Земляк на экране
Известная пословица «Где родился, там и пригодился» в случае с драматургом, режиссером и актером Иваном Вырыпаевым не сработала. Коренной иркутянин больше известен театралам европейской части страны и за границей, нежели в родном городе. Почти два десятилетия его пьесы с оглушительным успехом идут на театральных подмостках европейских городов, но ни разу так и не были показаны в Приангарье. Возникает вопрос: почему? На него и на многие другие иркутские документалисты попытались ответить в своем новом фильме «Иркутск Ивана Вырыпаева».
— Изначально никакого фильма не планировалось, — вспоминает сценарист и режиссер картины Анастасия Зверькова. — Съемки начались спонтанно, как хроника приезда Ивана Вырыпаева в родной город.
Четыре года назад иркутский режиссер и продюсер Юрий Яшников пригласил драматурга на родную землю провести лекции о природе творчества для молодежи.
— Они разговорились, пока ехали в машине, — продолжает Анастасия. — И в этот момент Юрию стало понятно, что перед ним человек, которому есть что рассказать, человек с непростыми и очень интересными отношениями с родным городом.
Парадокс этих странных взаимоотношений заключается в том, что пьесы Ивана Вырыпаева идут в театрах Европы, а иркутскому зрителю он почти незнаком, его не ставят в драмтеатре и ТЮЗе, не цитируют, как Гришковца или Полозкову. А ведь он наш, местный. Именно тогда, в поездке по щербатым иркутским улицам, и родился замысел фильма об иркутянине, который не был нужен Иркутску. Все три года кадры для биографической ленты по крупицам снимали по трем городам: в столице Приангарья, в Москве и Варшаве, где сейчас живет драматург. А в прошлом году к проекту подключилась сценарист и режиссер Анастасия Зверькова, чтобы собрать разрозненные съемки в цельную киноленту.
— Входить в уже существующий проект сложно, я колебалась, — говорит она. — Но в тот момент, когда Юрий процитировал одну из фраз Ивана: «В 90-х годах, когда иркутяне умирали от наркотиков, на сцене иркутских театров шли спектакли по Лопе де Вега, вот с такими усищами» — и показал жестом огромные усы, сомнения пропали, мне стало понятно, что этот контраст и должен стать ядром фильма.
Свежие съемки дополнили архивные материалы, семейные фото и уникальные съемки друзей Ивана Вырыпаева по театральному училищу, которые сделаны на 16-миллиметровой пленке. В картине продолжительностью около часа главного героя показывают от его рождения до отъезда в Москву в 2000 году. Большая часть работы над фильмом уже сделана, но точную дату премьеры назвать невозможно. Виной тому коронавирус.
— У нас есть планы по досъемкам, которые необходимо сделать в Иркутске, — объясняет Анастасия. — Но сейчас это невозможно, границы закрыты, а Иван находится на самоизоляции в Польше.
Поэтому пока иркутские кинематографисты презентовали тизер (короткое видео, анонс фильма. — Прим. авт.). Прошлой осенью его впервые показали на Варшавском международном кинофестивале. Сюжет будущей документальной картины пришелся зрителю по вкусу, заинтригованные европейские театралы выразили свою заинтересованность в фильме.
— В Европе драматурга Вырыпаева хорошо знают и любят, — рассказывает Анастасия Зверькова. — New York Times даже назвала его лучшим драматургом Европы, его пьесы регулярно ставят в Германии, Франции, но не в Иркутске.
Хотя в 2000-х годах первую пьесу «Сны» Ивана Вырыпаева поставили на сцене театра «Юность» Иркутского дворца пионеров, позже театр «Новая драма» ввел пьесу «Иллюзии» в свой репертуар. Но на большой иркутской сцене Вырыпаева не показывали никогда.
— В 2015 году, когда он был художественным руководителем московского театра «Практика», Иван договаривался о гастролях в Иркутске. Министерство культуры области с энтузиазмом приняло его идею, но театры отказались предоставить свои площадки. Вероятно, не забыли, как по молодости Иван с ними конфликтовал.
Поэтому важным моментом в фильме будут размышления на тему иркутского консерватизма. Автор сценария к фильму «Иркутск Ивана Вырыпаева» Анастасия Зверькова отмечает, что вопрос этот достаточно острый.
— С одной стороны, Иркутск очень консервативный город, здесь очень тяжело выживать новаторам, — поясняет она. — Яркий пример — архитектор Владимир Павлов, которого Иркутск не принял по заслугам, хотя одна из моделей его зданий представлена в архитектурном музее Чикаго как выдающийся образец конструктивизма. Иркутск долго не принимал драматургию Александра Вампилова, его пьесы не хотели ставить в наших театрах. Подобная творческая судьба была и у прекрасного иркутского режиссера-документалиста Бориса Шунькова, автора фильма «Наваждение».
Иван Вырыпаев, безусловно, вписывается в этот ряд непризнанных Иркутском творческих людей.
— Но местный консерватизм имеет и обратную сторону, — продолжает режиссер Анастасия Зверькова. — Прогрессивное искусство часто рождается в консервативных городах. Ему нужно оказаться в духоте, чтобы появилась энергия прорыва, чтобы у творчества назрело желание вырваться, и это будет лейтмотивом нашего фильма.
В 2016 году Иван Вырыпаев на несколько дней приехал в родной Иркутск, чтобы презентовать свой новый, только что вышедший на тот момент фильм «Спасение», провести несколько встреч с поклонниками, а заодно повидаться с родными и друзьями, которых он не видел целых два года. В откровенном и очень душевном интервью «Пятнице» российский драматург родом из Иркутска рассказал о своем творчестве и о том, что он один из последних динозавров классики, что фильмы для него всего лишь хобби. «У меня язык не поворачивается назвать себя кинорежиссером. По-моему, настоящий режиссер — это Квентин Тарантино», — вдруг сказал популярный во всем мире современный драматург в ходе беседы.