Песни военных лет на подвиг вели боевой!
Их любят, помнят и сохраняют в памяти долгие годы, берегут как святыню. Они простые, мелодичные, душевные, запоминающиеся. Главное их достоинство – оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь, во всё лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть.
Песни эти полны уверенности в победе над врагом. Для тех, кто прошёл и пережил войну, эти песни сродни позывным.
Когда под песню боевую
шагают воины в строю,
Я вспоминаю фронтовую
лихую молодость свою,
Сквозь дым боёв и холод колкий
она шагала впереди.
Остались чёрные осколки
в её простреленной груди.
Так говорил о чувстве, пробуждённом фронтовой песней, поэт-фронтовик Юрий Мельников.
А.Н. Толстой когда-то сказал:
«Музыка хороша тем, что она соединяет людей в одном чувстве».
Для песни не существует ни времени, ни расстояний.
Поэтому песня:
То в сердце твоём застучит горячо,
То ласково тронет тебя за плечо,
То горе разделит с тобой.
Теплом из далёкого дома пахнёт
И силу в солдатскую душу вольёт,
На подвиг ведя боевой...
Так писал поэт Лев Ошанин.
Через всю дымившуюся Европу песня прошагала в солдатском звании, дошла до самой Победы, а затем осталась на сверхсрочной, она всегда нужна народу. Образ песни грозных лет всегда с нами.
Прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны А. Аркадьева:
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелёгок и не скор...
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить...
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Время нас, как пулемёт, косит,
Но меня, пока ещё живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой...
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи...
Помните, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
Число песен, опалённых войной, измеряется не сотнями, а тысячами, и каждая из них по-своему дорога и памятна.
Стихи и песни о войне, о Великой Победе рождались в окопах и землянках, в перерывах между атаками и в госпиталях, во время короткого отдыха на полях сражений и во время победного наступления. Песня создавалась во время войны и после войны, и создаётся до сих пор, но уже новыми поколениями.
На многие тысячи километров протянулся фронт Великой Отечественной войны.
В начале войны поэт Евгений Долматовский работал фронтовым корреспондентом «Комсомольской правды». Фашисты упорно рвались на Украину. Вместе с одной из воинских частей Долматовский оказался во вражеском окружении на правом берегу Днепра, но ему удалось выбраться. И когда он шёл по оккупированной Украине и переправлялся через Днепр, складывалась песня-стихи о Днепре. А позднее молодым дирижёром и начинающим композитором Марком Фрадкиным была написана музыка. Так впервые в ноябре 1941 года в городе Урюпинске была исполнена «Песня о Днепре» ансамблем песни и пляски Юго-Западного фронта для тысячной аудитории политработников, раненых бойцов из госпиталя и медицинского персонала.
*****
На самом правом фланге фронта, у 69-й параллели, вёл бой с вражескими ордами отважный гарнизон полуострова Рыбачий. Среди моряков этого гарнизона был боец морской пехоты, а затем сотрудник фронтовой многотиражки Николай Букин. Он написал стихи, ставшие вскорости любимой песней военных моряков, да и не только моряков. А в 1943 году композитор Евгений Жарковский, морской офицер, прошедший почти всю войну на Северном флоте, на стихи Букина сложил музыку. Так и родилась песня «Прощайте, скалистые горы». Позднее в исполнении Владимира Бунчикова она получила широкую известность.
******
Никогда не изгладится в памяти народной великая битва под Сталинградом. Никогда не будет забыт бессмертный подвиг защитников волжской твердыни, тех, кто сражался за каждую пядь земли, кто стоял насмерть у стен Сталинграда. В 1965 году создавалась новая программа для Государственного Волжского народного хора. Волжане обратились с просьбой к московским композиторам написать песни для этой программы.
Родились слова поэта Виктора Бокова о матери, не дождавшейся своего сына, – «Песня-сказ о Мамаевом кургане». Композитором стала Александра Пахмутова, для неё Сталинград – родной город. Строгая, суровая музыка песни славит беззаветное мужество отважных защитников Сталинграда. И когда в 1967 году был открыт памятник-ансамбль, митинг у его подножия закончился грандиозным исполнением песни о Мамаевом кургане.
*****
Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, пришлите песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ. Так 7 ноября 1942 года появилась песня «Шумел сурово Брянский лес».
...Окончилась война. Прошли годы. Выросло поколение, не знающее, что такое война. Но для него и для ветеранов пришло время новой встречи с любимой песней о нашей столице на 23 км Ленинградского шоссе, где героические воины остановили врага в декабре 1941 года, преградив ему путь к Москве. На гранитном пьедестале величественного памятника высечены знаковые слова:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова...» –
то есть песня «Моя Москва» (слова Марка Лисянского и Сергея Аграняна, музыка Исаака Дунаевского).
С первых дней своего рождения эта песня стала необычайно популярной и на фронте, и в тылу. Вместе с воинами она прошла славный путь от Москвы до Берлина.
Я всех поздравляю с наступающим Днём Победы! Всем здоровья и мирного неба!