Поздравьте учителей!

В субботу, 5 октября, все, кто имеет отношение к образованию и воспитанию, отметят профессиональный праздник — День учителя. Своя дата у профессионального сообщества появилась в 1965 году на конференции ЮНЕСКО и Международной организации труда в Париже. Принятое там постановление четко определяло понятие «учитель», давало рекомендации по их подготовке и указывало на важность профессии. В СССР праздничным днем было первое воскресенье октября. А в 1994 году президент России утвердил фиксированную дату — 5 октября.

Праздник как повод поговорить о проблемах

О том, как сегодня живется учителям, мы поговорили с Валентиной Федосеевой, председателем Иркутской областной организации профсоюза работников образования и науки РФ.

— Валентина Геннадьевна, для вас День учителя праздник?

— Праздник! Я юрист, в школе не работала. Так случилось. Однако областная организация профсоюза, руководителем которой я являюсь с 2011 года, осуществляет свою деятельность в системе образования и для работников образования.

— Как ни странно, но праздник — повод поговорить о проблемах. Валентина Геннадьевна, почему вчерашние студенты педвузов не идут в профессию?

— Да, сначала мы видим борьбу за место в учебном заведении, а затем, к сожалению, статистику о нехватке кадров. Причем иногда из профессии уходят уже через пару лет. И причин этому много. Например, в северных территориях и сельской местности молодые специалисты не хотят жить и работать из-за социально-бытовых условий: жизнь ведь не состоит только из работы и дома, а провести культурно свой досуг там просто негде. Транспортная доступность, состояние медицинского обслуживания, отсутствие зачастую централизованного отопления и водоснабжения. Все это определяет выбор педагогов. Небольшая ремарка о содействии профсоюза в решении этого вопроса. С 1930 года на органах местного самоуправления лежала обязанность обеспечить учителей топливом, и это выполнялось безукоризненно. Проблемы начались в 90-х годах, продолжались довольно длительное время. Только в 2017 году нам удалось их разрешить через установление в законе области права на выплату денежной компенсации по выбору работника: в фиксированной сумме или в размере понесенных расходов при предоставлении соответствующих документов. Сейчас напряжение снято. Но главная проблема, конечно, жилье. Педагоги нуждаются в содействии государства, органов местного самоуправления в его приобретении, строительстве. Иногда учитель уезжает, не сумев решить жилищный вопрос.

— К этому нужно прибавить рутинную бумажную работу.

— Конечно, это комплекс причин, в том числе и отчетность. Задач очень много, мониторингов качества образования тоже много — и все это ложится зачастую на плечи учителя, ведь средств на введение дополнительных специализированных должностей не выделяется. Организация работы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, организация питания, воинский учет, профилактика безнадзорности, правонарушений, взаимодействие с ГИБДД… Увеличение нагрузки есть, а условий для исполнения нет. Да и не каждый готов к требованиям, которые предъявляются к педагогическому работнику. Плюс особый статус учителя, который, помимо отсутствия судимостей и психических заболеваний, предполагает соблюдение определенных морально-этических норм и правил, особые требования предъявляются к разговорной речи, внешнему виду. Сегодня работодатель, к примеру, имеет право расторгнуть трудовой договор с педагогом, если его поведение как на рабочем месте, так и вне его будет расценено как аморальное. Мы помним травлю учительницы в начале года, которая разместила фотографии в купальнике, сделанные на спортивных соревнованиях. Тогда родительское сообщество отреагировало так бурно, что педагог в итоге был уволен. Хотя, на мой взгляд, ничего предосудительного в тех фотографиях не было. К сожалению, не каждый может принять рамки требований, связанных с профессией, войти в них.

— Не так давно обсуждалось, что и без того маленькие зарплаты учителей еще понизились. Это действительно так?

— И так, и не так. Дело в том, что заработная плата работников состоит из базовой, это ставка и доплаты за дополнительную работу, например классное руководство, проверка тетрадей, и стимулирующей части. Базовая остается, как правило, неизменной в течение учебного года, а стимулирующая, которая влияет на размер заработной платы, постоянно меняется. В первой половине 2019 года увеличились размеры ставок в ряде муниципалитетов и в областных учреждениях, тем самым базовая часть за оплату часов, дополнительную работу неплохо повысилась. Однако размер стимулирующих выплат значительно уменьшился или вообще ушел в ноль. Почему? Средства фонда оплаты труда были перераспределены. Вопросов по зарплатам много — с ними, пожалуй, чаще всего к нам обращаются учителя. Сейчас передо мной лежат документы, где подробно расписаны несколько трудовых месяцев учителя высшей категории, и видно, какой была зарплата у него в феврале и какой она стала в марте. Без стимулирующих выплат конкретно у этого учителя она уменьшилась почти на 5 тысяч рублей. Кому это понравится?

