Правильная бабушка
Иркутянка встретила свое 70-летие прыгая с парашютом, а следующий день рождения собирается отметить с аквалангом
Бывший библиотекарь Нина Гавриловна Огибалова разменяла восьмой десяток — в этом году ей исполнится семьдесят четыре. Но выглядит она так, что одна ее молодая знакомая как-то попросила: «Ой, можно я с вами сфотографируюсь?» «Зачем?» — удивилась Нина Гавриловна. «А моей маме всего пятьдесят, но она уже никакая». Нина Гавриловна в свои семьдесят четыре легко становится на мостик, выполняет многие йоговские упражнения. О секретах своей молодости она рассказала корреспонденту «Пятницы».
Непонимание
Некоторые пожилые женщины, встречаясь с Ниной Гавриловной, говорят с завистью: «Да, тебе хорошо, ты-то молодая, и столько зарабатываешь, что еще и в Турцию летаешь».
— Хоть паспорт показывай, ей-богу! — возмущается Нина Гавриловна. — Я спрашиваю какую-нибудь знакомую, которая все плачет, что мне так хорошо, а ей плохо: «Сколько тебе лет?» Отвечает: «Мне уже шестьдесят». А мне, говорю, семьдесят четыре. «Не может такого быть!» — удивляется.
Правда, разве это не удивительно, когда бабушка трех внуков в день своего рождения прыгает с парашютом где-то в Анталии, а не вяжет носок, лежа на диване перед телевизором? Конечно, она прыгала с парашютом на аттракционе, ее вез за собой катер, а она летела над морем, но что это меняет? Пенсионерка никогда (!) не ходит в поликлинику. У нее там даже карточки нет. А в больнице лежала, только когда рожала детей. Согласитесь, что для пенсионерки за 70 это достижение.
Дело в том, что всего этого Нина Гавриловна добилась сама. На поездку в Турцию заработала продавая биодобавки. Она всю жизнь тренирует свое тело. В конечном счете, только от нас зависит, какими мы встретим старость — больными и немощными или все-таки бодрыми и неунывающими.
— Человеку от рождения даны богатейшие возможности. Мы сами можем всего добиться, надо только очень захотеть! — с уверенностью говорит женщина.
Все подружки молодые
Нина Гавриловна всю свою жизнь проработала в библиотеке, получала сущие гроши. Ни поесть нормально, ни одеться прилично, уж какие там могут быть Турции и Египты... Разве что в книжке на картинке. Да еще когда у тебя немаленькая семья: трое детей — два сына и дочь. Надо было их вырастить, образование дать. Сейчас у Нины Гавриловны уже трое внуков, но она чувствует себя отлично.
— Недавно врач московский приезжал, Давыдов. Он делал анализы крови на наличие микроэлементов. Когда он посмотрел мою кровь, с удивлением сказал: «Ну вы даете! Я такие чистые анализы первый раз в жизни вижу!» Сколько себя помнит, Нина Гавриловна всегда занималась спортом. До шестидесяти лет ходила в бассейн, каталась на лыжах, на коньках, занималась бегом и йогой да еще обливалась холодной водой. Сейчас многие спортивные занятия пришлось бросить — кого-то из подруг-соратниц уже нет на свете, кто-то болеет.
— Раньше я постоянно ходила в турпоходы, но со временем стала замечать, что вокруг только двадцатилетние, а я одна — за шестьдесят. Пришлось и турпоходы оставить. Зато я не бросила йогу.
Йоговские асаны Нина Гавриловна выполняет каждый день. Они простейшие, но помогают поддерживать в форме сосуды и позвоночник. При нас она легко показала, как проверить свой позвоночник на гибкость: надо наклониться и коснуться ладонями пола, не сгибая коленей. Кажется, просто, однако не все это могут сделать.
«У меня подружек-ровесниц нет, мне с ними некомфортно, неинтересно, — признается Нина Гавриловна. — Я общаюсь со своими единомышленниками, которые лет на двадцать меня моложе. Почему я сохранила дух молодости? Потому что у меня всегда были подружки намного меня моложе...»
Всегда с собой бутылочка
Нина Гавриловна часто вспоминает свою бабушку Татьяну. Старушке было уже девяносто, а она считалась самым активным читателем городской библиотеки.
