Иркутянин Новиков

Доктор исторических наук, профессор Иркутского технического университета отлично знает всю родословную своих предков.

Информации, которую собрал Павел Александрович Новиков, хватит на толстый том — прекрасный пример бережного отношения к памяти поколений: «Интересом к этой теме я обязан отцу Александру Сергеевичу. Он начал собирать информацию, когда я еще был ребенком, ездил в архивы, писал запросы, подробно записывал воспоминания прадеда, деда, других родственников». Затем к составлению родословной подключились его дети. Сестра Павла Вера, будучи школьницей, в 2000 году представила на областной конкурс фундаментальное исследование, посвященное истории семьи, и победила в нем.

Павел Александрович рассказывает, что в изысканиях помогают архивы, записи в церковных книгах и другие документы.

— Мне удалось проследить род Новиковых до 11-го колена. Известным нам родоначальником является Ларион (Илларион) Юрьевич Новиков, который в 1684 году был приверстан в крестьяне Урульгинской слободы, а в 1695-м — «в нерчинские пешие казаки».

О представителе 12-го колена известно только имя — Юрий. Ну а фамилия Новиков говорит о принадлежности к служилому сословию. В средневековой Руси «новик» — это явившийся на государеву службу боярский или дворянский сын. Родовые предания указывали на какую-то связь Новиковых с русско-шведским порубежьем, с Олонецкой губернией.
Более подробные сведения имеются о прапапрапрадеде Ефиме Дмитриевиче Новикове. Отец Павла нашел в Читинском областном архиве запись метрической книги Таргинской Знаменской церкви за 1874 год, где сказано, что нерчинский мещанин Ефим Новиков 21 года женится на ясашной дочери-девице Федосье Ивановне Золотухиной 21 года. То есть прапрапрабабушка Федосья была из ясашных инородцев-эвенков, которые приняли православие и русские фамилии.

Ефим Дмитриевич был рядовым Нерчинской местной воинской команды. Дослужился до звания унтер-офицера. Потом пошел на золотые прииски в качестве заведующего полицейской частью у золотопромышленников братьев Бутиных.

Позднее служил в конторе, сопровождал золото и возил почту. К несчастью, однажды в пути его настиг сильный мороз, и он замерз насмерть. Федосья, оставшись вдовой, вынуждена была перебраться в деревню к своим родственникам Золотухиным, которые помогали ей поднимать троих детей, в том числе и Михаила Ефимовича — прадеда Павла Новикова.

Михаил Ефимович в 1911 году женился на 16-летней казачьей девице Марфе Яковлевне Кучиной. Марфа происходила из рода крестьян-старожилов, поверстанных в казаки в 1851 году. К семи годам она оказалась круглой сиротой. По семейным преданиям, ее отцом был польский ссыльный из Лодзи. Известно, что прожили они с матерью Марфы около двух лет, потом он вернулся в Польшу, и следы его потерялись. Это печальная история внебрачного рождения, в результате Марфа жила у родственников на положении изгоя. Впрочем, они быстро от нее избавились, выдав замуж.

Марфа Яковлевна была большой труженицей, после революции работала в пекарне и славилась своей добротой. Она всегда всех жалела и привечала: самовар кипел всегда, и чай со стола не убирался. Супруг Михаил очень любил, чтобы чай был «пузырями», другого он не признавал.

В 1916 году Михаила Ефимовича призвали на фронт Первой мировой войны. Он воевал в 9-й армии генерала Лечицкого, которая участвовала в Брусиловском прорыве в Восточных Карпатах. Прадедушка был рядовым Туркестанской конно-горной батареи. Подразделение вело бои в районе Яблоницкого перевала и верховьев реки Прут. Прадед вспоминал, что им пришлось прорываться из окружения через туннели. Австрийцы контратаками прижали русских к горам, но те сумели отойти. Павел с отцом посетили эти места в августе 1987-го. Осенью 1916 года батарея была переброшена с Юго-Западного на Румынский фронт.

Революция 1917 года застала прадедушку в Бессарабии (ныне Молдавии), домой он вернулся в 1918-м с трофейными австрийскими хомутами, в шинели, фуражке и с медалью.

Жизнь в годы Гражданской войны и после нее была трудной. Большевики отнимали зерно, скот, ставя людей на грань выживания. Михаил Ефимович жил тихо, опасаясь за детей, хотя и не одобрял новые порядки. Главным его помощником был старший сын Сергей, дед Павла. Позже дед рассказывал своему сыну Александру: «Я начал работать, как только научился ходить».