Особенно трудно приходится молодым педагогам, не имеющим пока квалификационных категорий, а значит, не имеющим права на повышение зарплаты на 30 и 50%, как это происходит у учителей первой и высшей категорий. Например, зарплата молодого специалиста, который также является классным руководителем, примерно 17—20 тысяч рублей. Три года минимум нужно отработать до повышения до первой категории, а потом еще 5 — до высшей. И это не просто годы, это много работы, которая будет доказывать твою квалификацию. Но в школе работают не только учителя, которые могут увеличить свою зарплату за счет большего количества часов, есть еще психологи, социальные педагоги, а также воспитатели детских садов, у которых нет такой возможности.

— Помните слова главы правительства Дмитрия Медведева, что учитель — это призвание, а деньги зарабатывать надо в другом месте?

— Эта фраза до сих пор не забыта. Учителя обижены и оскорблены. Высказывание было очень некорректно. Сегодня в образовательных учреждениях Иркутской области заняты 45 тысяч человек — это только педсостав. Не хватает более 11 тысяч работников. А если все они уйдут в коммерцию, что тогда? Кто будет реализовывать право человека на образование?

— Отношение к учителю в обществе изменилось?

— К сожалению, да. Это результат отношения к учителям в 90-е годы. Закон сеяния и жатвы был и существует. Когда позволили снизить статус учителя через низкие зарплаты, их задержку, через необходимость отстаивать свои права, тогда и произошли перемены в общественном сознании — люди невольно переняли новое мнение. И фраза главы правительства, о которой мы только что говорили, поддерживает занижение статуса учителя. Я бы рекомендовала рассказывать детям не только об их правах, но и об обязанностях, хочется, чтобы родители прочитали Семейный кодекс и Закон об образовании и увидели, что на них тоже лежит большая зона ответственности и они обязаны обеспечить освоение образовательных программ.

— Валентина Геннадьевна, давайте подбодрим будущих учителей и расскажем о плюсах работы в системе образования.

— Это защищенность с точки зрения существующих социальных гарантий, социальный пакет. Своевременность предоставления отпусков и их продолжительность. Нет задержек зарплат, отпускные выплачиваются стабильно и своевременно. Пособия по уходу за ребенком, временной нетрудоспособности, беременности и родам — в полных объемах. Несмотря ни на что, работа была и остается социально значимой. Если не вы, то кто?

— Если учителю трудно, но он не член профсоюза, можно ли ему прийти к вам за советом?

— Можно и нужно. Как минимум мы подскажем, в каком направлении двигаться, поддержим советом. Молодые кадры не совсем понимают, зачем нужен профсоюз сегодня. Говорят: зачем вступать, вы ведь не выдаете путевки? Профсоюзы в СССР обладали большими полномочиями и были едва ли не третьей властью. Система социального страхования была устроена по-другому, сейчас эти функции переданы соответствующему фонду . Профсоюз сегодня — это защита и представительство социально-трудовых прав. Но мы все равно оказываем помощь членам профсоюза, компенсируем затраты на санаторно-курортное лечение, помогаем в трудных жизненных ситуациях. Недавно такую помощь оказали учителям районов, пережившим наводнения. Ну и помощь юридическая, консультационная — с этим тоже к нам. Приходите, у нас нет формальностей. У нас принцип такой — максимальная доступность и доброжелательность. А еще — от нас никуда ничего не уходит без согласия человека.

Учили хорошо и были добрыми

Сегодня мы спросили у иркутян: «А вы помните своего первого учителя?»

Елена:

— Людмила Степановна Ширяева. Она очень хорошо к нам относилась. Помню и многих других учителей — хорошо учили и были добрыми

Игорь Викторович:

— Ее звали Любовь Ивановна. А еще с теплом вспоминаю учителя русского языка, классного руководителя Александра Дмитриевича Кузнецова. Он многое дал нам — очень хороший человек! Воспоминания самые приятные.

Юрий:

— Елена Анатольевна. Из других учителей можно назвать нашу классную руководительницу Валентину Петровну — у нас были хорошие отношения, она умела найти для каждого доброе слово.

Карина:

— Валентина Леонидовна. Вспоминаю ее только с удовольствием. Еще с теплом вспоминаю Марину Алексеевну — учителя математики. Это мой любимый предмет, и учитель был хороший.

Галина Владимировна:

— Никого не помню! Сколько лет прошло! Учителя, который запал бы в душу, в моей жизни не случилось, к сожалению.