На троллейбусе по мосту

Большое и долгожданное событие в Иркутске — до конца года в городе появится новый троллейбусный маршрут через Академический мост, а это значит, что добраться с одного берега на другой можно будет намного быстрее. К слову, первая троллейбусная линия в Иркутске была открыта в ноябре 1970 года по маршруту поселок Энергетиков — сквер имени Кирова. И в следующем году иркутский троллейбус отпразднует свой полувековой юбилей.

Второе рождение трамваев и троллейбусов

О новом маршруте и перспективах развития электрического транспорта в Иркутске «Пятница» поговорила с директором муниципального унитарного предприятия «Иркутскгортранс» Андреем Маковецким.

— Андрей Филиппович, расскажите о новом маршруте.

— Он будет называться «Маршрут № 5» и будет курсировать от сквера Кирова до микрорайона Университетского. Длина маршрута — 17,6 км. 11 остановок: «Сквер Кирова», «Художественный музей», «Улица Ленина», «Музыкальный театр», «Театр кукол», «Трилиссера», «4-я Советская», «Академический мост», «Академическая», «Юридический институт», «Гуманитарный центр». Маршрут будет работать с 6.20 до 22.30. Интервал движения составит от 10 до 15 минут. По маршруту будут ходить шесть машин.

— Машины новые, с автономным ходом?

— Да, новые, российского производства (город Вологда), но без автономного хода. В этой опции нет необходимости, потому что по всему маршруту прокладывается контактная сеть. Это более надежная технология в условиях резко-континентального климата. Пока еще существующие технологии не выдерживают резких перепадов температуры. Четыре года назад Братск закупил три таких троллейбуса, и в течение года из-за низких температур две машины вышли из строя. Поэтому — контактная сеть. Сейчас мы ее прокладываем, стараемся уложиться в сроки. Работа эта архисложная и технологически новая. Смотрите, сорок-тридцать лет назад подстанция для обслуживания троллейбусной линии стоила 600 млн рублей. Десять лет назад аналогичная подстанция стоила уже 400 млн. Но научно-технический прогресс не стоит на месте. И сегодня Иркутск выиграл по конкурсу модульную подстанцию для обеспечения подачи электроэнергии на мост за 40 млн рублей!

— То есть в разы!

— Да, и у нас такая модульная подстанция будет второй в России. Первая — в Санкт-Петербурге. Всего нам нужны две подстанции.

— Отлично. Еще важный вопрос: почему из всех видов общественного транспорта принято решение пустить по Академическому мосту именно троллейбусы, а не автобусы или маршрутки, например?

— В первую очередь руководствовались проблемами экологии. Нет смысла напоминать о негативном воздействии на окружающую среду старых дизельных автобусов, которых в Иркутске очень много. На самом деле решение запустить троллейбус — прорывное. Ведь сегодня в мире развитию электрического транспорта уделяется огромное внимание. Трамваи и троллейбусы переживают второе рождение! В Иерусалиме в 2011 году открыли железную дорогу для трамвая. В Дубае — одном из богатейших городов мира — в 2013-м построили самую современную трамвайную сеть. Китай до 2030 года планирует перейти на электробусы и электрокары. Это общемировой тренд! И у нас в планах испытать современный электробус белорусского производства марки Е-321. Посмотрим, как он проявит себя в сибирских условиях.

— Андрей Филиппович, есть у нас в Иркутске люди, считающие себя великими транспортными экспертами, которые постоянно вбрасывают в соцсети идеи о ненужности электротранспорта, мол, трамваи и троллейбусы устарели, создают пробки, и их надо ликвидировать. Но почему-то в передовых европейских странах, таких как Швейцария или Франция, напротив — электротранспорт активно продвигают и развивают.

— Разумеется! Чехия, Германия, Великобритания, Австрия. Список огромный. Современные трамваи и троллейбусы бесшумные, просторные, комфортные, доступные маломобильным категориям граждан. Весь научно-технический прогресс идет к этому. У нас в каждом троллейбусе и трамвае есть несколько видеокамер, есть возможность отслеживать движение через специальное приложение в интернете. Что касается скептиков, я считаю, что каждый должен быть в своем деле профессионалом. Они говорят, а мы работаем, развиваемся и не обращаем внимания на разные пустопорожние разговоры.

— В иркутском электротранспорте можно оплачивать проезд и наличными, и картой?

— Да, любая форма оплаты. Но должен заметить, что пока проект по внедрению безналичной оплаты со всех видов карт еще в стадии освоения, и на этом пути возникают некоторые проблемы. Бывает так, что люди, особенно студенты, пытаются пользоваться картами, на которых нет средств, поэтому мы эту систему постоянно дорабатываем. У нас есть льготные программы проезда, бесплатно было выпущено 24 тысячи карт для льготных категорий граждан.

