Иркутские летчики спасли для России остров Врангеля

Георгий Ушаков — начальник острова Врангеля.
Георгий Ушаков — начальник острова Врангеля.

Знак границы между западным и восточным полушариями на о. Врангеля.
Знак границы между западным и восточным полушариями на о. Врангеля.
Карта о. Врангеля с обозначением ареала обитания животных.
Карта о. Врангеля с обозначением ареала обитания животных.

Летчикам-асам Отто Кальвицу и Францу Леонгардту, чья судьба оказалась связанной с Иркутском, в центре города на Иерусалимской горе установлен памятник. Он сделан в виде обелиска с прикрепленным к нему воздушным винтом. В этом году мемориалу исполняется 90 лет. Столько же прошло с момента безвременной гибели летчиков в авиакатастрофе в Якутии.

Как только не называли

Этот мемориал сейчас воспринимается как памятник первому героическому этапу авиационного освоения Восточной Сибири. В честь знаменательной даты хотелось бы вспомнить еще один яркий эпизод из общей биографии Кальвица и Леонгардта. А именно их участие в борьбе за восстановление суверенитета СССР над о. Врангеля.

Это стратегически важная территория в восточной Арктике с прилегающими водными пространствами, на которую в начале 1920-х годов претендовали сразу несколько мировых держав — США, Канада и Великобритания. Тем не менее молодое советское государство нашло силы и мужество отстоять свои права на о. Врангеля.

Эта история добавляет памятнику на Иерусалимской горе монументальности. Остров Врангеля находится между Северо-восточным и Чукотским морями. Через него проходит 180-й меридиан. То есть одна часть острова находится в западном полушарии, а другая — в восточном. В одной части острова по календарю происходит «сегодня», а в другой — уже «завтра».

Первым из ученого мира наличие острова в этом районе предсказал Михаил Ломоносов. Он доказывал возможность «восточно-северного мореплавания в Индию и Америку» и изучал рассказы промысловиков и данные экспедиций, которые проводили исследования в этой части Земли.

Опираясь на них, Ломоносов предположил, что вблизи северо-восточного побережья России должен находиться остров. Но поскольку сомнений в его существовании было много, остров получил название Сомнительный.

Чукчи тоже с XVII века знали, что к северу от их земли, которую сейчас именуют Чукоткой, есть большой остров. Они называли его Умкилир, что переводится как «остров белых медведей». От чукчей об этой территории узнал и русский исследователь Фердинанд Врангель. В 1821—1823-х годах он предпринял три попытки добраться до острова, но все они закончились неудачей из-за непроходимых льдов. Тем не менее Врангель нанес примерное расположение острова на карту.

В 1867 году к неведомой земле смог подойти американский китобой Томас Лонг. Формально он стал первооткрывателем острова, но зная об изысканиях Врангеля, Лонг назвал остров в честь русского офицера.

В этом же году в соответствии с русско-американским договором о разграничении северных территорий о. Врангеля оказался в зоне российского влияния.

В дальнейшем остров еще несколько раз «открывали». Каждое «открытие» необитаемой земли сопровождалось провозглашением ее принадлежности той или иной державе.

Точку в споре могла поставить русская гидрографическая экспедиция Вилькицкого, которая в течение 1910—1915-х годов проводила масштабные исследования в Северном Ледовитом океане. В том числе были с моря изучены очертания о. Врангеля. Также в 1911 году участники экспедиции высадились на острове, установили навигационные знаки и подняли на нем флаг Российской империи.

Авторитет экспедиции в мире был очень высок, и казалось бы, вопрос о принадлежности о. Врангеля решен окончательно, но…

Новая Колумбия

В начале 1920-х годов Российское государство, охваченное Гражданской войной, оказалось в уязвимом положении для внешней агрессии. Слухи о скором захвате Японией огромных территорий на Дальнем Востоке и в Забайкалье возбуждали аппетиты и других держав.

Воспользоваться ситуацией решил известный в то время исследователь американской части Арктики канадец Вильялмур Стефанссон.

Еще в 1914 г. канадская бригантина «Карлук» — участник полярной экспедиции, которой руководил Стефанссон, потерпела крушение возле о. Врангеля. Команда судна провела зимовку на острове. Изучив их отчеты, Стефанссон пришел к выводу, что колонизация о. Врангеля будет выгодным предприятием. Разбогатеть он рассчитывал за счет зверобойного промысла.

