Rutube и VK Video проигрывают YouTube
Усилия российского государства по зачистке информационного пространства не дают ожидаемого результата: крупнейшим отечественным видеоплатформам Rutube и VK Video, судя по всему, так и не грозит стать адекватной заменой постепенно выдавливаемому из страны YouTube.
После начала активной блокировки по итогам сентября месячный охват YouTube из-за более чем 10-кратного замедления снизился на почти 3 млн человек по сравнению с июлем, в то время как аудитория VK выросла за этот период всего на 800 тыс. И даже несмотря на это, на начало октября охват YouTube был всё ещё на 2,4 млн выше, чем у всего VK. При этом указанные данные не учитывают российскую аудиторию, продолжающую пользоваться YouTube через VPN.
А то, что россияне предпочли именно обходить блокировки, а не переключаться под госпринуждением на российские сервисы, говорят хотя бы данные магазинов мобильных приложений. Так, в августе в магазине Google Play VPN-сервисы заняли первое, второе, пятое и шестое место из первой десятки самых популярных для скачивания приложений. В магазине приложений для iOS App Store для смартфонов и планшетов за тот же период пять позиций в первой шестёрке также занимали VPN-сервисы.
Причины происходящего следует искать в недостатках реализуемой VK и Rutube стратегии развития, в принципе характерной для российского суверенного импортозамещения – «недостаток собственных наработок и компетенций компенсируем импортом или банальным воровством». Обе площадки сделали ставку на перекупку шоу, переманивание раскрученных видеоблогеров, поощрение пиратства и воровство контента с других площадок.
Результат оказался предсказуемым: вопреки ожиданиям, раскрученные блогеры так и не смогли привести за собой свою аудиторию. Например, спустя полгода перехода на Rutube автоблогера-миллионника Эрика Давидыча (4,5 млн подписчиков на YouTube) его аудитория на российской платформе не набирает и 100 тысяч. Даже у блогеров, которые находятся в топе в VK Видео, на YouTube всё равно подписчиков в десятки раз больше, вовлечённость аудитории (просмотры, реакции, комментарии) опережает российские платформы кратно.
Всё описанное особенно печально, если вспомнить, что на заре существования у первого российского «ютубозаменителя» всё было очень даже неплохо. Например, весной 2007 года, меньше чем через год после запуска, ежемесячная аудитория Rutube составляла 1-2 миллиона человек, а уже в декабре 2008-го, по данным исследовательской группы TNS, ролики на Rutube посмотрели 4,1 млн уникальных зрителей. Но потом на активно развивающийся проект наложил лапу Газпром-медиа, и в итоге мы имеем то, что имеем.
Основная причина происходящего в ошибочности тезиса «все проблемы решим, залив их деньгами». Главное конкурентное преимущество YouTube – его пресловутые алгоритмы рекомендаций, которые нельзя украсть или купить на стороне. Ситуация усугубляется де-факто введением на российских площадках политической и военной цензуры, а также ставкой на контент, который не в полной мере соответствует аудитории, на которую направлен.
Rutube развивается в парадигме «российское телевидение – в каждый смартфон»: площадка целенаправленно выводит провоенный и пропагандистский контент в топ, дублирует передачи российских телеканалов и т.д., что совсем не соответствует вкусам и предпочтениям предпочитающей Интернет телевизору аудитории. В то же время VK video целенаправленно превращается в «пиратский YouTube», делая ставку на развлекательный и семейный контент и непритязательный юмор.
Всё это не позволяет (и не позволит, судя по фиксируемому после августовского пика наметившемуся падению показателей) медиа-менеджерам решить поставленную перед ними государством задачу: взять под контроль медиапотребление наиболее сложно контролируемой российским режимом части населения – молодых и образованных жителей крупных городов.
Telegram-канал Незыгарь*
*признан Минюстом РФ иностранным агентом