Духовная семинария

Первым учебным заведением в Восточной Сибири, дававшим полное среднее образование, стала Иркутская духовная семинария. В ее стенах воспитывались знаменитый миссионер преосвященный Иннокентий (впоследствии митрополит Московский), протоиерей Прокопий Громов, автор нескольких исторических работ, а также ученые, общественные деятели, труженики духовного и гражданского поприща — Щапов, Шашков, Загоскин.

Кузница миссионеров

Иркутская духовная семинария открылась 23 марта 1780 года. Указ о ее учреждении подписала императрица Екатерина Великая, на содержание учебного заведения отпускалось по 2 тысячи рублей ежегодно. Открыл семинарию, по указу Святейшего синода, епископ иркутский Михаил (Миткевич). В 1813 году семинария была преобразована по новому уставу. Обучение велось на высоком уровне, семинаристы изучали 43 предмета. Среди них — катехизис митрополита Платона, священную историю, катехизис Филарета, толкование Священного Писания, православное исповедание веры Петра Могилы, риторику, церковную историю, церковную археологию, библейскую историю. Еще — алгебру, геометрию, физику, ботанику, сельское хозяйство, логику, русскую историю и другие предметы. Такая широта учебной программы давала универсальное образование, позволявшее в дальнейшем заниматься не только священническими делами.

Иркутская духовная семинария выпускала огромное количество миссионеров Восточной Сибири для обращения в православие местного населения. Поэтому здесь изучались кроме классических и древних языков восточные — китайский, маньчжурский, монгольский, а также языки и диалекты сибирских и северных народностей. Именно миссионеры помогали "инородцам" создавать свои азбуки, составляли разговорники, вели широкую издательскую деятельность, нередко впервые в истории печатая книжки на языках и диалектах сибирских народностей.

Хранилище чужих мыслей

Духовной семинарии принадлежала лучшая в Иркутске библиотека, в конце XIX века насчитывавшая более 15 тысяч книг, в числе которых много редких и ценных изданий. Семинарской библиотеке, в отличие от других библиотек Иркутска, повезло не единожды. Часть семинарской библиотеки в 1920 году была передана без всякой описи, пудами, как отмечал Н.С.Романов, в научную библиотеку Иркутского государственного университета и ныне составляет значительное количество ее редкого фонда.

Семинарская библиотека состояла из двух частей. Ученическая библиотека находилась в распоряжении семинаристов, обеспечивала учебный процесс. Она регулярно пополнялась книгами и периодическими изданиями. Но главные библиотечные сокровища составляли фундаментальную библиотеку. С первых лет существования семинарии она создавалась за счет пожертвований. Духовенство Иркутска (как люди высокообразованные) привозило в Сибирь много необходимых, подчас очень ценных книг. А все иркутские епископы, начиная с Иннокентия Кульчицкого, завещали свои уникальные библиотеки Иркутской духовной семинарии. Среди наиболее крупных пожертвований были книжное собрание и коллекция минералов епископа Вениамина Багрянского, протоиерея Орлова и других. В семинарскую библиотеку также поступили книги Пекинской и других духовных миссий. Среди крупных даров — библиотека иркутского купца В.Н.Баснина, славившаяся далеко за пределами Сибири. Уезжая в конце 50-х годов XIX в. на жительство в Москву, Баснин большинство своих книг передал духовной семинарии. Также семинарии передана и ценная библиотека декабриста Лунина, согласно его завещанию.

Фундаментальная библиотека духовной семинарии была закрыта для посторонних. Старые ценные книги никому не выдавали, в святая святых книжного хранилища допускались лишь немногие, при необходимости научной работы. Кроме того, в семинарии также хранился ценный архив Иркутской епархии. К сожалению, история после революции к нему оказалась безжалостна, он не сохранился. Несколько лет, с 1821 по 1836 год, семинарская библиотека располагалась в упраздненном церковном приделе (бывшем Иоанна-воина) в колокольне Богоявленского собора. Затем ей подыскали другое помещение, более приспособленное для книг.

Знаменательный переезд

В начале декабря 1846 года преосвященный епископ Нил (Исакович) в присутствии многочисленных высоких гостей и публики освящал новое здание Иркутской духовной семинарии, построенное по проекту архитектора А.В.Васильева. Семинаристы старших классов перешли в здание на Успенской площади, а в старом, на берегу Ангары, остались младшие и ученики уездного училища. В 1864 году построили семинарскую домовую церковь Во Имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Средства предоставил почетный блюститель семинарии купец М.В.Михеев. Кроме того, при семинарии открыли образцовую школу, в собственном доме на улице Казачьей, где семинаристы приобретали навыки и практику педагогической деятельности. В 1907 году дополнительно была открыта еще и воскресная школа. В 1899 году при духовной семинарии открылись классы музыки, рисования и черчения на средства епархии. Для обучения игре на разных инструментах поступило 16 учеников, столько же — в класс иконописи и рисования, 15 учеников — в класс черчения.

Забастовка

Иркутская духовная семинария была средним специальным учебным заведением и открывала дорогу юношам к высшему образованию. В конце XIX — начале XX века в семинарии организовывались религиозно-нравственные чтения для народа. В течение учебного года проводилось двадцать с лишним чтений, их посещало более двух тысяч человек в год. Одно время организовывались любопытные показательные мероприятия также "для посторонней публики", под названием "Утро здорового сибиряка", пропагандировавшие здоровый и нравственный образ жизни.