Также, по мнению Стефанссона, недра острова должны быть богаты золотом, поскольку считалось, что его геология схожа с геологией Аляски.

Свой проект Стефанссон сначала предложил правительству Канады. Но столкнувшись с нерешительностью канадских чиновников, обратился к Великобритании. Англичане неофициально поддержали проект, и в мае 1921 года парламент Канады, который в то время был доминионом Британской империи, провозгласил о. Врангеля своей собственностью.

6 сентября 1921 года на острове было основано поселение из пяти канадских колонистов, которые подняли на нем британский флаг. Главной задачей поселенцев был зверобойный промысел. Также в группу входил геолог, который исследовал реки о. Врангеля в поисках золотых самородков.

Сам Стефанссон при этом остался на «большой земле», чтобы и дальше продвигать проект в политических сферах.

Отреагировать на аннексию Советы смогли не сразу. До конца 1923 года они были связаны присутствием на Дальнем Востоке японского воинского контингента. Только после окончательного выдворения интервентов у страны оказались развязаны руки для решения других насущных проблем.

Советское правительство закидало английских дипломатов нотами протеста. Первая из них была направлена летом 1922 года. Но только после очевидного усиления СССР на Дальнем Востоке в 1924 году Британская империя на специально организованной в Лондоне конференции, посвященной статусу о. Врангеля, официально отказалась от любых прав на эту территорию.

Опираясь на решение конференции, руководство СССР летом 1924 г. отправило на о. Врангеля советский военный корабль «Красный Октябрь», который должен был освободить оккупированную северную землю от иностранных колонистов. Но в это же время в борьбу за северную землю вступил новый игрок — Соединенные Штаты Америки.

Американцы стали называть остров Новой Колумбией (под «Старой Колумбией» подразумевались окрестности одноименной реки на Аляске). На перехват «Красного Октября» был отправлен американский военный крейсер. К счастью, этот корабль не смог выполнить задания по причине поломки винта.

Тогда на о. Врангеля была послана быстроходная китобойная шхуна. Ее экипаж должен был раньше «Красного Октября» оказаться на острове и водрузить над ним американский флаг. Таким образом американцы рассчитывали осуществить заявку на право обладания территорией, а в дальнейшем, манипулируя международным правом, подкрепить «заявку» юридически.

Шхуне тоже не повезло. Ее затерло льдами. А удача оказалась на стороне русских. «Красный Октябрь» первым подошел к о. Врангеля. Его экипаж высадился на берег, водрузил на высоком флагштоке красный советский флаг и арестовал группу бывших на острове иностранных промысловиков.

Матросы американской шхуны, узнав, что русские их опередили, в досаде подняли флаг своей страны на маленьком острове Геральд, который находится в 70 километрах восточнее о. Врангеля.

Тем временем «Красный Октябрь» благополучно вернулся во Владивосток, передав властям незадачливых иностранных колонистов о. Врангеля. В СССР им было предъявлено обвинение в нарушении суверенитета страны и хищнической добыче животных. В дальнейшем через Китай они были высланы на Аляску.

Первый полет над островом

Чтобы окончательно закрепить о. Врангеля в юрисдикции СССР, было решено основать на нем постоянную колонию советских поселенцев. Летом 1926 года к северной земле на пароходе «Ставрополь» отправилась экспедиция с группой поселенцев под руководством молодого ученого-полярника Георгия Ушакова. В основном это были чукчи и эскимосы.

Несмотря на уже богатую колонизаторскую историю о. Врангеля, ни у кого не было истинных представлений о его точных размерах, границах и рельефе. Поэтому в состав экспедиции были включены полярные летчики Кальвиц и Леонгардт, а на «Ставрополь» был погружен гидросамолет «Юнкерс Ю-13». Авиаторы должны были обследовать остров с воздуха, чтобы дать колонистам необходимые сведения о его географии.

Отто Кальвиц — участник революционных событий в Финляндии — был одним из немногих советских летчиков, который имел опыт арктических полетов. Годом ранее он уже участвовал в перелете из Ленинграда на архипелаг Новая Земля. Этот перелет открыл целую серию знаменитых полярных рейсов советских авиаторов.

Под стать Кальвицу подобрался бортмеханик. Франц Леонгардт — активный венгерский революционер, вынужденный эмигрировать в Россию после падения Венгерской Социалистической Республики. Оба летчика обладали недюжинным мужеством и неординарными волевыми качествами.

