Сибирский Третьяков
Летом исполнится 170 лет со дня рождения Владимира Платоновича Сукачева — общественного деятеля, мецената, коллекционера. Человека, благодаря которому в Иркутске появилась телефонная связь, электрическое освещение, понтонный мост через Ангару, училище для слепых, метеорологическая обсерватория и, конечно, картинная галерея. «Пятница» узнала, как художественный музей готовится к его юбилею.
— Мы иногда называем его сибирским Третьяковым, — рассказывает научный сотрудник музея Людмила Николаевна Снытко. — В конце XIX века коллекция Третьякова была одной из самых богатых, а на втором месте — коллекция Сукачева. Третьяков опередил Сукачева на 14 лет, и что интересно, оба начали собирать картины в 20 лет. Но в отличие от Третьякова, который занимался только собиранием, Сукачев кем только не был. И городской голова, и председатель ВСОРГО, и благотворитель, который жертвовал деньги на больницы, учебные заведения, благоустройство.
Картины, которые лично приобретал Владимир Платонович, составляют золотой фонд Иркутского художественного музея. Он покупал их в Санкт-Петербурге, Одессе и, возможно, Киеве. Даже когда Сукачев стал городским главой (1886—1898 гг.), он постоянно ездил в Санкт-Петербург и за границу, покупал полотна и вез в Иркутск. И после окончательного переезда в столицу продолжал покупать картины и пересылал их в Иркутск.
Сукачев все отдал своему Иркутску. Благодаря Владимиру Платоновичу в нашем музее есть работы Павла Брюллова, Константина Маковского, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Василия Верещагина, Леонида Соломаткина, Алексея Боголюбова, Василия Максимова, Федора Бронникова, Петра Грузинского, Льва Лагорио, Григория Мясоедова и других.
У Сукачева был отличный вкус, и он чутко улавливал последние демократические тенденции в русском изобразительном искусстве, поэтому в коллекции немало работ художников-передвижников и их единомышленников, например «Бедный ужин» и «Добредет ли?» Максимова, «Утро у трактира» Соломаткина, «Маленькая няня» Платонова.
— И сейчас произведения из коллекции Владимира Платоновича вызывают огромный интерес столичных искусствоведов. И чем дальше, тем больше в монографиях, посвященных изобразительному искусству, публикуют картины из коллекции Сукачева, — отмечает Людмила Снытко.
К слову, если сегодня читатель придет в музей, то не увидит одну из самых известных картин собрания Сукачева. Речь идет о «Нищей» Ильи Репина. Посетители волнуются, не найдя ее на привычном месте. Волноваться не надо, картина сейчас находится в Москве, в Третьяковской галерее, где проходит беспрецедентная по масштабу юбилейная выставка Репина в честь его 150-летия.
— Самое забавное, что эта картина начала свою жизнь совсем не работой мирового уровня, — объясняет Людмила Снытко. — Илья Репин летом 1874 года отправился в прибрежный городок Вель-ле-Розе (Нормандия), где была колония русских художников. И написал этот этюд совершенно случайно. Он искал натурщиц, которые просили недорого, и нашел эту девочку. Но позировала она безобразно: крутилась, вертелась, и как он вспоминал, этюд он написал кое-как.
Вернувшись в Россию, Репин засунул портрет подальше с глаз долой. Сам он не оценил его. Репин вообще не умел ценить свои работы. Он был творцом, но не искусствоведом. Вероятнее всего, Сукачев приобрел этот этюд в конце 1880 годов. И на долгое время картина пропала из поля зрения столичных искусствоведов, до тех пор, пока в 30-е годы прошлого века художник Игорь Грабарь и искусствовед Илья Зильберштейн не решили написать всеобъемлющую монографию о творчестве Репина. Каким-то образом они нашли скромный черно-белый каталог иркутского музея, увидели этот этюд и попросили привезти «Нищую» в Москву. И когда Грабарь увидел картину воочию, он воскликнул: «Это же жемчужина, это же лучшая работа раннего Репина!»
Тут же руководство Третьяковской галереи потребовало передать картину им: «Она должна висеть у нас». Иркутск мог вполне потерять «Нищую». И только благодаря директору Фатьянову этого не произошло. Он пообещал отнести картину в центральные реставрационные мастерские, а сам быстро на самолет — и в Иркутск. Разумеется, после у него были неприятности. Но картина осталась в Иркутске!
— И даже сейчас сердце замирает каждый раз, когда мы ее отправляем на выставку. «Нищая» за последние 10 лет уже третий раз едет в Москву. И невозможно отказать, потому что юбилей. Естественно, работа застрахована, ее увозили на специальной машине в сопровождении нашего сотрудника. «Нищая» погостит в Москве, вернется и займет свое законное место, — добавляет Людмила Снытко.
Заместитель директора по науке художественного музея Ирина Терновая считает, что мы до сих пор не осознали полностью масштаб личности Сукачева. И к сожалению, до сих пор не знаем, где находится его могила. Известно, что летом 1917 года Сукачев с женой и внуком уехал на лечение в Крым. Потом началась Гражданская война, и вернуться в Петроград они уже не смогли. 21 декабря 1920 года Владимир Платонович скончался и был похоронен в Бахчисарае. Его могила до сих пор не найдена. Сотрудники музея несколько раз обращались к крымским коллегам с просьбой помочь установить место захоронения. Но пока сделать это не удалось.
— Надо ехать и искать самим, — говорит Ирина Терновая. — Это наш долг. Владимир Сукачев так много сделал для Иркутска, а что Иркутск сделал для того, чтобы восстановить его имя? Сейчас, когда Крым вошел в состав России, сделать это гораздо проще. Я верю, что могила Сукачева будет найдена.
И это все о нем
Владимир Сукачев — общественный деятель, ученый, филантроп, коллекционер, основатель Иркутской картинной галереи. Родился 14 (по новому стилю 27-го) июля 1849 года в Иркутске в семье коллежского советника Платона Петровича Сукачева и Аграфены Никаноровны, урожденной Трапезниковой. Владимир Сукачев учился на юридическом факультете Петербургского университета и на естественном отделении Киевского императорского университета святого Владимира, который окончил в 1871 году, приобретя профессию биолога. Получив большое наследство, Сукачев жертвовал огромные средства на развитие городского хозяйства, культуры, медицины и образования.