Духовная семинария знала в своей истории и парадоксальные, на взгляд сегодняшний, события. В марте 1901 года две недели семинарию лихорадило слово "забастовка", причем и в письменной форме: семинаристы выпустили даже рукописный одноименный журнал. Организаторы волнений требовали изменить размеренный вековой уклад всей семинарской жизни — на их взгляд, уже устаревшей. В частности, одним из требований была отмена запрета на чтение отдельной светской литературы. В итоге волнений в семинарии сменилось руководство, а многие запреты получили послабления.

В 1904 году в семинарии начали проводить еженедельные философские вечера для всех желающих. Преподаватели семинарии выступали с лекциями на религиозные, нравственные и педагогические темы в залах Общественного собрания, музея Географического общества и в других аудиториях. В 1912 году при семинарии открыто церковно-историческое археологическое общество, целью его работы являлось обследование и сохранение памятников церковной истории и древностей Иркутской губернии. При нем основали и церковно-археологический музей. Покровителем церковно-исторического археологического общества был иркутский архиепископ, председателем — ректор духовной семинарии. На собраниях общества читались рефераты, лекции для мирян и духовных лиц. Наиболее интересные выступления затем печатались в "Епархиальных ведомостях". В семинарии организовывались педагогические курсы для учителей церковно-приходских школ и духовных училищ Иркутской губернии.

В семинарию принимали юношей до 18 лет. Успешно окончившие полный курс духовного училища и получившие специальную рекомендацию училищного совета зачислялись без экзаменов. Остальные сдавали экзамены по программе духовных училищ. В семинарии, как и в любом учебном заведении, учились отроки из разных по достатку семей. Поэтому было создано братство оказания помощи неимущим воспитанникам духовной семинарии. Имелось и общежитие для иногородних учащихся. 15 января 1918 года духовная семинария прекратила свое существование постановлением Комиссариата по народному просвещению.

Подготовительное звено

Духовная семинария одна не могла удовлетворить потребность в воспитании детей духовенства и подготовке служителей церкви. В дополнение к духовной семинарии в XVIII веке в Иркутске основали второе мужское духовное училище (в простонародье называемое бурсой), продолжившее деятельность первой славяно-русской школы.

Духовное училище являлось как бы подготовительным звеном перед духовной семинарией. Во второй половине XVIII века для бурсы построили специальное каменное здание. Его толстые стены, небольшие окошки, полумрак и минимум уюта вместе с суровыми правилами обучения и воспитания, куда входили и непременные "секуции лозой" за малейшую провинность или невыученный урок, наводили на учеников, в сущности еще маленьких детей, ужас и желание убежать. Это было училище закрытого типа. От каникул и до каникул мальчишки, нередко вообще впервые выехавшие из своих сел, жили вдалеке от дома и родных. Но, если судить по воспоминаниям Афанасия Щапова, Михаила Загоскина, отражающим нелегкие бурсацкие годы, тяжкое учение не прошло даром — многие ученики в дальнейшем стали известными писателями, учеными, общественными деятелями. Со временем мужское духовное училище утратило свой строго сословный характер, и к концу ХIХ века более трети его воспитанников не принадлежали к духовному званию. На 1 января 1890 года из общего числа (377) учащихся значилось 20 детей дворян и чиновников, 8 мещан и разночинцев, 12 крестьян и казаков, 2 инородца. Далеко не все оканчивавшие училище затем поступали в семинарию. В училище принимали детей лиц православного вероисповедания всех сословий, в возрасте 10—12 лет, окончивших курс начальной школы. Мальчиков из семей лиц духовного звания обучали бесплатно, с остальных брали плату, как и в других школах.

После переезда семинарии на Успенскую площадь ее старое здание передали духовному училищу. В 1903 году у Московских ворот для училища построили еще одно каменное двухэтажное здание. Сейчас в здании мужского духовного училища находится факультет дошкольного образования ИГПУ.

Духовный оплот

В конце XIX века в Иркутске и губернии существовало немало общеобразовательных школ духовного ведомства, повсеместно стали открываться церковно-приходские школы. Например, в 1899 году в Иркутской губернии было 450 учебных заведений. В них обучалось 17 789 человек, из них 12 068 мальчиков, 5721 девочка. В Иркутске среди всех 58 учебных заведений была духовная семинария, два духовных училища, 24 начальных приходских училища и 5 церковно-приходских школ. В четырех уездных городах губернии имелось 5 приходских училищ, 2 церковно-приходские школы. Непосредственно в селах из 382 школ 139 были церковно-приходскими училищами, действовали 16 миссионерских школ, 126 начальных училищ, 108 школ грамоты. Эти учебные заведения находились в духовном ведомстве. И обязательным во всех типах учебных заведений, к какому бы ведомству они ни относились, являлось изучение Закона Божия и других предметов духовного содержания. И во всех календарях, памятных книжках и справочниках при перечислении педагогического состава школ после директора непременно значился законоучитель — священник одной из церквей епархии. К учебным заведениям духовного ведомства относились также женское духовное училище имени Е.А.Кузнецова и церковно-учительская семинария при Князе-Владимирском монастыре.