Иркутяне отдали почести погибшим 75 лет назад солдатам Халхин-Гола

Бойцы иркутского поискового отряда «Восточный рубеж» вернулись из Монголии. Экспедиция была памятной — в год 75-летия победы советско-монгольских войск на реке Халхин-Гол.

Многие сибиряки сложили там головы, больше всего иркутян погибло на высоте «Зеленая». Поисковикам удалось поднять останки трех красноармейцев, побывать на месте падения советского истребителя. Теперь в честь отважного летчика, чей последний воздушный бой выпал на июнь 1939-го, нужно установить мемориальный знак. По традиции с участием бойцов иркутского отряда прошли церемонии захоронения павших солдат и возложение венков на братские могилы — под оркестр, с воинскими почестями и салютом, приспущенными боевыми знаменами и поминальной чаркой. Как и полагается в память о героях. 

Это была десятая, юбилейная, экспедиция иркутского поискового отряда «Восточный рубеж». С 2010 года ее бойцы, в основном студенты авиационного техникума, выезжают в Монголию, на место ожесточенных сражений, где вместе с монгольской армией советские войска, в том числе сибирские дивизии, остановили японского неприятеля. Сотни из тех, кто полег в землю на восточных рубежах, до сих пор считаются пропавшими без вести и ждут, по словам руководителя отряда Игоря Сеченова, когда придет их черед и души солдат обретут покой. Несколько мемориалов, где покоятся павшие на Халхин-Голе, было установлено благодаря иркутянам.

— В этом году появился четвертый мемориал, в нем 37 человек, два бойца именные — красноармейцы Силин и Черных, которых мы подня ли три года назад, — рассказывает Игорь Вячеславович.

Августовские раскопки вернули из забвения еще трех красноармейцев, один из них — боец Голышев.

— Солдата идентифицировали по котелку, — объясняет руководитель отряда. — Боец был найден один, на внушительной глубине, поэтому мы с большой долей вероятности считаем, что это именно он. Сейчас будем заниматься установлением личности — откуда призывался, разыскивать родственников. У красноармейцев Силина и Черных фамилии были вырезаны на кожаных подсумках.

Содержать в порядке мемориальные места — долг иркутян: за две недели они провели 6 поминальных церемоний. Одна из них — на братской могиле 57-й стрелковой дивизии, которая формировалась и доукомплектовывалась за счет сибирских регионов, в ней воевало наибольшее количество иркутян.

— Памятник называется «Мемориал Куропаткина», в честь полкового комиссара, — говорит Игорь Сеченов. И удивляется: — Нас ожидала какая-то мистика. Прямо возле мемориала мы посадили машину — едва ли не на ровном месте она закопалась в песок настолько, что села на мосты. Ребята бросились в догадки, как же тут проходила техника 30-х годов. А наш монгольский друг сказал мне: «Иди помолись солдатам, они вас не отпускают. видимо, еще хотят пообщаться». Ребята остались вытаскивать машину, а я отправился обратно, помолился и попросил: «Мужики, мы же все для вас сделали честь по чести, поставили стакан с водкой и корочкой хлеба по старой русской традиции, щедро налили. Отпустите — нас ждут другие солдаты...» И знаете, машину сразу легко вытолкнули. Причем с таким ощущением, что нам помогли: хотите — верьте, хотите — нет, но вот такие вещи бывают...

Духи упокоенных солдат, а также благодарные потомки жителей страны, где любят и уважают русских освободителей, вероятно, способствовали успеху экспедиции. Так, монгольские пограничники показали отряду в степи самолет.

— Мы ездили на место падения советского истребителя, — рассказывает Игорь Сеченов. — И-15 «бис», заводской номер машины 5285, летчик — лейтенант Савин, погиб в воздушном бою 27 июня 1939 года. Наша задача — выкопать эту машину (часть фрагментов самолета уже попала в Монгольский военный музей в качестве экспонатов), а на месте гибели летчика установить памятный знак. Потому что это будет правильно. Современникам надо знать: здесь лежит солдат, который погиб, защищая наше светлое настоящее.

После возвращения «Восточного рубежа» новыми экспонатами пополнилась и экспозиция Иркутского областного краеведческого музея.

Уже четыре года поисковики помогают музейным работникам воссоздавать историческое прошлое, предоставляя уникальные находки с боевых полей. Сейчас коллекция, подготовленная музеем к Дню Победы совместно с отрядом «Восточный рубеж», демонстрируется на Поклонной горе в Москве. Теперь в ряду бесценных свидетелей необъявленной войны на Халхин-Голе появилась учебная авиабомба, какими в конце 1930-х годов советские бомбардировщики СБ учились атаковать противника; а также похожая на кусок бетона болванка от артиллерийского снаряда, лента от крупнокалиберного станкового пулемета — с японских позиций; бутылка из-под сакэ и консервные банки от морепродуктов. Последние, как минимум 75-летней давности, найдены на месте штаба японской воинской части.

— Кстати, бомбардировщики СБ выпускались на Иркутском авиационном заводе, — подчеркивает Игорь Сеченов. — Каждый второй такой самолет собирали в Иркутске, а техники, которые обслуживали эти бомбардировщики, были первыми выпускниками Иркутского авиационного техникума.

— А нынешний студент авиационного училища, боец отряда Анатолий Поплянов, сумел через две таможни провезти фрагменты этой самой авиабомбы — ценный груз, ставший подарком и экспонатом для иркутского музея, — улыбается Игорь Вячеславович.

В общем, поддерживается связь времен.

На монгольской стороне отряд вновь ждут в мае будущего года. Дружба между нашими народами действительно крепка.

— Нам показали импровизированный спектакль, монгольскую версию войны на Халхин-Голе, поставленную по пьесе директора музея «Ялалт» (победа) Мягмарсурэна, любопытную с точки зрения современного российского зрителя, — вспоминает с улыбкой руководитель «Восточного рубежа». — Причем спектакль долго не начинали. Тогда наш композитор и баянист Юрий Корнилов разогрел зал — под гармошку сначала мы исполнили «Катюшу», потом «Подмосковные вечера», затем монгольскую народную песню «Манай», монголы уже ее слов не знают, а наши спели. И только тогда началось представление. Покинули мы праздник под «Прощание славянки».

— А еще была дискотека на пограничной заставе, — продолжает Игорь Вячеславович. — Монгольские пограничники выставили аппаратуру, а она не работает. Тогда нашему Юре на баяне чего только не пришлось играть — одну «Катюшу» исполнили девять раз. Шутит: чуть не умер...

Результатами экспедиций отряда стали многочисленные материалы — научные публикации, официальные документы, фотоальбомы, видеофильмы. Их тоже щедро вручал в качестве подарков Игорь Сеченов — представителям посольства России в Монголии, Фонду поддержки публичной дипломатии имени Горчакова, Русской православной церкви, Восточно-Сибирской академии образования, спонсорам. Спасибо: благословляли, поддерживали.

— Задачи для реализации стоят большие, — отметил Игорь Сеченов, — будет много работы на текущие пять лет и для «Восточного рубежа», и для тех, кто присоединится к этой благородной миссии.

Новую для себя точку — высоту Зеленую, где шли наиболее кровопролитные бои на Халхин-Голе — иркутяне уже начали обследовать.