Город, в котором почти не бывает пробок
Братск по праву оспаривает у Иркутска статус региональной столицы. Этот молодой индустриальный город лидирует по выпуску промышленной продукции среди всех городов Иркутской области. Действующая столица — только на втором месте. А на третьем — Ангарск.
Сегодня Братск — город с нестандартной серийной застройкой, просторными дворами, большим количеством зеленых зон, уютно расположившийся на берегу одного из самых больших в мире водохранилищ.
Безграничные просторы
Братск — самый большой город Иркутской области по занимаемой площади. У коренного иркутянина, попавшего в Братск, от количества свободного пространства может закружиться голова. Огромные площади и проспекты. Широкие тротуары и бескрайние перспективы ровных многоэтажных домов. Многополосные дороги разделяют расположенные между ними привольные аллеи с обустроенными в них клумбами, фонтанами, зонами для прогулок, спокойного отдыха и спортивных игр.
Сейчас в Братске активно сносят двухэтажные деревянные дома, освобождая еще больше пространства. Отдельные районы города, чтобы не тесниться, удалены друг от друга на значительное расстояние. Часто, чтобы добраться из одного братского района в другой, удобнее проехать на электричке, чем на рейсовом автотранспорте. Для многих, кстати, это проблема, поскольку проезд, например, из Энергетика в Центральный район стоит 54 рубля. Зато практически никогда не бывает пробок. С любой высокой точки Братска видно бескрайнюю гладь водохранилища или бесконечный океан зеленой тайги.
На ум приходит знаменитое из Достоевского — «низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят». В Братске же, напротив, мысль высвобождается из узких рамок, обретает способность к стремительному полету.
Наверное, в таких условиях и могли полностью реализовать свой творческий потенциал первостроители Братска.
«Братск — это же особая республика!»
Когда Евтушенко приглашали выступить в Братске, поэт отказывался, говоря, что ему запретили выступать перед массами. На что братчане парировали: «Братск — это же особая республика!» — имея в виду, что здесь живут свободные люди, которые не зависят от запретов сверху.
Эта фраза актуальна и для современного Братска. Дух творческой энергии, заложенный во время первых героических строек начальной истории города, до сих пор определяет его внешний облик.
В Братске создано колоссальное количество памятников, посвященных творчеству, созиданию и труду. К таким относится стела, посвященная первостроителям, установленная в микрорайоне Энергетик. На самом верху стелы, под облаками — фигуры монтажников, сваривающих арматуру. У основания установлена статуя легендарного руководителя Братск-гэсстроя — Ивана Наймушина, чьей неукротимой воле и энергии обязаны своим рождением Братская и Усть-Илимская гидроэлектростанции, города Братск и Усть- Илимск.
В другом микрорайоне — Гидростроитель — благодарные горожане поставили памятник еще одному заслуженному производственнику — Петру Самусенко, долгое время руководившему работой завода «Сибтепломаш».
У проходной Братского ЛПК установлен бюст первому директору комбината Михаилу Олонцеву. А на въезде в музей «Ангарская деревня» поставлен деревянный памятник ее основателю Октябрю Леонову, чье имя сегодня присвоено объединенному городскому музею.
Все это легендарные личности, своим трудом, энергией и упорством сформировавшие облик современного Братска. Ни в одном другом городе Прибайкалья нет стольких памятников, посвященных организаторам производства и культуры.
Не так давно на Энергетике была установлена скульптура в виде ладони с опустившейся на нее бабочкой. Она символизирует труд первостроителей, а также дружбу и взаимопомощь. На эту ладонь можно сесть и сфотографироваться.
Необычный памятник первостроителям Братска установлен в центре города, около театрально-концертного центра. Выглядит он как три равносторонних тре-угольника, одной стороной направленные к воображаемому центру и равноудаленные от него. Местные называют его «паук». Он действительно напоминает шестиногого насекомого. Но на самом деле это стилизованное изображение палаток, в которых жили первостроители в начальный период истории Братска.