Первым делом поселенцам на острове необходимо было выбрать место для размещения базы. Во многом от месторасположения поселка зависел успех миссии и дальнейшая судьба о. Врангеля.

Чтобы определиться с местом, нужно было совершить над островом первый в истории восточной Арктики полет на самолете.

Насколько это было непросто, можно судить по описанию этой воздушной эпопеи, которое сделал летчик и литератор Василий Каменский в книге «В небе Чукотки». В сокращенном виде оно выглядит так:

Когда «Ставрополь» прибыл к острову, гидросамолет сняли с парохода и отбуксировали в бухту Роджерса. Там матросы помогли Леонгардту навесить крылья и «отгонять мотор».

На следующий день Кальвиц сделал пробный полет, но на высоте десяти метров мотор заглох и пришлось совершать аварийную посадку. В конце пробега по водной глади самолет наткнулся на стамуху (высоко торчащую льдину). В результате был поврежден поплавок, разбит конец винта, а самолет частично затонул. Казалось бы, воздушное изучение острова закончилось в самом начале…

Но Кальвиц, Леонгардт и десять моряков по пояс в ледяной воде спинами подняли крыло самолета и водрузили его на понтон. Затем, разведя костер, раздевшись догола и обтеревшись спиртом, чуть-чуть подсушили одежду и принялись за выяснение причин аварии и ремонт самолета.

«Прошло семь дней каторжного труда. Мотор полностью разобрали, заменили поврежденные части, заклепали поплавок… Кальвиц температурил, Леонгардт еле передвигался, но они не могли поступить иначе — Чукотское море не место для прогулок», — описывает Каменский те обстоятельства, в которых оказались летчики. От того, насколько быстро они восстановят самолет, зависело, успеют ли поселенцы вовремя подготовиться к зиме, а «Ставрополь» — покинуть арктическую зону до наступления холодов и бурь.

«Мне неизвестно, был ли подобный случай в истории авиации, — продолжает Каменский, — но Кальвиц нашел выход. Он своими руками обрезал обе лопасти винта, выровнял здоровую по больной, отшлифовал, отбалансировал и сказал: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать!» «Кальвиц понимал, что если завтра не сделает полета для Ушакова, то бездарное участие в столь трудном походе будет мучить его всю жизнь». К счастью, пробный полет отремонтированного самолета был совершен благополучно, и в течение следующего дня 11 августа 1926 года Кальвиц вместе с Ушаковым на месте бортмеханика облетел весь остров.

Ушаков внимательно отмечал очертания острова, рельеф, реки, скопления животных. В дальнейшем эти знания не раз выручали экспедицию, помогая ориентироваться на местности, добывать пропитание и спасаться от непогоды.

Так подвиг летчиков Кальвица и Леонгардта стал одним из главных звеньев в цепи событий, которая накрепко связала судьбу о. Врангеля с судьбой России.

Наведение «воздушных мостов»

Партия Ушакова провела на острове вместо одного года, как было намечено, срок в три раза больший. Это произошло из-за того, что скопления льдов не давали судам возможности пробиться к о. Врангеля и доставить смену. В следующем, 1927 году для организации связи с северной землей и доставки колонистам необходимого оборудования, боеприпасов и медикаментов также была привлечена авиация.

Летом к поселенцам прибыли гидросамолеты «Савойя-16» и «Юнкерс Ю-13» под управлением летчиков Эдуарда Лухта и Ефима Кошелева. Самолеты были спущены на воду с парохода «Колыма» вблизи мыса Северного (современный мыс Отто Шмидта) на Чукотке, откуда совершили перелет до о. Врангеля и обратно. Тем самым они доказали возможность «воздушного моста» между островом и «большой землей».

Для иркутян эта экспедиция значима тем, что после полета на о. Врангеля оба самолета на «Колыме» были доставлены в устье Лены, откуда совершили беспрецедентный по дальности и сложности перелет вдоль Лены до Качуга, а оттуда до Иркутска. Последний «сухопутный» участок для гидросамолетов был наиболее опасен.

Тем не менее перелет завершился благополучно, и это стало решающим аргументом для организации авиалинии из столицы Восточной Сибири в Якутск и Бодайбо.

Уже через год, в августе 1928 года, между этими городами началось регулярное авиасообщение. Гидросамолеты летели вдоль рек Ангара, Лена и Витим. В то время это были самые длинные и самые сложные авиатрассы в мире. Например, от Иркутска до Якутска самолет пролетал, повторяя все речные изгибы, 2700 км.

