с длительными перерывами или если квартира пустовала более пяти дней.
Рассмотрим каждую из этих ситуаций подробнее.
Когда положен перерасчёт за некачественную коммунальную услугу?
Качество услуг и допустимое время отключения ЖКУ регулируются Постановлением Правительства №354 и государственными стандартами. За их несоблюдение положен перерасчёт за коммунальные услуги.
Электроснабжение
Норматив: электросеть в квартирах должна иметь напряжение 230 вольт (допустимое отклонение ± 10%) при частоте тока 50 Гц (допустимое отклонение ±0,2 Гц). Отключать электричество могут на два часа в домах с резервным источником питания и на 24 часа в МКД без резервного источника.
Перерасчёт: каждый час отключения свыше норматива или несоответствия стандартам напряжения и частоты сети снижает стоимость услуги на 0,15%.
Холодная вода (ХВС)
Норматив: вода из крана должна быть чистой, прозрачной, не иметь вкуса и запаха, а также должна отвечать ряду других химических и биологических стандартов. Перерыв в водоснабжении не должен превышать четырёх часов за один раз и суммарно восемь часов в месяц.
Перерасчёт: дни, когда из крана течёт некачественная вода, должны вычитаться из платёжки за ЖКУ независимо от показаний счётчиков. А за каждый час, превышающий норматив отключения, плата за воду снижается на 0,15%.
Горячая вода (ГВС)
Норматив: температура горячей воды в многоквартирном доме должна составлять от 60 до 75°C. С пяти часов утра до полуночи допускается отклонение на 3°C, а с полуночи до утра – на 5°C. Перерыв в подаче ГВС не должен превышать четырёх часов за один раз и суммарно восемь часов в месяц. При аварии на тупиковой магистрали допускается отключать воду на 24 часа подряд.
Перерасчёт: за каждые 3°C отступления от норматива температуры стоимость ГВС должны снижать на 0,1% в час. Если горячая вода будет ниже 40°C, её считают по тарифу холодной воды. Кроме этого, за каждый час, превышающий норматив времени отключения, плата за услугу снижается на 0,15%.
Отопление
Норматив: температура в холодное время года в жилых комнатах не должна быть ниже 18°С (в угловых комнатах – не ниже 20°С). Отклонение от температурного режима допускается с полуночи до пяти утра, но не более чем на 3°С. В свою очередь перерыв в отоплении не должен превышать 24 часов в месяц и 16 часов подряд, но только если температура в жилых помещениях поддерживается не ниже 12°С.
Перерасчёт: если температура ниже норматива или превышен допустимый срок отключения отопления, стоимость услуги снижается на 0,15% за каждый час нарушения.
Газ
Норматив: перерыв в газоснабжении не должен превышать четырёх часов в месяц.
Перерасчёт: каждый час, превышающий норматив отключения, снижает стоимость услуги на 0,15%.
Как составить акт для перерасчёта коммунальных услуг?
Несоответствие ЖКУ стандартам качества необходимо зафиксировать актом. Документ составляет поставщик услуг. Если в квартире стало холодно, регулярно просаживается электросеть, из крана течёт ржавая вода или горячая вода ниже положенной температуры – позвоните в аварийно-диспетчерскую службу (АДС). Диспетчер примет заявку, занесёт её в журнал и назовет номер обращения.
Если диспетчеру известны причины нарушения качества ЖКУ, он сообщит о них, а если нет – направит специалиста. Обследование должны провести в течение двух часов после обращения в АДС. Но по желанию заявителя можно согласовать другое время осмотра.
Специалист может прийти позже, если случилась авария и он занят на другом объекте. В этом случае диспетчер должен предупредить о переносе осмотра. По прибытии на место специалист проведёт осмотр и составит акт в нескольких экземплярах: один для себя, один для заявителя, и по одному акту каждому заинтересованному лицу, участвующему в проверке.
Если в ходе осмотра возникли разногласия, например, хозяин квартиры не согласен с результатами обследования, собравшиеся должны обговорить дальнейший порядок действий (например, назначить дату и время нового обследования). Любой из участников может потребовать проведения экспертизы. Её оплачивает поставщик ресурса.
