День моряка-подводника

19 марта в России отмечается День моряка-подводника, установленный приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».   

Рождение флота

Дата проведения профессионального праздника выбрана неслучайно. 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится: «Государь Император [Николай II], в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию судов военного флота разряд подводных лодок». Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

На рубеже XIX–XX веков практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота. Хотя в России в XIX веке было построено несколько экспериментальных подводных лодок и даже серия из 50 сверхмалых субмарин, предназначавшихся для обороны морских крепостей, всё же конструирование и постройка подводных лодок, как одно из важнейших направлений военного судостроения, зародилось в стране в первом десятилетии XX века.

Первая российская боевая подводная лодка, вошедшая в состав флота, – «Дельфин» («Миноносец № 113»), постройка и испытания которой были завершены в 1903 году. Первые подводные корабли в России называли миноносцами или полуподводными судами. Настоящее название – подводная лодка – было установлено только в 1906 году. Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, ещё не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне.

В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу военных действий сформировался самостоятельный род флота – подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.

Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 1920-1926 годы, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны.

В 1930-1939 годах флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. К началу Великой Отечественной войны (1941-1945) в составе четырёх флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 советской постройки. За годы войны их экипажами было потоплено около 100 боевых кораблей и уничтожено свыше 200 транспортов. Более шести тысяч подводников были награждены орденами и медалями, а 21 подводник удостоился звания Героя Советского Союза.

В послевоенные годы началось интенсивное развитие предприятий, строивших подводные лодки. Одновременно с этим были развёрнуты работы и по созданию новых пунктов базирования подводных лодок на всех флотах, прежде всего на Северном и Тихоокеанском. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) «К-3» («Ленинский комсомол»), а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками.

Внедрение на подлодки ядерных энергетических установок дало им неограниченную автономность плавания. В 1967 году в состав ВМФ вошли первые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (атомные подводные лодки, вооружённые баллистическими ракетами).

С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами – носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ, обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно-стратегические и стратегические задачи.

Десятилетия глобального противостояния в мировом океане в период «холодной войны» стали завершающим этапом становления национальной подводной школы, временем развития подводных сил отечественного ВМФ, превратившихся в главный род сил флота, который в настоящее время является важнейшим аргументом страны в укреплении безопасности на море.

Основу современных подводных сил ВМФ России составляют современные атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооружённые баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами. В состав сил включены также и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

Подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооружённой борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах Мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. Они обладают способностью действовать подо льдами Арктического бассейна и малой зависимостью от гидрометеорологических условий в районе боевых действий.

Организационно подводные лодки входят в состав всех флотов. Наиболее мощными группировками подводных сил обладают Северный и Тихоокеанский флоты.

В День моряка-подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдаётся заслуженная дань уважения всем поколениям подводников. Традиционно День моряка-подводника отмечают не только военные, но и конструкторы, строители подводных лодок, судоремонтники – все, кто обеспечивает строительство, ремонт и поддержание боевой готовности подводного флота.