Грандиозным монументом, посвященным созидательному творческому труду, является сама Братская ГЭС. Сооружение взято на учет в качестве памятника современности в 1997 году. На сегодняшний день это самый большой памятник, созданный руками человека, на территории Российской Федерации.
Автомагистраль, проходящую по плотине Братской ГЭС, с двух сторон украшают барельефы со схематическим изображением истории рабочего движения и покорения Ангары.
В этом году со стороны нижнего бьефа плотины оборудовали просторную смотровую площадку, с которой можно наблюдать Братскую ГЭС. Площадка тоже является своеобразным памятником, поскольку выполнена в виде двух стилизованных турбин.
«Что собачка, в соломе лежу…»
Целый комплекс исторических памятников представляет собой архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня», который расположился на берегу Братского моря. Этот музей под открытым небом создан на основе образцов деревянного зодчества, вывезенных из зоны затопления при наполнении Братского водохранилища.
Всего в России действует 17 подобных музеев, причем два из них — в Иркутской области. В «Ангарской деревне» собрано более трех десятков уникальных образцов сибирской деревянной архитектуры. Это и церкви, и крестьянские дома, и промышленные постройки. Также в музее широко представлена культура эвенков, в основном населявших среднее течение Ангары до прихода русских.
Жемчужиной музея является башня Братского острога, построенного в 1654 году. Это была уже третья крепость, поставленная казаками в районе современного Братска. Первый острог основал отряд Максима Перфильева в 1631 году. До нашего времени сохранились две башни острога. Одну из них перед затоплением водохранилища увезли в Москву и после реконструкции в 1970 году разместили в парке-заповеднике «Коломенское». Вторую перенесли в «Ангарскую деревню».
Острог примечателен тем, что в зиму 1656—1657 годов в одной из башен здесь был заточен протопоп Аввакум Петров.
«Привезли в Брацкой острог и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филиппова поста в студеной башне; там зима в те поры живет, да бог грел и без платья!» «Что собачка, в соломке лежу: коли накормят, коли нет, мышей много было, я их скуфьею бил, — и батожка не дадут дурачки! Все на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много».
Это цитаты из знаменитого «Жития протопопа Аввакума, написанного им самим» — первого русского автобиографического произведения.
После ареста Аввакум был сослан в Тобольск, а потом отправлен в ссылку в Даурию (современные Забайкалье и западное Приамурье) вместе с экспедицией под руководством полковника Пашкова.
Сейчас в «Ангарской деревне» Братский острог восстанавливается по чертежам в первозданном виде. А в одной из восстановленных башен разместили восковую фигуру Аввакума и воссоздали обстановку его заключения.
Мост через Ангару… на реке Чулым
Еще одним необычным братским памятником является железнодорожный мост через Ангару, построенный в начале 1950-х годов. Правда, это уникальное инженерное сооружение находится не в Братске.
Вновь к прокладке западного участка БАМа после окончания Великой Отечественной войны приступили в 1946 году. Работы велись сразу на нескольких участках: в районе Тайшета, Братска и Усть-Кута. Строилась дорога в основном силами заключенных ИТЛ и японских военнопленных. Была также большая группа российских эмигрантов, репатриированных из Маньчжурии после победы СССР над Японией. Многие из них работали на КВЖД. Их опыт и знания были очень полезны при строительстве новой магистрали.
В декабре 1947 года железнодорожный путь дошел до Братска. А в 1951 году был построен мост через Ангару. Сооружение имело в длину более километра и опиралось на десять опор.
Первый поезд прошел по мосту 29 июня 1951 года. Но полностью участок Тайшет — Лена был введен в эксплуатацию в 1958 году. А в 1961 году в связи с началом строительства Братской ГЭС железнодорожную переправу разобрали.
