Народные дружинники хотят дежурить чаще

Уже тридцать лет дружинники авиазавода перевоспитывают "шумахеров"

Отработав смену у станка, работники авиазавода за считанные секунды превращаются из самых обыкновенных работяг в строгих народных дружинников. Накинув жилеты броского салатового цвета, вооружившись жезлами и корочками внештатных инспекторов ГАИ, 30 рабочих авиазавода спешат на другую службу, которая, в отличие от первой, дохода не приносит, зато приносит благодарность горожан. 12 июля народные дружинники торжественно отметили свой 35-й день рождения.

Жертва ДТП организовал дружину

Идея создать добровольную народную дружину возникла не от хорошей жизни. В начале 70-х тогда еще работник авиазавода Павел Старков попал на автомобиле в серьезную аварию. Начались долгие и мучительные разбирательства с сотрудниками ГАИ. Павлу Старкову стало ясно, что все проблемы на дорогах возникают по вине водителей, многие из них попросту не знакомы с правилами дорожного движения. Стало ясно, что не за всеми нерадивыми владельцами авто смогут уследить сотрудники ГАИ.

- Значит, им нужно помогать, - подумал Старков. И организовал дружину добровольцев, которая принялась следить за соблюдением правил на дорогах. Так, Павел Старков стал первым командиром по сей день единственной народной дружины области.

Дружина вначале была малочисленна. За соблюдением правил на дорогах следили всего 5 дружинников. Кстати, нелишним будет заметить, что несколько десятилетий назад и машин было значительно меньше, так что пяти добровольцев, озиравших дорожные просторы Ново-Ленино, Иркутска II, Жилкино и Батарейной, вполне хватало. Позже, в середине 70-х, дружина разрослась до 10 человек, а к концу 70-х насчитывала уже 20 инспекторов.

В то время и пришел в дружину молодой фрезеровщик авиазавода, а в будущем командир дружины Сергей Каимов.

- В дружину как тогда, так и сейчас набирали не абы кого, велся жесткий кадровый отбор, - рассказывает нынешний лидер дружинников Каимов. - На каждого желающего вступить в ряды дружины имелась характеристика. Предпочтение отдавалось уравновешенным и дисциплинированным, не склонным к аморальному поведению кандидатам. Месяц новоиспеченный дружинник служил на испытательном сроке.

Сначала воспитывали самих добровольцев

Сегодня в народной дружине трудится 30 человек. Все они следят за порядком на дорогах, дежурят на пешеходных переходах, помогая пожилым людям и инвалидам перейти дорогу. Наиболее востребованы народные дружинники в дни больших праздников, когда движение транспорта ограничено и нарушения правил дорожного движения возникают чаще обычного.

Когда Сергей Каимов возглавил дружину, сразу же пришлось показать характер своим сотрудникам.

- В то время дисциплина была шаткая, за дежурство ведь денег не платят, один раз инспекторы выйдут на дежурство, а другой раз пропустят. Пришлось вести разъяснительную работу.

Но этой мерой дело не ограничилось. Сергей Каимов решил сменить костяк дружины, освобождая от работы дружинников постарше и набирая на их место молодых и инициативных парней.

- До меня в народную дружину набирались люди от 45 до 65 лет. А я решил набрать инспекторов помоложе, побойчее. Сейчас у нас возрастной ценз 20-45 лет. Молодые люди идут в дружинники охотно, к делу подходят с задоринкой.

Против гонщиков и дебоширов

Яркий жилет, жезл, значок да удостоверение внештатного инспектора ГАИ - с таким джентльменским набором встречают дружинники на постах сильно торопящихся водителей, не видящих на пути своем дорожных знаков.

На дорогах много беспредела, водители как хотят, так и ездят - все 30 дружинников заявляют в один голос. Они знакомы с природой нарушений не только по своей работе в дружине. У каждого есть свой автомобиль.

А посему, встречаясь на дежурстве с очередным гонщиком, стараются его как следует приструнить. Однако задержать нарушителя иногда непросто.

- Был случай года три назад, - рассказывает Каимов. - Мы стояли возле церкви в Иркутске II, на Масленицу. Выставили посты, вдруг видим - "Москвич" лихо несется. Пытаемся его остановить. А он не реагирует и, виляя, уходит от нас дворами. Мы его догнали, хотели у водителя проверить документы, а он оказался пьяный. Выскочил из машины, в руках нож. Ну, ребята не растерялись, пьяного дебошира быстренько скрутили.

А порой нарушитель, поразмыслив, первоначальный гнев меняет на признательность. Именно тогда дружинники понимают, что их работа нужна.

- Четыре года назад во время моего дежурства в Ново-Ленино одна машина неслась на красный свет. Я ее, естественно, останавливаю. А водитель сразу в штыки: "Что, на лычку себе зарабатываешь?" А я спокойно: "Вы же на красный свет проскочили, а если каждый так проедет?" Гонщик одумался и сказал: "Да, командир, ты прав".

Командиру Каимову почему-то кажется, что тот самый водитель тогда был искренен и больше правила не нарушал.

Дружинники подозревают, что их роль в профилактике нарушений на дороге порой более действенна, чем роль сотрудников ГИБДД.

- Мы не карательную функцию выполняем, а скорее разъяснительную. Не штрафуем, а только объясняем водителям, где допущено нарушение, и убеждаем их ездить по правилам.

Добровольные дружинники грустят только об одном.

- Надо бы почаще выходить на дежурства, - размышляет Сергей Каимов. - Хотелось бы, чтобы дружины были в каждом районе, а не только в Ленинском.

Раньше дружины были на базе каждого крупного автохозяйства. Правда, просуществовали недолго, в девяностые общественная инициатива стала никому не нужна. Распались автохозяйства, а с ними и дружины.

- Вот возобновить бы их деятельность, так, может быть, порядка на дорогах стало бы больше, - мечтательно заключил командир Каимов.