Парапланерный клуб иркутский

Он единственный в Сибири, и у него большие перспективы

Иркутский парапланерный клуб - организация уникальная во многих отношениях. Во-первых, он является основным инициатором и лидером развития парапланеризма и его направлений в Иркутской области, да и, пожалуй, в Восточной Сибири вообще. Другого подобного клуба в сибирском регионе не существует. Кроме того, методики иркутских парапланеристов признаны оптимальными, сюда едут для обучения люди из разных городов. Я сам был свидетелем того, как человека, приехавшего из далекого Орла, консультировал Леонид Алексеевич Телегин.

 Братья по крылу

 В 1997 году Телегин явился инициатором создания парапланерного клуба. За девять лет своего существования клуб объединил несколько сотен человек из Иркутска и Иркутской области. Несколько сотен, конечно, для области цифра небольшая, но это вполне естественно. Парапланеризм - занятие во многом элитарное и люди не рискуют увлекаться им по разным причинам. Из-за немалой цены обучения и самого летательного аппарата, которая сопоставима со стоимостью нового автомобиля. Из-за того, что парапланеризм - явление для нашей страны сравнительно новое и малоосвещенное. Из-за недостататочной осведомленности о практических выгодах использования парамоторов. Из-за риска разбиться и страха перед высотой, наконец.

 Тем не менее, люди вливаются в клуб, и люди самые разные - врачи, бизнесмены, чиновники областной администрации. Что их приводит в клуб и что это такое - парапланеризм? Наука? Продвинутый вид активного отдыха? Экстрим-спорт? Все это вместе взятое. Каждая организация должна иметь четкий статус, но официальное название "клуб" не вполне роднится с объединением иркутских парапланеристов, как отметил один их них. Здесь нет членских взносов и четких обязанностей. Скорее это содружество, братство тех, кого влечет высота.

Единение с машиной

 Мы на летном поле. Инструктор Леонид Телегин выгружает из микроавтобуса парамотор. Начинаются приготовления к полету. Укрепляется рама и ограждение винта, раскладывается купол (еще его называют "крыло"). Топливный бак глотает порцию 92-го бензина - теперь нужно прогреть двигатель. Ну, вот все и готово. Погода отличная, безветренно, солнце не палит, спокойно разливает свет по зеленой травянистой равнине. Облаков почти нет, поэтому небо кажется особенно высоким и бескрайним. Усиливается волнение, в котором смешались азарт, проснувшийся инстинкт самосохранения и исследовательский интерес. Ведь сейчас мне предстоит пилотировать новый, еще не облетанный парамотор.

 Сажусь в подвеску, закрепляю ремни. Проверяем радиосвязь, инструктор дает наставления. Мотор взревел за спиной... Инструктор выкрикивает команду, и я начинаю разбег. Шаг, другой, третий, еще, еще, плавно жму ручку газа: и стремительно взлетаю ввысь!

 Земля удаляется, огромное небо охватывает со всех сторон. Ощущение потрясающее!

 Полет в самолете, даже в маленьком, совершенно не похож на полет на парамоторе. В самолете, если человеку страшно, можно отодвинуться от окна и смотреть в стену. Тогда твои ощущения практически ничем не будут отличаться от того, как если бы ты сидел у себя дома. Когда пилотируешь парамотор, спрятаться некуда, ты летишь сам, как птица. Момент взлета на парамоторе тоже специфичен. От самолета пилот отделен, а с парамотором чувствуешь единение, сам становишься частью этого летательного аппарата. Причем не в романтически-переносном, а в самом буквальном смысле: без твоего правильного разбега он не взлетит.

 Казалось бы, чего проще - разбежаться. Но нет, в разбеге с включенным парамотором очень важно соблюдать правила. Бежать, откинувшись назад, хотя человека в беге естественно тянет в наклон вперед. Удержаться на ногах в момент поднятия купола. И не поддаваться иллюзии, что пробежал достаточно. Не будешь соблюдать правила - в лучшем случае упадешь, получишь ушиб. В худшем можно и ноги к чертям переломать.

