Симфония грядущей Победы

Чем дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война, тем в большей степени понимается значение Симфонии № 7 (Ленинградская) одного из самых выдающихся композиторов ХХ века, в СССР композитора № 1, сыгравшего большую роль в мобилизации советских людей от мала до велика на борьбу с гитлеровской военной машиной.

Становится яснее роль симфонии в формировании у людей неиссякаемого оптимизма и веры в завтрашний День Победы. Симфония, передавая чувство испепеляющей ненависти к врагу, в то же время воспевала горячую любовь к Родине. Неслучайно уже в годы Великой Отечественной войны её называли «мощным ударом по гитлеровскому Рейхстагу».

22 июня 1941 года в 10 часов утра, как обычно, не опаздывая, Д.Д. Шостакович прибыл в консерваторский Малый зал имени А.К. Глазунова для участия в государственном выпускном экзамене. Однако проведению экзамена помешало сообщение наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова по радио о вероломном – без объявления войны – нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Д.Д. Шостакович, как гражданин и патриот Советской Страны, не колеблясь, подал заявление о зачислении его добровольцем в Красную Армию, но ему отказали.

3 июля с Обращением к советскому народу по радио выступил Сталин. Прозвучали слова о необходимости формирования многотысячного народного ополчения на борьбу с фашистской нечистью: война приобрела характер Отечественной. «Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа. Трудящиеся Москвы и Ленинграда уже приступили к созданию многотысячного народного ополчения на поддержку Красной Армии. В каждом городе, которому угрожает опасность нашествия врага, мы должны создать такое народное ополчение, поднять на борьбу всех трудящихся, чтобы своей грудью защищать свою свободу, свою честь, свою Родину в нашей Отечественной войне с германским фашизмом… Государственный Комитет Обороны приступил к своей работе и призывает весь народ сплотиться вокруг партии Ленина–Сталина, вокруг Советского правительства для самоотверженной поддержки Красной Армии и Красного Флота, для разгрома врага, для победы. Все наши силы – на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы народа – на разгром врага! Вперёд, за нашу победу!» (Выступление по радио Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина 3 июля 1941 года).

Известно, что к работе над своей Седьмой симфонией Д. Шостакович приступил ещё за несколько лет до начала войны. Об этом вспоминает его известная ученица и композитор Г. Уствольская. Она отмечала, что в 1939–1940 гг. Д.Д. Шостакович поделился с ней, что почти закончил симфонию, над которой работал: «Осталось дописать коду и кое-что поправить; упоминал о том, что не знает, как лучше назвать симфонию: «Ленин» или «Ленинская» – Дмитрий Дмитриевич очень уважал В.И. Ленина и всегда хотел посвятить ему какое-то своё сочинение».

Из воспоминаний самого композитора известно, что это произведение создавалось в четырёх частях и имело программный характер. «Первая часть – юношеские годы Ильича; вторая – Ленин во главе Октябрьского штурма; третья – смерть Владимира Ильича, и четвертая – без Ленина по ленинскому пути. Уже готов ряд музыкальных фрагментов, которые… войдут в… 7-ю симфонию памяти гениального вождя человечества» («Шостакович о времени и о себе», М. 1980. С. 75).

С учётом её готовности Седьмая симфония была включена в план концертного сезона 1941–1942 гг. Ленинградской филармонии. Война внесла самые серьёзные коррективы в содержание и музыкальное звучание Седьмой симфонии. Ленинская тематика была отложена, и вернётся к ней Шостакович через 20 лет, и по нумерации она станет содержанием 12-й симфонии под названием «1917 год».

О том, что работает над новой симфонией, он сообщает при встрече с широко известным в те годы писателем-сатириком и автором ярких детских рассказов М. Зощенко: «Работа продвигается и должно получиться хорошо». На вопрос писателя, чему она посвящена, Д.Д. Шостакович ответил: «Пожалуй, точной темы нет. Но в общем тема военная, борьба, героизм советского народа…» Под впечатлением высказанных композитором слов М. Зощенко в статье «В эти дни» написал: «За тонкими чертами лица – мужество, сила и большая непреклонная воля».

Выступая по Ленинградскому радио, Д.Д. Шостакович сообщил ленинградцам: «Час тому назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Мы все сейчас несём свою боевую вахту. И работники культуры так же честно и самоотверженно выполняют свой долг, как и все другие граждане Ленинграда». (Данилевич Е. Симфония грядущей Победы.

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года, в Куйбышевском театре оперы и балета, и была исполнена оркестром Государственного Большого академического театра СССР под управлением дирижера С. Самосуда. Этот день был выбран неслучайно. На этот день Гитлер назначил парад фашистских войск по случаю падения Ленинграда. Все радиостанции Советского Союза транслировали концерт на всю страну и за границу. Открытие премьеры предваряло выступление Д. Шостаковича. 22 июня 1942 года в Лондоне состоялась зарубежная премьера Седьмой симфонии в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Г. Вуда. В США премьера симфонии прошла 19 июля 1942 года в Нью-Йорке. Ее исполнил Симфонический оркестр под управлением, по просьбе самого Д. Шостаковича, дирижера А. Тосканини. Он отдал ему предпочтение в знак признательности и уважения перед его мужественным поступком: Тосканини покинул родную Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом Муссолини. В понимании великого композитора дирижер Тосканини мог лучше понять чувства автора Седьмой симфонии.

Историческая премьера Седьмой симфонии (Ленинградская) в самом Ленинграде прошла 9 августа 1942 года, в Большом зале Ленинградской филармонии. Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады немало музыкантов симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета умерло от голода. Когда в марте 1942 года возобновились репетиции, то в состоянии играть были лишь 15 ослабевших физически музыкантов. Именно тогда перед симфоническим оркестром была поставлена задача государственной важности: сыграть Седьмую симфонию Д. Шостаковича. Исполнение в блокадном Ленинграде симфонии имело огромное агитационно-политическое значение: это действие должно было наглядно продемонстрировать советским гражданам и всему миру, что Ленинград живет, борется и сдаваться не собирается. Победа обязательно будет за Советским государством, и пусть гитлеровцы на победу даже не надеются!..