Жигулист Василий: на ВАЗ-2102 до Мурманска

Текст: Мария Шаипова, Tutu.ru , Фото: из личного архива Василия , СМ Номер один , № 19 от 23 мая 2024 года , #Жизнь

Ушгули, Сванетия, Грузия
Ушгули, Сванетия, Грузия
Слева: Памирский тракт, Таджикистан, справа: Монголия
Слева: Памирский тракт, Таджикистан, справа: Монголия
Село Мургаб, Памирский тракт, Таджикистан
Село Мургаб, Памирский тракт, Таджикистан

В 14 лет Василий купил редкую модель ВАЗ-2102 1977 года выпуска. За следующие несколько лет он разобрал машину до винтика, собрал назад так, чтобы она снова была на ходу, – и отправился из Москвы знакомиться со страной.

С 2019 года на этом автомобиле он накрутил уже больше сотни тысяч километров: объездил Европейскую часть России, Сибирь, Алтай, побывал в Дагестане и на Кольском полуострове, доехал до Монголии и Средней Азии,а теперь готовится к путешествию по Европе.

Собственно, ему слово.  

Как вышло, что я купил 40-летний автомобиль производства СССР? Сначала я хотел что-то из популярных европейских или японских марок. Но потом понял, что по финансам мне, тогда ещё школьнику, будет проще выбрать что-то из отечественного автопрома. Моя «двойка» обошлась всего в 21 тысячу рублей – эти деньги я накопил за несколько месяцев подработок.

После долгих поисков остановился на одном из редких кузовов «Жигулей» – ВАЗ-2102. Преимущества «жиги» в том, что починить такой автомобиль можно практически в любом месте и  с помощью подручных материалов. Свою «двойку» я  восстанавливал несколько лет. Учился всему по ходу дела, с нуля, а потому теперь знаю в этой машине каждый винтик и ремонта в пути совсем не боюсь.

В любой, даже самой глухой деревне найдётся дедушка, который знаком с ВАЗами и поможет. Либо вы сами почините машину, что называется, на коленке.

ВАЗ-2102, который я купил, был не на ходу. На доведение машины до ума у меня ушло не менее трёх лет. Можно было бы всё сделать быстрее, но, во-первых, я хотел разобраться во всём сам, а во-вторых, немаловажным был и финансовый вопрос.

Я поменял двигатель, оптимизировал подкапотное пространство, убрав оттуда всё лишнее (так называемый шейвинг), заменил элементы ходовой, сделал шумоизоляцию. А вот салон трогать не стал: мне показалось, что путешествовать в нём достаточно удобно.

Про ремонт на обочине

Вообще, поломки в пути – нормальное явление для «жиги». Практически каждая поездка приносит в этом смысле новый опыт. Хотя случается, что мы проезжаем тысячи километров без единой проблемы. Например, во время путешествия по Грузии, Турции и Болгарии мне ни разу не пришлось доставать гаечный ключ.

Когда-то, когда я восстанавливал автомобиль, оборудовал в багажнике большое пространство для инструментов, которые могут потребоваться в пути, и запчастей на случай поломки. Такой своеобразный мини-гараж на месте для запаски. Поэтому теперь к внезапным поломкам отношусь спокойно. А благодаря полученному в дороге опыту могу починить автомобиль, как я в шутку это называю, «с помощью палки и изоленты».

В целом сообщество автомобилистов, равно как и сообщество путешественников, – это люди, которые всегда готовы помочь и что-то подсказать или даже приехать лично. В наших перемещениях сообщество играет очень важную роль.

Иногда в пути происходят удивительные истории. Запомнилось, как в 2021 году мы пробили радиатор в глуши на Кольском полуострове. Это произошло в 150 километрах от Мурманска. И до цивилизации мы добирались с помощью военных. Они прицепили нас к своему грузовику и протащили на буксире через все лужи и топи. А потом мы с Валерой на второй машине, «копейке», добирались в город за новым радиатором и по пути преодолели несколько порогов и подъёмов, на которых вообще-то «Жигулям» делать нечего. Потом была замена радиатора на «двойке», которую мы произвели в полевых условиях на берегу Северного Ледовитого океана.

А во время путешествия по Памирскому тракту, в отдалённой глухой местности, мы встретили ещё пару отчаянных туристов из России, которые рискнули забраться в такую даль. Конечно же, сразу познакомились. Всегда приятно пообщаться с единомышленником, который разделяет твои ценности и идеалы.

Ещё в тот раз нам очень помог блог: люди следили за нашим путешествием, давали советы, помогали финансами и контактами. Так, во время одной из поломок мой сетевой знакомый помог найти в узбекском городе Андижане и место для ремонта, и все необходимые запчасти, а потом сам участвовал в починке машины. Благодаря ему мы смогли вернуться домой.

В том путешествии у нас вообще сломалось, наверное, всё, что могло сломаться. То, что мы неоднократно пробивали колёса, уже не считалось серьёзной проблемой. Ещё мы пробили бензобак. А на одном из горных перевалов у нас накрылась коробка передач, и мы долго добирались до цивилизации без возможности её починить. Но нам удалось продолжить и закончить путешествие, так что о нём остались самые тёплые воспоминания.

Про подготовку

Все поездки я планирую заранее, минимум за полгода. Мотор, подвеска, трансмиссия, тормоза – все технические элементы «двойки» я поддерживаю в идеальном состоянии. С собой беру запас всех жидкостей и электрику плюс несколько ремкомплектов для самых важных технических элементов.

Заранее прокладываю маршрут, изучаю места, в которых хочу остановиться, планирую ночёвки и так далее. Правда, бывают у нас и спонтанные решения. Например, решение, по какой дороге ехать в Монголию: через Россию или с заездом в Казахстан, мы принимали с помощью монетки. Просто остановились перед одним из перекрёстков и подбросили её. Но это, скорее, исключение.

Деньги

Такие путешествия, как у нас, уверен, доступны большинству граждан. Я езжу на собственные сбережения и начинаю откладывать на поездку где-то за полгода. В первые годы я курьерил, подрабатывал в нескольких местах сразу, а после окончания вуза пошёл менеджером в офис и при случае не отказывался от подработок фотографом.

Но тут важно понимать, что у всех разная потребность в комфорте. Нам нравится ночевать в палатках, а кому-то необходимы гостиницы. Мы готовим еду на костре или горелке, а в рестораны заглядываем по случаю. Кому-то же требуется, чтобы еда была от шеф-повара.

Конечно, я могу путешествовать и без «жиги». Например, когда мы с командой присматривались к поездке по Юго-Восточной Азии, стало понятно, что в этом регионе будет проще и правильнее купить автомобиль на месте, а по окончании путешествия продать его. Также понимаю, что однажды «двойка» всё-таки встанет на покой в гараж, но даже в этом случае мы будем периодически на ней выезжать – чтобы порадовать и себя, и других водителей на дорогах. Эта машина уже стала важной частью меня, я вложил в неё всю душу.

Полный текст Марии Шаиповой можно прочитать и обсудить вот здесь

Казахстан. Слева: Бектау-Ата, справа: Мангистауская область
Казахстан. Слева: Бектау-Ата, справа: Мангистауская область