В июне 1943 года 55-летнего Михаила Ефимовича снова призвали в армию. На этот раз его отправили охранять воинские склады на станцию Атамановку под Читу. В Красной армии служили и трое сыновей: Сергей, Михаил, Константин и дочь Анна, санитарка Шилкинского госпиталя.

Сергей Михайлович, дедушка Павла, после окончания семилетки был направлен на курсы учителей в Олинск, а оттуда — учителем в село Верх-Оля. В 1936 году Сергей поступил в Читинскую школу военных техников (ШВТ). В начале Великой Отечественной войны первым эшелоном 405-го полка отправился на фронт. Воевал под Смоленском, Брянском, Тулой, Калугой, освобождал Прибалтику и дошел до самой Эльбы (Германия). Награжден орденами и медалями. В 1946 году Сергей вернулся в родные края, устроился работать техником в цех водоснабжения Забайкальской железной дороги, в том же году женился на Лидии Саввовне, бабушке Павла Александровича.

Родословная Лидии Саввовны заслуживает не меньшего интереса.

Ее предки по линии матери, по семейным преданиям, происходят из греков, бежавших от турок. История сохранила имя прапрапрадедушки. Им был солдат 29-го заставного дома роты путей сообщения Николай Алексеевич Киселев. Его сын Александр Николаевич (прапрадедушка) родом из Ростова. Он служил телеграфистом на железной дороге, запасным агентом и мелким служащим. В 1906 году его пригласили работать на Забайкальскую железную дорогу. Александр был женат на Надежде, дочери иконописца ростовских церквей Владимира Скатерникова. Их дочь Антонина Александровна (прабабушка) в 1908 году выучилась на телеграфиста, а в 1911-м вышла замуж за Савву Максимовича Мацковича, происходившего из белорусских крестьян Гродненской губернии. Савва в Забайкалье оказался во время Русско-японской войны, затем в 1907—1908 годах проходил службу в саперном батальоне на станции Маньчжурия. Демобилизовавшись, устроился на должность телеграфиста в Борзе, затем в Чите. В 1915 году семью перевели на станцию Слюдянку. Здесь Савва во время боев в годы Гражданской войны прятал в восточном тоннеле семью. В 1937 году Савву Максимовича арестовали как врага народа. Родным сообщили, что он умер в Нерчинской тюрьме в 1942-м. В действительности прадед был расстрелян еще 18 января 38-го.

Теперь о родителях Павла Александровича. Отец Александр Сергеевич окончил энергетический факультет ИПИ (ИрГТУ), защитил кандидатскую диссертацию, преподавал. В годы перестройки увлекся политикой, был депутатам областного совета народных депутатов. Александр Сергеевич был очень ярким и по-настоящему увлеченным человеком. К сожалению, год назад его не стало. Мама Людмила Антоновна окончила химический факультет ИПИ и работает инженером-конструктором в НИИхиммаше. Кроме Павла в семье Новиковых еще двое детей: брат Григорий и сестра Вера.

— Чувствуешь себя частью этой цепи поколений, — говорит Павел Александрович. — Смотришь на старинные фотографии и замечаешь, что даже внешне похож на кого-то из предков. Родовые черты Новиковых проявляются и в том, что многие из них были чрезвычайно остры на язык, а родственники едко критикуют друг друга. Конечно, знание родословной накладывает большую ответственность. И хочется, чтобы и твои потомки гордились своими предками.

При написании статьи была использована конкурсная работа «Четвертое колено (из семейной истории)» Веры Александровны Новиковой. Автор выражает признательность за предоставленные материалы.

