Земляк на экране

Иркутские документалисты снимают фильм-биографию драматурга Ивана Вырыпаева
Это кадр из фильма «Иркутск Ивана Вырыпаева», который рассказывает биографию российского режиссера от его рождения до отъезда в Москву в 2000 году. В фильм вошли не только беседы с драматургом, репортажные съемки в Иркутске, Москве и Варшаве, но и его воспоминания о детстве, учебе в театральном училище Приангарья, уникальные семейные фото и видео, в 90-е годы снятые сокурсниками и друзьями Ивана Вырыпаева. По словам режиссера и сценариста картины Анастасии Зверьковой, 60-минутная кинолента будет не только о жизни и взрослении творческого человека, но и о конфликте творца с консервативным городом
Это кадр из фильма «Иркутск Ивана Вырыпаева», который рассказывает биографию российского режиссера от его рождения до отъезда в Москву в 2000 году. В фильм вошли не только беседы с драматургом, репортажные съемки в Иркутске, Москве и Варшаве, но и его воспоминания о детстве, учебе в театральном училище Приангарья, уникальные семейные фото и видео, в 90-е годы снятые сокурсниками и друзьями Ивана Вырыпаева. По словам режиссера и сценариста картины Анастасии Зверьковой, 60-минутная кинолента будет не только о жизни и взрослении творческого человека, но и о конфликте творца с консервативным городом

Автор сценария и режиссер документальной ленты «Иркутск Ивана Вырыпаева» Анастасия Зверькова отмечает, что у фильма будет экспериментальная форма. В этом ей помогли наставники: преподаватель Университета Гренобля Венсан Соррель и российский режиссер-документалист Николай Бем. «В феврале этого года наш фильм в числе десяти проектов был отобран в мастерскую Siberia.DOC, поэтому к нашему проекту подключились наставники, которые помогают молодым кинематографистам. С ними мы и придумали экспериментальную форму фильма, которая должна удивить зрителя», — говорит Анастасия. Кстати, фильм иркутских документалистов не только заинтересовал иностранцев, но и нашел финансовую поддержку в Приангарье. Министерство культуры Иркутской области, фонд «Губернское собрание общественности», Благотворительный фонд Юрия Тена выделили средства для реализации идеи, также фильм вошел в проект «Кино против наркотиков» и получил грант Федерального агентства по делам молодежи
Автор сценария и режиссер документальной ленты «Иркутск Ивана Вырыпаева» Анастасия Зверькова отмечает, что у фильма будет экспериментальная форма. В этом ей помогли наставники: преподаватель Университета Гренобля Венсан Соррель и российский режиссер-документалист Николай Бем. «В феврале этого года наш фильм в числе десяти проектов был отобран в мастерскую Siberia.DOC, поэтому к нашему проекту подключились наставники, которые помогают молодым кинематографистам. С ними мы и придумали экспериментальную форму фильма, которая должна удивить зрителя», — говорит Анастасия. Кстати, фильм иркутских документалистов не только заинтересовал иностранцев, но и нашел финансовую поддержку в Приангарье. Министерство культуры Иркутской области, фонд «Губернское собрание общественности», Благотворительный фонд Юрия Тена выделили средства для реализации идеи, также фильм вошел в проект «Кино против наркотиков» и получил грант Федерального агентства по делам молодежи

Известная пословица «Где родился, там и пригодился» в случае с драматургом, режиссером и актером Иваном Вырыпаевым не сработала. Коренной иркутянин больше известен театралам европейской части страны и за границей, нежели в родном городе. Почти два десятилетия его пьесы с оглушительным успехом идут на театральных подмостках европейских городов, но ни разу так и не были показаны в Приангарье. Возникает вопрос: почему? На него и на многие другие иркутские документалисты попытались ответить в своем новом фильме «Иркутск Ивана Вырыпаева».

— Изначально никакого фильма не планировалось, — вспоминает сценарист и режиссер картины Анастасия Зверькова. — Съемки начались спонтанно, как хроника приезда Ивана Вырыпаева в родной город.

Четыре года назад иркутский режиссер и продюсер Юрий Яшников пригласил драматурга на родную землю провести лекции о природе творчества для молодежи.

— Они разговорились, пока ехали в машине, — продолжает Анастасия. — И в этот момент Юрию стало понятно, что перед ним человек, которому есть что рассказать, человек с непростыми и очень интересными отношениями с родным городом.

Парадокс этих странных взаимоотношений заключается в том, что пьесы Ивана Вырыпаева идут в театрах Европы, а иркутскому зрителю он почти незнаком, его не ставят в драмтеатре и ТЮЗе, не цитируют, как Гришковца или Полозкову. А ведь он наш, местный. Именно тогда, в поездке по щербатым иркутским улицам, и родился замысел фильма об иркутянине, который не был нужен Иркутску. Все три года кадры для биографической ленты по крупицам снимали по трем городам: в столице Приангарья, в Москве и Варшаве, где сейчас живет драматург. А в прошлом году к проекту подключилась сценарист и режиссер Анастасия Зверькова, чтобы собрать разрозненные съемки в цельную киноленту.