Но если экспертиза не установит факта нарушения качества ЖКУ, инициатор обязан возместить исполнителю расходы на её проведение. После получения результатов экспертизы поставщик ресурсов должен приложить их к акту обследования и в течение трёх рабочих дней направить копии абоненту и другим участникам.
Можно ли сделать перерасчёт при временном отсутствии?
Всё зависит от наличия счётчиков в квартире или технической возможности для их установки. Если приборы учёта установлены, они зафиксируют, что ресурсы не расходовались в период вашего отсутствия. Достаточно будет по возвращении домой передать актуальные показания счётчиков в свою УК, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию. Тогда следующая квитанция за ЖКУ придёт с учетом этих данных, а сумма за коммунальные услуги будет меньше.
Памятка, если уезжаете на долгое время
Если счётчиков в квартире нет, ресурсы считают по нормативам. В этом случае ЖКУ компенсируют при соблюдении следующих условий:
- В квартире нет технической возможности установить счётчик (подтверждается соответствующим актом);
- Жилое помещение пустовало более пяти дней;
- У абонента есть подтверждающие документы об отсутствии его дома (например, билеты или решение работодателя о командировке).
При перерасчёте сумма за ЖКУ уменьшится пропорционально количеству дней вашего отсутствия.
Можно ли сделать перерасчёт за ТКО?
Да. Если в квартире никто не жил больше пяти дней, плату за вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО) можно компенсировать.
Как написать заявление на перерасчёт коммунальных услуг?
В заявлении о перерасчёте указываются Ф.И.О. каждого временно отсутствующего потребителя, а также даты отъезда и прибытия домой. Владелец квартиры может уведомить УК (или другого поставщика) о своём отсутствии заранее либо в течение 30 дней после возвращения.
Если требуется перерасчёт за некачественные или отсутствующие ЖКУ, в заявлении указываются Ф.И.О., контактные данные заявителя, адрес квартиры, периоды и причины отключений услуг или их несоответствия стандартам.
Потребитель может потребовать от исполнителя уплаты неустойки за некачественные ЖКУ. Тогда в заявлении нужно прописать такое требование, а также указать свои паспортные данные и ИНН.
Какие документы нужны для перерасчёта коммунальных услуг?
Для перерасчёта некачественных ЖКУ к заявлению нужно приложить копии акта обследования и экспертизы (если проводилась). Также некачественные услуги или затяжное отключение ресурса можно подтвердить показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением стороннего эксперта.
Перерасчёт коммунальных услуг за временное отсутствие проводят на основании подтверждающих документов. Это может быть командировочный лист или решение работодателя о командировке, справка из стационара, проездные билеты, счета за проживание в гостинице, справка от местной администрации или председателя СНТ, а также другие документы.
Какими документами подтвердить своё отсутствие?
К такому заявлению обязательно нужно приложить акт о невозможности установки индивидуальных или общих счётчиков. В противном случае можно будет получить перерасчёт только за вывоз ТКО.
Кто делает перерасчёт коммунальных услуг?
Заявление на перерасчёт платы за коммунальные услуги подается в организацию, которая поставляет ресурсы и принимает платежи за ЖКУ – это может быть УК, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация.
Какой порядок перерасчёта коммунальных услуг?
После приёма заявления поставщик ресурсов рассмотрит документы. Если факт нарушения или вашего отсутствия подтвердится, он произведёт перерасчёт платы за ЖКУ. Важно понимать, что излишне уплаченную сумму не возвращают собственнику, а включают в счёт оплаты будущих расчётных периодов, т.е. сумму в следующей квитанции за ЖКУ уменьшат на сумму перерасчёта.
Можно ли подать иск на перерасчёт коммунальных услуг?
Да, если поставщик ресурсов откажет в перерасчёте ЖКУ, можно подать на него в суд. Тогда от него дополнительно можно потребовать компенсации морального вреда. Также возмещению подлежат убытки и вред, нанесённые жизни, здоровью или имуществу (если они возникли).
Срок исковой давности для перерасчёта ЖКУ составляет три года.