Краеведы долго искали следы моста. Наконец, нашли в Томской области. Ангарский мост с небольшими переделками был перенесен на реку Чулым в районе Асино. Здесь он до сих пор исправно работает.
«Счастье найдешь, если с любовью по жизни идешь!». Такую надпись можно прочитать на гранитном камне, установленном на аллее на улице Кирова. Исторические памятники Братска удачно дополняют разного рода жизнерадостные арт-объекты. Они могут быть с юмором, как памятник шапке-ушанке или валенкам — символам суровой братской зимы. Или немного грустные, как скульптура в честь потерявшихся питомцев, выполненная в виде чуть испуганного пса. Или символичные, как двухметровый замОк, возвышающийся на фоне плотины. Этот артобъект стал любимым местом молодоженов Братска.
Один из самых знаменитых памятников в Братске — «Мемориал славы», посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Он выполнен из бетонных блоков, сложенных по закручивающейся спирали в две пирамиды, напоминающие языки пламени. Высота мемориала — 26 метров. Памятник дополняют танк Т-34 и самолет МиГ-17, установленные рядом на площади.
Еще в Братске есть памятник Пушкину и памятник Чарли Чаплину. Есть целый парк скульптур, который остался в парке Металлургов после фестиваля бетонной скульптуры. Также здесь установлена фигура влюбленных работы известного мастера из Тельмы Ивана Зуева.
Приятный шок вызывает серия артобъектов в палисаднике Братского музыкального училища. Работники учреждения украсили высокую изгородь духовыми инструментами, а во внутреннем дворике разместили рояли, превратив их в изящные клумбы.
Замечательная стела установлена на пересечении улиц Мира и Обручева. Она выполнена в виде глобуса, на котором закреплена надпись «Миру мир!». Белые голуби мира парят над земным шаром.
Стилеобразующими элементами Братска являются мозаичные изображения на торцах высотных домов. Стилизованные изображения, рефреном повторяющиеся на разных домах, создают неповторимый облик Братска.
Благодаря обилию памятников гулять по братским улицам интересно. Любопытному человеку памятники подробно и в красках расскажут историю города.
Как добраться
Братск — один из самых легкодоступных городов Иркутской области. Добраться сюда можно и по земле, и по воде, и по воздуху.
По трассе расстояние между северной и южной столицами Прибайкалья составляет чуть более 600 км. Самолетом из Иркутска в Братск можно улететь четыре дня в неделю: в понедельник, четверг, пятницу и воскресенье. Рейсы выполняют две авиакомпании. Стоимость перелета — от 3500 руб. В качестве эконом-транспорта между южной и северной столицами Прибайкалья курсируют ежедневно четыре прямых рейсовых автобуса. Билет стоит 1500 руб. Время в пути составит чуть более 10 часов. Кроме того, можно воспользоваться и проходящими автобусами, следующими далее до Усть-Илимска, Усть-Кута и других северных городов. Также в режиме «эконом» добраться до Братска можно железнодорожным транспортом. Цена проезда — около от 1200 рублей, но ехать придется порядка 18—20 часов, поскольку поезда делают крюк через Тайшет.
Самый экзотичный способ совершить путешествие в Братск — на катере на подводных крыльях «Метеор». Раньше он ходил из Иркутска, но последние два года из-за обмеления Братского водохранилища маршрут сократили. Теперь катер ходит только до Балаганска. Из Иркутска сюда можно доехать на маршрутке. Стоимость проезда около 700 руб.
«Метеор» из Балаганска в Братск совершает рейсы по вторникам и субботам, а в обратном направлении — в среду и воскресенье. Прибытие маршрутки из Иркутска в Балаганск стыкуется с временем отхода «Метеора» от пристани. По ходу пути катер посещает несколько находящихся на берегу Братского водохранилища деревень. В некоторые из них можно добраться только водным транспортом. Стоимость билета на «Метеор» из конца в конец — 1643 рубля. По времени водная прогулка займет около 7,5 часа.