После успешных летних полетов на гидролинии руководство Восточно-Сибирского управления ГВФ задумалось об организации зимней навигации и обратилось в Центральное управление с просьбой прислать для работы в Иркутск наиболее опытных и подготовленных летчиков. В ответ в столицу Восточной Сибири был направлен Отто Кальвиц. Здесь он быстро заслужил среди авиаторов незыблемый авторитет и уважительное прозвище Северный Волк. Вместе с бортмехаником Яковом Савиным Отто Кальвиц во второй половине января 1929 года первым совершил зимний перелет по маршруту Иркутск — Бодайбо. На этот рейс летчики потратили девять дней.

Позже Савин оставил воспоминания о личности Кальвица: «Отто Артурович был большой мастер своего дела, любил все новое, неизвестное, тянул его север, незнакомые пространства… Спал и во сне видел то дальние экспедиции на остров Врангеля, то от устья Лены до Архангельска…»

Новая встреча

Летом 1929 года Кальвиц и Леонгардт вновь побывали на острове Врангеля. Этот полет был частью очередной масштабной полярной авиаэкспедиции, в ходе которой летчики должны были посетить советские фактории на острове и материке вдоль побережья Чукотского и Восточно-Сибирского морей.

На о. Врангеля их встретила все та же партия поселенцев под руководством Ушакова. На острове они без смены прожили три года. Тем не менее в отличие от иностранных предшественников советская колония успешно развивалась, а люди чувствовали себя замечательно.

Ушаков выстраивал отношения с коренными народами на принципах уважения и взаимопомощи. Он понимал, что эскимосы и чукчи, которые стали первыми поселенцами на о. Врангеля, доверились ему.

Поэтому старался всеми силами оправдать доверие, наладить на острове благополучную жизнь и создать правильное трудовое общество. В частности, поселенцы снабжались продуктами и боеприпасами в долг, и не было случая, чтобы кто-то из чукчей или эскимосов пренебрег своими обязательствами.

Сам Ушаков активно исследовал остров, накапливая знания по его географии, геологии, флоре и фауне, чтобы облегчить труд тех, кто будет осваивать остров вслед за его партией.

Подход Ушакова существенно разнился с прежним отношением к коренным жителям Севера со стороны промышленников-предпринимателей. Это вызывало уважение и доверие северных народов. Кальвиц и Леонгардт, посетив остров, привезли радостную весть, что к колонистам пробивается ледорез «Литке», который везет им смену. Это значило, что, несмотря на трудности, СССР несет ответственность за судьбу и поселенцев, и всего острова в целом.

Так была поставлена окончательная точка в определении государственного статуса о. Врангеля.

Заповедная земля

Сейчас на о. Врангеля и окружающей акватории действует государственный природный заповедник. Он был открыт в 1976 году и является самым старым российским полярным заповедником. С него началось развитие обширных заповедных зон в русской Арктике.

В 2004 году заповедник был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В мире о. Врангеля известен как родина самой большой чукотской популяции белых медведей. Здесь находятся сотни родовых берлог этих животных. В отличие от Канады и США, в России белые медведи находятся под государственной охраной. Охота на них в нашей стране запрещена с 1956 года.

Также на острове расположены крупнейшие лежбища тихоокеанского моржа и самые большие в восточной Арктике колонии морских птиц.

До поднятия уровня Мирового океана о. Врангеля был связан с материком полоской суши. Поэтому его растительный мир оказался существенно богаче, чем на других островах, сопоставимых по своему географическому положению. Сохранилось много реликтовых видов растений, которые по-
явились на Земле около 2,5 млн лет назад и являются современниками мамонтов, шерстистых носорогов и пещерных львов.

Нужно констатировать, что исторической перспективе российский статус острова Врангеля оказал благотворное влияние на развитие его природного мира и биоразнообразия, предотвратив хищническое истребление отдельных его представителей.

Разбились летчики, попав в буран, во время срочного рейса в якутский поселок Сангары 7 марта 1930 года. Вот такая связь между памятником первым полярным летчикам на Иерусалимской горе в Иркутске, глобальным противостоянием сверхдержав и сохранением биосферы планеты…

На о. Врангеля самая большая колония белых гусей в Азии. (Фото Сергея Горшкова.)
На о. Врангеля самая большая колония белых гусей в Азии. (Фото Сергея Горшкова.)