— Когда-нибудь у нас появятся сдвоенные троллейбусы, сейчас такие делают в Швейцарии?

— У нас нет такого пассажиропотока. И второе: Иркутск — город старый, улицы узкие, и такой машине трудно маневрировать. Кстати, подобные троллейбусы — мы их называли «гармошка» — у нас были в 90-е и показали себя с отрицательной стороны в плане маневренности. Пока это нецелесообразно.

— Какие в Иркутске самые востребованные троллейбусные направления?

— Здесь все очевидно: в основном люди едут из спальных районов в центр и обратно. № 3 Солнечный — предместье Марата, № 7 маршала Конева — мкр. Первомайский, № 8 Свердлова — мкр. Юбилейный и № 10 Волжская — Маршала Конева.

— А планируются какие-то изменения в маршрутах для удобства граждан?

— Конечно. Несколько лет назад мы запустили трамвайный маршрут № 6: Волжская — Центральный рынок — Солнечный. В проекте изменение троллейбусного маршрута № 3. Пока он идет по улицам Желябова и Рабочей, где высокая концентрация личного транспорта и постоянные заторы. А теперь он будет идти по улицам Декабрьских Событий, Карла Маркса и Октябрьской Революции. Таким образом решается проблема заторов. Уже поставлены сорок опор для контактной сети, и в следующем году «тройка» пойдет по новой схеме. В следующем году изменения коснутся нового маршрута № 5. Первое время он будет ходить мимо театра кукол, потом повернет направо на Трилиссера, далее — по Седова на Академический мост. В Университетском — по кругу до улицы Лермонтова, и по той же схеме — назад в центр. В дальнейшем проектом предусмотрено, что «пятерка» с улицы Ленина поедет прямо мимо 130-го квартала — сразу на Академический мост.

— А обсуждаются вопросы по увеличению продолжительности движения, допустим не до 22.30, а до 23.30?

— Пока нет. Здесь надо понимать, что все графики движения согласованы с планом города. Поэтому наш транспорт считается самым стабильным и регулярным. Пассажиру важно, чтобы транспорт пришел точно в срок.

— Самих машин хватает?

— Сейчас у нас на выходе 58 троллейбусов. С развитием сети и появлением нового маршрута есть потребность увеличить парк на 20 машин. Чтобы не 15 минут пассажир ждал, а три-пять.

— Сегодня поездка в электротранспорте стоит 15 рублей. А какова ее реальная стоимость? Сколько стоил бы билет, если бы трамваи и троллейбусы были на самоокупаемости?

— Тогда надо брать с иркутянина за одну поездку не 15, а около 60 рублей. Это реальная стоимость всего комплекса услуг (включая обслуживание самого электротранспорта). Я не знаю рядом ни одного города, где люди ездили бы по таким тарифам. Это возможно только благодаря позиции руководства города, которое уделяет большое внимание проблемам социальной поддержки жителей.

«Пятница» для сравнения узнала стоимость проезда в других городах. В Чебоксарах одна поездка стоит 20—22 рубля, в Калуге — 19, в Новосибирске — 21, в Челябинске — 20 рублей.

— На работу берете людей?

— Берем и обучаем. Нам нужны водители и ремонтные рабочие. Какие у нас преимущества? Полный социальный пакет, 50-дневный оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, выход на пенсию после 12—15 лет работы. У нас есть спортивные залы, есть мощный профсоюз. Постоянно проходят различные мероприятия и конкурсы. Но главное — социальная защищенность. Был у нас такой водитель трамвая Франсуа, человек с высшим образованием, известный в городе шоумен. И он четыре года проработал на маршруте № 4, потому что ответственному человеку нужны стабильность и гарантии. Наш телефон 504-135. Звоните!

 Если будет троллейбус — поедем!

Сегодня мы спросили у иркутян: «А вы часто ездите по новому мосту?»

Наталья:

— Пару раз в неделю езжу на левый берег, иногда по новому мосту. Про новый троллейбус знаю, но пока неясен его маршрут. Если будет троллейбус, поедем, будем пользоваться!

Диана:

— Нет, нечасто. На левом берегу я бываю раз в пару месяцев, и то пользуюсь Глазковским мостом — мне так удобнее. Но то, что будет новый маршрут — это очень хорошо!

Алексей:

— Я учусь на левом берегу и езжу туда почти каждый день, но только по старому мосту. Если новый троллейбус будет ходить в Академгородок, то здорово — буду им пользоваться

Вячеслав:

— Нет, новым мостом почти не пользуюсь, да и вообще туда езжу редко. Но то, что там появится дополнительный общественный транспорт — это очень хорошо.

Татьяна Владимировна:

— Редко, и вообще на том берегу бываю редко, может раз в месяц. Думаю, чем больше общественного транспорта в городе, тем лучше и новый маршрут, конечно, пригодится.