Прабабушка Марфа Яковлевна Новикова (урожденная Кучина) с сыном Сергеем на руках  и родственниками, 1918 год. Оставшись в неполных семь лет круглой сиротой, прабабушка не озлобилась. Все родственники вспоминали  о ней с теплотой. В голодные годы самим есть было нечего, но она делилась последним куском. Марфа не сидела ни минуты без работы, она хорошо пела и прекрасно готовила. Ее любимая песня «Стояла у церкви карета», видимо, напоминала ей историю своего замужества
Прабабушка Марфа Яковлевна Новикова (урожденная Кучина) с сыном Сергеем на руках и родственниками, 1918 год. Оставшись в неполных семь лет круглой сиротой, прабабушка не озлобилась. Все родственники вспоминали о ней с теплотой. В голодные годы самим есть было нечего, но она делилась последним куском. Марфа не сидела ни минуты без работы, она хорошо пела и прекрасно готовила. Ее любимая песня «Стояла у церкви карета», видимо, напоминала ей историю своего замужества
Новиковы Сергей Михайлович и Лидия Саввовна (урожденная Мацкович),  дед и бабушка, 1946 год.  Они познакомились 5 апреля 46-го  при довольно романтических обстоятельствах. Сергей шел на рынок, а Лидия бежала в столовую на обед. Произошел «обмен взглядами», и, возвращаясь с работы, бабушка увидела на лавочке напротив своего дома того самого парня. В лучах закатного солнца «блеснули ордена», (выражение дедушкиного брата Анатолия). Состоялось знакомство  и совместный поход в клуб на танцы.  Ну а осенью сыграли свадьбу
Новиковы Сергей Михайлович и Лидия Саввовна (урожденная Мацкович), дед и бабушка, 1946 год. Они познакомились 5 апреля 46-го при довольно романтических обстоятельствах. Сергей шел на рынок, а Лидия бежала в столовую на обед. Произошел «обмен взглядами», и, возвращаясь с работы, бабушка увидела на лавочке напротив своего дома того самого парня. В лучах закатного солнца «блеснули ордена», (выражение дедушкиного брата Анатолия). Состоялось знакомство и совместный поход в клуб на танцы. Ну а осенью сыграли свадьбу
Савва Максимович Мацкович и Антонина Александ-ровна (урожденная Киселева), прадед и прабабушка. Фото предполо-жительно сделано в 1911—1912 годах.  Красивая пара, но ее судьба сложилась очень печально. Антонину в 1934 году задушили бандиты. Прадед в 1937-м был репрессирован и погиб в тюрьме
Савва Максимович Мацкович и Антонина Александ-ровна (урожденная Киселева), прадед и прабабушка. Фото предполо-жительно сделано в 1911—1912 годах. Красивая пара, но ее судьба сложилась очень печально. Антонину в 1934 году задушили бандиты. Прадед в 1937-м был репрессирован и погиб в тюрьме
Фото Сергея Михайловича 1939 года, когда он был призван на службу в Красную армию. «Отсадил почти семь лет», — говаривал он.  Из сибиряков и забайкальцев стали развертывать дивизию. Вначале их привезли на станцию Татарск,  что между Омском и Новосибирском, весной 1940 года — под Ташкент  в Чирчик. Служба из-за жары была трудной. Бывали случаи, что солдаты  на марше падали в обмороки от жары
Фото Сергея Михайловича 1939 года, когда он был призван на службу в Красную армию. «Отсадил почти семь лет», — говаривал он. Из сибиряков и забайкальцев стали развертывать дивизию. Вначале их привезли на станцию Татарск, что между Омском и Новосибирском, весной 1940 года — под Ташкент в Чирчик. Служба из-за жары была трудной. Бывали случаи, что солдаты на марше падали в обмороки от жары
«Мы в берлоге зверя. Германия». Сергей Михайлович (стоит)  с однополчанами, 20 марта 1945 года. Деду довелось принять участие в важнейших военных сражениях Великой Отечественной войны. Был награжден медалью «За отвагу», кавалер трех орденов Красной Звезды
«Мы в берлоге зверя. Германия». Сергей Михайлович (стоит) с однополчанами, 20 марта 1945 года. Деду довелось принять участие в важнейших военных сражениях Великой Отечественной войны. Был награжден медалью «За отвагу», кавалер трех орденов Красной Звезды
Прадед Михаил Ефимович, рядовой Туркестанской конно-горной батареи, 1916 год. После революции прадед лишился своего хозяйства, которое наживал тяжелым трудом. Ему было очень горько видеть, как новая власть рушит сложившийся жизненный уклад. Во время создания колхоза его неоднократно по наветам завистников сажали в Нерчинскую тюрьму, но оттуда он выходил, так как  был батраком  в молодости
Прадед Михаил Ефимович, рядовой Туркестанской конно-горной батареи, 1916 год. После революции прадед лишился своего хозяйства, которое наживал тяжелым трудом. Ему было очень горько видеть, как новая власть рушит сложившийся жизненный уклад. Во время создания колхоза его неоднократно по наветам завистников сажали в Нерчинскую тюрьму, но оттуда он выходил, так как был батраком в молодости
Павел Александрович Новиков, историк, доктор наук, профессор. Сфера его интересов — история Сибири и Забайкалья в годы Первой мировой войны. Павел Новиков является автором многих научных публикаций и нескольких монографий. Исследования родословной, которыми занимался его отец, сыграли большую роль  в выборе профессии
Павел Александрович Новиков, историк, доктор наук, профессор. Сфера его интересов — история Сибири и Забайкалья в годы Первой мировой войны. Павел Новиков является автором многих научных публикаций и нескольких монографий. Исследования родословной, которыми занимался его отец, сыграли большую роль в выборе профессии