— Она читала без очков, и довольно много. Наверное, из-за нее я и стала библиотекарем. Бабушка всегда довольствовалась тем, что у нее есть. Никому никогда не завидовала, хотя жили мы вшестером в деревянном однокомнатном домишке: бабушка, мама, папа, я и двое братьев. Бабушка ела простую пищу. Утром, если это было лето, выходила в огород, срывала пучок лука-батуна. Крупной солью посыпала краюшку хлеба и запивала водой из ключа. Он у нас в огороде протекал. Вот такой у нее был завтрак...
Нина Гавриловна тоже старается есть только простую пищу. От чая давно отказалась («Они же все переполнены красителями, все эти дорогие чаи!»), заваривает лист смородины или тысячелистник. Сахара и конфет не ест, только мед. Даже варенье перестала варить. Зато всегда носит с собой бутылочку с водой.
— Человек должен за день выпивать полтора литра чистой воды, а я же все время в дороге, вот и ношу бутылочку с собой, — говорит Нина Гавриловна. Еще с туристической молодости она привыкла носить не сумки, которые оттягивают руки и искривляют позвоночник. Ходит по городу с неизменным рюкзачком за спиной и не комплексует по поводу того, что люди скажут.
Учиться никогда не поздно
Проработав всю сознательную жизнь в городской библиотеке, Нина Гавриловна пристрастилась к чтению. Читает, как сама признается, запоем.
— Сейчас столько новой и интересной литературы появилось! — говорит она. — Раньше я все художественную читала, а сейчас перешла только на научно-популярную.
На восьмом десятке лет Нина Гавриловна не устает учиться, ей нравится познавать новое, впитывать современные знания.
— Ездила нынче осенью на Байкал, участвовала в конференции главного иммунолога Иркутской области Богдана Городисского, — рассказывает Нина Гавриловна. — Мне очень понравилась эта конференция, я так много нового узнала, да еще на воздухе, на природе.
Легкая на подъем, она каждый год ездит на научные конференции то в Москву, то в Новосибирск, то в Новокузнецк. В Москву ездила, чтобы послушать продвинутого йога Шри-Шри Чанмоя. Она задала вопрос индусу, стоит ли ей продолжать упражнения, которые она делает каждое утро. Йог ответил: — Тот, кто хочет выкопать колодец, копает в одном месте.
Нина Огибалова занимается йогой вот уже много лет, и поэтому колодец ее жизни, в общем-то, не мелеет и не высыхает. Прошлым летом она ездила на Телецкое озеро, на Алтай. Конечно, эти поездки стоят денег, но она же сама на себя зарабатывает.
— У меня началась новая жизнь! — утверждает женщина. — Я в этом году мечтаю отметить свой 74-й день рождения на Красном море, плавая с аквалангом. Половину жизни я тратила здоровье, зарабатывая деньги, а сейчас зарабатываю деньги, чтобы потратить их на свое здоровье.
Мы привыкли к тому, что наши старики сидят дома, экономят копейки, чтобы дожить до следующей пенсии. Виновато, конечно, наше правительство, которое обрекло стариков на нищенство. Но есть еще одна штука, мешающая нам жить долго и счастливо: наш менталитет. Сколько Нина Гавриловна ни объясняла ровесникам, что надо вести активный образ жизни, заниматься здоровьем каждый день — не в аптеках и больницах, а у себя дома, выполняя упорно одни и те же упражнения, они и слушать не хотят. Болеть и стареть легче, конечно, чем плыть против течения.
— Я каждый день выполняю пять упражнений тибетских лам. Купила когда-то давно книжку и вот уже двадцать лет выполняю этот комплекс. Сначала у меня получалось только три раза повернуться вокруг своей оси с открытыми глазами, а теперь — двадцать один раз! И все остальные упражнения я тоже выполняю по двадцать одному разу. Поддерживаю свой девический вес — пятьдесят восемь килограммов (у меня рост метр пятьдесят восемь).
Что мешает
Мы привыкли к тому, что наши старики сидят дома, экономят копейки, чтобы дожить до следующей пенсии. Виновато, конечно, наше правительство, которое обрекло стариков на нищенство. Но есть еще одна штука, мешающая нам жить долго и счастливо: наш менталитет.