Как иркутяне на Аляску ходили
В XVIII веке жажда открытий заставляла иркутских купцов снаряжать за свой счет обозы и устремляться в Америку. От Иркутска до верховьев Лены шли на лошадях, потом плыли по Лене до Якутска, затем снова на лошадях до Охотского моря, а дальше по воде — на Аляску. Риск был огромный, но игра стоила свеч. Спустя почти два века иркутянин Анатолий Казакевич и его единомышленники решили повторить путь купцов на надувном парусно-моторном катамаране океанского класса «Искатель». В конце августа историко-географическая экспедиция «Байкал — Аляска» благополучно финишировала в порту американского города Ситка. «Пятница» поговорила с капитаном «Искателя» Анатолием Казакевичем и членом экипажа, руководителем экспедиционного клуба «Базовый лагерь» Анной Важениной.
Три лета — три этапа
Анатолий Казакевич — опытный капитан с 15-летним стажем, ходил по разным морям и океанам. Настоящий морской волк. Идея пройти путем иркутских мореходов возникла, когда изучал исторические материалы об этом: «Представьте, огромная территория от Енисея до Аляски управлялась из Иркутска, включая Форт-Росс и чуть-чуть Гавайи. И отважные иркутские мореходы совершали длительные и опасные походы на Аляску. И мы решили попробовать пройти по этому пути. Три года собирали информацию, ходили в разведку».
Экспедицию решено было назвать «Байкал — Аляска», специально для нее был построен надувной катамаран «Искатель». «Никакое другое судно этот маршрут пройти не смогло бы, — объясняет Анатолий Казакевич, — потому что есть специфика река-море». «Искатель» может идти как по мелководью, так и по океану. Плюс у него подъемный шверт (плавник, чтобы судно не снесло под ветер. — Прим. авт.) и очень низкая осадка — 10 см. Кстати, на подобном судне другая команда совершила кругосветку. Катамаран очень надежный и достаточно скоростной: на моторе он развивает скорость до 20 км в час.
Теперь о маршруте. Как известно, отправляясь в дальний поход, купцы не знали, какие опасности их подстерегают в неизвестных краях и сколько времени займет поход. Иногда они успевали дойти до Аляски и вернуться домой в течение одного года, иногда экспедиция затягивалась на два. Сначала они шли на лошадях, потом по рекам, потом выходили в открытое море. Если их настигала зима, устраивали зимовку, потом снова шли.
Анатолий Казакевич говорит, что по первоначальному плану они собирались пройти весь маршрут от Иркутска до Ситки за год, но в тех широтах очень короткое погодное окно. А когда начинается сезон штормов, волна достигает 12 метров и больше. Кстати, читатели могут найти на YouTube видео шторма на Аляске — это страшно. Исходя из условий, экспедицию разбили на три этапа, три лета. Первый: Иркутск — Петропавловск-Камчатский; второй: Петропавловск-Камчатский — Чукотка — Берингово море — Алеутские острова — Аляска; третий этап — аляскинский, от Хомера до Ситки.
Самым трудным этапом, по словам Анатолия Казакевича, было плавание по Охотскому морю и Беринговому проливу. Постоянно штормило, и приходилось пережидать погоду в устьях рек и бухтах.
Самым длительным морским переходом стал отрезок вдоль побережья Камчатки (трое суток) и 530-километровый Бристольский залив на Аляске (двое суток). «Это как пройти Байкал с юга на север, только в океане, — поясняет Анатолий, — в этом году мы прошли отрезок 800 км. Шли по погоде: если штиль — на моторе, попутный ветер — под парусом. Я много раз был в море, но океан — это нечто необыкновенное, особенно ночью. Над тобой — звездное небо, а внизу — бездна».
Анна Важенина, до этого координировавшая экспедицию с берега, поднялась на борт «Искателя» в августе прошлого года на одном из Алеутских островов. «Самым экстремальным испытанием для меня стала готовка еды, — улыбается Анна, — со стороны это выглядело так: я ловила морковку и столовые приборы, а мужчины ловили меня. Катамаран все время двигался, волны, меня бросало из стороны в сторону. Но я быстро поняла, что надо двигаться по камбузу в ритме моря. Отличная гимнастика».
Кстати, насчет еды. Во время экспедиции иркутяне ели суп, кашу, мясо, рыбу. Продукты покупали, когда заходили в населенные пункты. И сами успешно рыбачили: в одной бухте, например, удалось наловить крабов. Сварили из них изумительный суп.
Но что крабы — кого только не встречали иркутяне во время плавания. «На Чукотке в течение одного лета мы видели около 150 китов. Синих, серых, горбачей, — перечисляет Казакевич. — Горбачи очень спокойные, к ним можно подойти очень близко и наблюдать на расстоянии пяти метров. Это грандиозно! Представляете, рядом плавает живое существо размером с трамвай…»
Анна Важенина вспоминает, как однажды катамаран шел на закате по абсолютно гладкому океану и вдруг показались фонтаны китов. Один, второй, третий… Заглушили моторы, приблизились. Оказалось, в этом месте поля криля — место кормежки китов. Они пускали фонтаны, резвились, выпрыгивали — невероятно красиво. «Я видела китов в Исландии и в Южной Америке, но никогда не устаю поражаться их мощи и красоте», — говорит Анна.
Медведи… По словам Анатолия Казакевича, очень много медведей на Камчатке: «Они гораздо крупнее американских гризли, в сравнении с нашими американские выглядели как медвежата. Мы наблюдали за ними с воды, на расстоянии 30 метров».