— Входить в уже существующий проект сложно, я колебалась, — говорит она. — Но в тот момент, когда Юрий процитировал одну из фраз Ивана: «В 90-х годах, когда иркутяне умирали от наркотиков, на сцене иркутских театров шли спектакли по Лопе де Вега, вот с такими усищами» — и показал жестом огромные усы, сомнения пропали, мне стало понятно, что этот контраст и должен стать ядром фильма.

Свежие съемки дополнили архивные материалы, семейные фото и уникальные съемки друзей Ивана Вырыпаева по театральному училищу, которые сделаны на 16-миллиметровой пленке. В картине продолжительностью около часа главного героя показывают от его рождения до отъезда в Москву в 2000 году. Большая часть работы над фильмом уже сделана, но точную дату премьеры назвать невозможно. Виной тому коронавирус.

— У нас есть планы по досъемкам, которые необходимо сделать в Иркутске, — объясняет Анастасия. — Но сейчас это невозможно, границы закрыты, а Иван находится на самоизоляции в Польше.

Поэтому пока иркутские кинематографисты презентовали тизер (короткое видео, анонс фильма. — Прим. авт.). Прошлой осенью его впервые показали на Варшавском международном кинофестивале. Сюжет будущей документальной картины пришелся зрителю по вкусу, заинтригованные европейские театралы выразили свою заинтересованность в фильме.

— В Европе драматурга Вырыпаева хорошо знают и любят, — рассказывает Анастасия Зверькова. — New York Times даже назвала его лучшим драматургом Европы, его пьесы регулярно ставят в Германии, Франции, но не в Иркутске.

Хотя в 2000-х годах первую пьесу «Сны» Ивана Вырыпаева поставили на сцене театра «Юность» Иркутского дворца пионеров, позже театр «Новая драма» ввел пьесу «Иллюзии» в свой репертуар. Но на большой иркутской сцене Вырыпаева не показывали никогда.

— В 2015 году, когда он был художественным руководителем московского театра «Практика», Иван договаривался о гастролях в Иркутске. Министерство культуры области с энтузиазмом приняло его идею, но театры отказались предоставить свои площадки. Вероятно, не забыли, как по молодости Иван с ними конфликтовал.

Поэтому важным моментом в фильме будут размышления на тему иркутского консерватизма. Автор сценария к фильму «Иркутск Ивана Вырыпаева» Анастасия Зверькова отмечает, что вопрос этот достаточно острый.

— С одной стороны, Иркутск очень консервативный город, здесь очень тяжело выживать новаторам, — поясняет она. — Яркий пример — архитектор Владимир Павлов, которого Иркутск не принял по заслугам, хотя одна из моделей его зданий представлена в архитектурном музее Чикаго как выдающийся образец конструктивизма. Иркутск долго не принимал драматургию Александра Вампилова, его пьесы не хотели ставить в наших театрах. Подобная творческая судьба была и у прекрасного иркутского режиссера-документалиста Бориса Шунькова, автора фильма «Наваждение».

Иван Вырыпаев, безусловно, вписывается в этот ряд непризнанных Иркутском творческих людей.

— Но местный консерватизм имеет и обратную сторону, — продолжает режиссер Анастасия Зверькова. — Прогрессивное искусство часто рождается в консервативных городах. Ему нужно оказаться в духоте, чтобы появилась энергия прорыва, чтобы у творчества назрело желание вырваться, и это будет лейтмотивом нашего фильма.

В 2016 году Иван Вырыпаев на несколько дней приехал в родной Иркутск, чтобы презентовать свой новый, только что вышедший на тот момент фильм «Спасение», провести несколько встреч с поклонниками, а заодно повидаться с родными и друзьями, которых он не видел целых два года. В откровенном и очень душевном интервью «Пятнице» российский драматург родом из Иркутска рассказал о своем творчестве и о том, что он один из последних динозавров классики, что фильмы для него всего лишь хобби. «У меня язык не поворачивается назвать себя кинорежиссером. По-моему, настоящий режиссер — это Квентин Тарантино», — вдруг сказал популярный во всем мире современный драматург в ходе беседы.

Материалы в тему: 

«Мое кино — терапия»

Режиссер Иван Вырыпаев рассказал иркутянам, почему не смотрит свои фильмы и за что уважает Тарантино Едва сошел на родную землю, как сразу же отправился на встречу с поклонниками. 41-летний российский режиссер, автор множества пьес и коренной сибиряк Иван Вырыпаев 2 марта прилетел в Иркутск, чтобы показать землякам свою новую картину «Спасение», а заодно повидаться с родными и друзьями. Во время своего трехдневного путешествия он не только провел презентацию фильма на большом экране в иркутском Доме кино, но и прочитал открытую авторскую лекцию о природе творчества. «Живу не в конкр...