Полет

 И вот я в воздухе. С одной стороны далеко внизу по трассе ползут крошечные автобусы. С другой - зеленые лесные массивы. Инструктора на земле не вижу, слишком высоко, но слышу в наушниках его безжалостную команду: "Набрать высоту!" "Да куда еще?" - думаю я, но послушно жму на газ.

 Теперь по-настоящему жутковато. Когда человек едет в автомобиле по дороге, он движется мимо деревьев, домов, людей, и, видя их, чувствует движение. А наверху открывается огромный простор, пустота, глазу не за что зацепиться, поэтому, хотя парамотор летит со скоростью пятьдесят километров в час, на большой высоте иногда на несколько секунд кажется, что ты неподвижно повис в небе. Сидишь себе на стульчике, а "стульчик" на высоте нескольких сотен метров над землей. В животе холодеет, в голове мешается: нужно встряхнуться и взять себя в руки.

 Но вот я начинаю постепенно снижаться, ощущаю стремительность полета, слышу команды в наушниках. Отрабатываем повороты. Аппарат слушается - просто загляденье. Удачно подобран купол - это "Хантер", более маневренный и мобильный, чем популярный, но медлительный и тяжеловатый "Блюз".

 Снижаюсь, фигурки людей внизу растут. Пролетаю совсем низко, машу ногой кинооператору (руки заняты управлением стропами). Затем вновь, c поворотом и наклоном, набираю высоту. Солнце садится, и я лечу прямо в закат. Небо залито золотыми, фиолетовыми и арбузно-алыми цветами. Прохладный ветерок поднимается, начинает слегка побалтывать и толкать меня из стороны в сторону. Пора завершать полет. Выключаю мотор, планирую с выключенным. Зеленая поляна плавно приближается, руки с управлением стропами перевожу вниз: "Ап!" Ноги ударяются о землю, купол с шуршаньем опадает сзади. Полет удался.

Закон Бернулли

 В Европе парапланеризм гораздо более распространен, чем у нас. Отчасти поэтому иркутяне используют зарубежные парамоторы - чаще всего чешский "Валькерджет" и итальянский "Симонини". Но иркутяне и сами занимаются производством силовых установок для парамоторов, а также вносят изменения в готовые парамоторы. Дорабатывают карбюратор, приспособились использовать никель-кадмиевую батарею. Изменения, вносимые иркутянами, делают парамотор более подходящим к сибирским климатическим условиям, а также создают удобства для конкретного практического использования парамотора. Например, для охоты на волков. Руки в этом случае должны быть свободны, чтобы держать винтовку, и иркутяне создали ножное управление парамотором. Ножное управление может пригодиться при фото- и видеосъемке и тогда, когда нужно спасти человека, допустим, сломавшего ногу и лежащего где-нибудь в тайге, куда на другом транспорте не добраться. Существуют так называемые тандемы - двухместные парамоторы, на таких можно вывезти пострадавшего в экстремальной ситуации.

 Кроме перечисленных изменений, в стадии разработки находятся и другие. Конструкторская мысль иркутских парапланеристов постоянно развивается в ритме новейших тенденций в создании летательной техники. Данная сфера весьма перспективна. В ближайшие годы развиваются многие образцы новой летательной техники - мотодельты, парамоторы, конвертопланы.

 Думается, вполне допустимо предположить, что вскоре может начаться формирование массового использования малогабаритной летательной техники c формированием соответствующего рынка. Это предположение может встретить следующее возражение - "нет закона о массовом частном использовании летательной техники как транспортного средства". Верно, юридического закона пока нет. Но есть закон физики, а именно закон Бернулли, используя который человек уже давно и успешно летает на различных видах аэросредств. Значит, со временем будет все необходимое, чтобы самостоятельный индивидуальный полет стал доступным и простым способом передвижения.