Анна Важенина рассказала о незабываемой встрече с медведями на одном из Алеутских островов: «Как-то вечером мы зашли в тихую бухту, бросили якорь. Поужинали и легли спать. Утром проснулись и поняли, что катамаран стоит на суше. Оказалось, ночью был сильный отлив. Выглянули наружу — океан где-то очень далеко, а в 30 метрах от нас ходят медведи… Что делать? Никакого оружия у нас не было. Оставалось одно — показать, что нас много и мы шумные. В ожидании прилива мужчины стали очень громко стучать инструментами. Что интересно, все это время медведи спокойно занимались своими делами и даже не смотрели в нашу сторону. Мы дождались прилива и благополучно ушли».
Еще одна интересная встреча произошла на острове Кадьяк. Утром участник команды отправился в гальюн (морской туалет, на «Искателе» гальюном служила палатка на корме), расстегнул молнию и увидел внутри мирно спящего моржа. Нетрудно представить реакцию человека, но все закончилось благополучно — морской обитатель проснулся и быстро покинул помещение.
Иркутская Америка
В 90-е годы, после окончания холодной войны, отношения между Америкой и Россией стали теплее. Начали развиваться научные и культурные связи, были интересные совместные проекты, в том числе и по изучению истории русской Америки. Но в XXI веке отношения снова разладились, проекты застопорились… По телевизору нам все время вещают, что Америка — наш враг. Снова вражда и недоверие?
Но, как рассказывают участники экспедиции «Байкал — Аляска», за все время пребывания на территории США они ни разу не сталкивались с негативным отношением к России. «Отношения между сибиряками и американцами прекрасные, — утверждает Анатолий. — Мы вне политики и напрямую контактировали с жителями Аляски. Везде нас встречали радушно и доброжелательно, приглашали домой, угощали, не отпускали без гостинцев. Все — начиная с местных чиновников и заканчивая простыми рыбаками».
Как оказалось, жители Аляски хорошо знают, что раньше эта земля была российской, в штате много православных церквей, везде продаются сувениры, рассказывающие о доамериканском этапе истории. Около 10 процентов жителей Ситки (до 1867 года — Ново-Архангельск) — это потомки русских поселенцев, некоторые из них владеют русским языком. Имена иркутских мореходов — Шелехова, Бечевина, Баранова, Павлова — сохранились в названиях рек, мысов, гор, заливов.
Анна Важенина вспоминает, что многие жители Аляски поведали им о своих русских корнях: «Один рыбак представился: «Миша». Мы переспросили: «Наверное, Майкл?» «Нет, ребята, именно Миша, меня так назвали». На острове Кадьяк мы встречались с потомками русских первопроходцев. И вот что удивило — у нас очень часто на праздники устраивают театрализованные реконструкции исторических событий. А на Кадьяке хранят эти традиции живыми. Для них это не театр, не желание изобразить. У них традиции передаются из поколения в поколение. Иконы, лампады, молитва перед едой, религиозные праздники. И хотя они говорят на английском языке, но полное ощущение, что ты находишься среди своих».
Анатолий Казакевич рассказывает, что в центральном парке Ситки, на историческом месте, где в 1867 году был поднят государственный флаг США, каждый год проходит ритуал поднятия флага. Вокруг — информационные стенды, на которых подробно описана история штата. И все в положительном ключе, никаких негативных отзывов о российском периоде истории. Есть и музеи, посвященные истории американской кампании Шелихова.
К сожалению, по словам Анатолия, в Иркутске историю Аляски, которую осваивали наши купцы, знают гораздо хуже, чем американцы. У нас нет ни одного музея о русской Америке. Хотя сохранилось историческое здание на улице Сурикова, где находился штаб Русско-
Американской компании. Нам сам бог велел открыть в нем музей. Это подняло бы статус города и повысило туристическую привлекательность.
— Сотрудники музея в Ситке сказали, что с радостью помогли бы в создании музея, поделились материалами. И мы во время экспедиции тоже собрали немало материалов, осталось только проявить государственную волю. Ведь это наша иркутская история! — говорит Казакевич.
Участники экспедиции вернулись домой, а «Искатель» остался в Ситке. На будущий год Анатолий планирует пройти вдоль Аляски с середины мая до июля, а после — в Иркутск. «Теперь мы знаем маршрут. Приглашаем присоединиться к нашей экспедиции и россиян, и жителей Аляски. Думаю, все получится, маршрут освоен, — уверен капитан. — Мы знаем, где брать топливо, где достать запчасти и все остальное. Уже есть желающие присоединиться на своих судах. Тогда мы пойдем небольшой флотилией».
Сомневаться не приходится — дойдут!
Факты об экспедиции «Байкал — Аляска»
- У экспедиции не было постоянного экипажа. По пути следования присоединялись новые участники. Всего за три года в походе приняли участие 45 человек.
- За три года экспедиция прошла расстояние более 15 000 км, охватив семь регионов России и самый северный штат США.
- Только на одном участке маршрута катамаран пришлось перевозить в разобранном виде сухопутным путем через горный хребет в Бурятии (Северобайкальск). Весь остальной путь он шел по воде: сначала по рекам до Охотского моря, затем по морю.
- Постройка судна обошлась в три миллиона рублей, и примерно столько же доработка и оснастка. Это стоимость хорошего внедорожника. Катамаран был построен на предприятии «Сибкат», Новосибирск.
- О бюджете. Проект «Байкал — Аляска» некоммерческий. Поэтому все затраты распределялись между участниками согласно смете. В нее входили стоимость снаряжения, ремонт, горючее, стоянки в портах, продукты, амортизация и т. д. В среднем получилось 150 тысяч рублей с человека.
- Американские визы участники экспедиции без проблем оформили во Владивостоке.
Подробную информацию об экспедиции можно найти на сайте http://www.baikal-alaska.ru/