Зачем в Тарасе смазывают мёдом уста

Лариса Иващенко, Хатим Галимов и Анисия Бухаева
Лариса Иващенко, Хатим Галимов и Анисия Бухаева

Усть-Ордынский Бурятский округ уникален тем, что на территории проживают разные народности: буряты, поляки, русские, украинцы, белорусы, чуваши, татары... Каждый народ стремится сохранить свою культуру, язык и традиции, бережно передавая новому поколению. Во многих сёлах и деревнях проводят национальные праздники и создают фольклорные народные ансамбли. Один из них уже много лет работает в селе Тараса Боханского района. Его название «Умырзая» переводится как подснежник.

«Не жалею, что сюда приехали»

Коллектив был создан в 2003 году под руководством Анисии Бухаевой. Её отец Хатим Галимов является одним из старейших участников ансамбля. Сегодня ему 87 лет, и вместе с коллективом он продолжает ездить и выступать на различных праздниках.

Как рассказала Анисия Бухаева, отец талантливо пишет стихи, поёт и обладает тонким юмором. Особенно, когда со сцены рассказывает на чистом татарском языке прибаутки. В 2016-м году его отметили Благодарственным письмом от Всемирного конгресса татар.

Со школьного возраста он выступал в различных коллективах. Как рассказал Хатим Галимович, в село Тараса он приехал не от сладкой жизни. В 1956 году во время службы в рядах Советской Армии его отправили на подавление контрреволюционного мятежа в Венгрии. В течение года он не мог переписываться со своей семьёй, так как это было запрещено.

— Нас у родителей было четверо: три сына и дочь. Я старший. Родные думали, что я погиб, так как мой дядя делал запрос в военкомат, а там ему сказали, что ничего не знают. Помню, приезжаю первый раз в отпуск к себе домой. Тогда жили в Татарстане в деревне Каркаусь. Когда до неё оставалось 17 км, навстречу мне шли люди. Они и сказали, что моя мать умерла, а дети остались сиротами. Перед деревней было кладбище. Я увидел свежую могилу и решил, что здесь похоронена моя мама. Сел рядом и начал молиться. Вижу, из деревни вышла молодёжь с песнями, и вдруг среди них узнаю своего братишку. Кричу ему. Он как увидел меня, подбежал, обнял, плакал так, что невозможно было остановить. Пробыл с ними 10 дней и обратно уехал, — рассказывает Хатим Галимов.

После окончания службы он вернулся в свою деревню, женился. Начал работать шофёром, но на те деньги, которые зарабатывал, невозможно было прожить.

В 1961 году по вербовке в село Тараса Хатим Галимович приехал вместе с беременной женой и младшим братишкой. Тогда с ними выехало 12 семей. Одна семья отстала и осела в Иркутске.

— В Тарасе жизнь пошла гораздо лучше. Здесь тоже были трудности, зато хлеба в полный рот ели. Лучше этого места не найти, не жалею, что сюда приехали. У меня пять детей, 22 внука и 17 правнуков, а в этом году ещё одного ждём, — делится радостью Хатим Галимов.

В 2002 году он стал имамом Боханского района. Помогает землякам организовывать похороны по мусульманским обычаям, читает молитвы на строительство дома и проводит обряд имянаречения.

Сам себе режиссёр

Сегодня в коллективе «Умырзая» восемь участников в возрасте от 50 лет и выше. В состав взрослого коллектива входит детский спутник — «Сандунач».

— Всё началось с того, что в селе проводился татаро-башкирский народный праздник «Сабантуй». В 1993 году на основании экспериментальной площадки по развитию национальной культуры я создала детский коллектив «Сандунач», — поделилась Анисия Бухаева.

Со временем совмещать два коллектива Анисии Хатимовне стало сложно, и она передала взрослый коллектив под руководство Ларисе Иващенко, которая сегодня поддерживает и развивает традиционную татарскую культуру на селе.

Сейчас у Анисии Бухаевой занимаются дети со 2 по 11 классы. Ребятишки с удовольствием ходят на занятия и участвуют в областных конкурсах, фестивалях.

— Мы стараемся сохранить нашу культуру. Берём старые народные песни из сборников. Мы все сами выросли на татарских песнях. Анисия Хатимовна нам активно помогает, у неё есть своя богатая и обширная база. Так как дети не говорят на татарском, они заучивают песни. Даже в быту иногда его применяют, — поделилась Лариса Валерьевна.

Анисия Хатимовна прошла курсы повышения квалификации по программе «Областная школа фольклора», где научилась играть на ложках. В 2013 году в Новосибирске детский ансамбль «Сандунач» на региональном фестивале–конкурсе татарского искусства «Себер йолызы», играя на ложках, занял почётное 1 место. В том же году на международном конкурсе «Иртыш моннары» в Казахстане взяли 3 место.

— Именно через потешки, прибаутки, детские сказки и обряды мы прививаем младшему поколению любовь к своей культуре, — поделилась Лариса Иващенко — У нас стилизованный коллектив. Нет музыкального руководителя, хореографа и других специалистов. Мы всё сами делаем — сами себе режиссёр и хореограф. Баяниста нет, хотя раньше Хатим Галимов хорошо играл, но сказывается возраст. Стало тяжело, — рассказывает нам Лариса Иващенко.

Раньше праздник «Сабантуй» в селе проходил масштабно, народу собиралось много, причём он был интересен всем, включая гостей других национальностей. На фестивале проводили обряды, а сегодня только исполняют песни и показывают танцевальные номера.

Несмотря на трудности, коллектив хорошо знают. Желая сохранить самобытность татарской культуры, коллектив «Умырзая» ежегодно выезжает на областные праздники. Он является победителем и призёром районных, окружных и областных конкурсов, фестивалей и праздников таких как «Себер йолдызлары» в Новосибирске, «Алмазные грани» в Свирске, «Язык – душа народа», «Наследники традиций» – в Усть-Орде и фестивали «Ангара-таннары», «Алтын кэлэпуш» в Иркутске. Также активно участвуют в «Сабантуе», «Каз омэсе» и Конкурсе татарской песни.

Детская баня и гусиное перо

Анисия Бухаева кроме татарских песен и танцев с помощью отца возродила национальные праздники и обряды. Один из них – осенний календарный праздник «Каз омэсе». Название переводится как гусиное перо. Сейчас его проводят в упрощённом виде, но нам Анисия Хатимовна рассказала, как отмечали его раньше.

 По традиции в этот день хозяйка забивает гусей и приглашает подружек. Во время посиделок девушки на выданье соревнуются меж собой в мастерстве шуток, пения и ощипа пуха, который идёт на приданое невестам. Ощипанных гусей подвешивали на коромысло и несли к реке, чтобы помыть тушки. На берегу реки девушек ждут деревенские парни, разводят костёр, вокруг которого играют и знакомятся.

Есть интересный татарский свадебный обряд. Если парню нравится девушка, то он засылает сватов. При этом они не должны показывать вид, что пришли сватать, чтобы не спугнуть будущую невесту. Во время чаепития начинаются разговоры на отвлечённые темы и, хваля жениха, начинают договариваться. Если в конце разговора сошлись во мнениях, сватья дарит от имени жениха кольцо, чтобы вся деревня знала, что невеста занята. Затем родители жениха мёдом смазывали уста и уши будущим сватам. 

Как рассказала Лариса Иващенко, сваты говорили следующие слова:

— Тебе, хозяин, этим медком ушки смажем, чтобы ты о своем зятьке никогда ничего плохого не услышал, а тебе, хозяюшка, глазки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела, а себе на язык намажем и станем на общем нашем застолье речи вам сладкие говорить.

Сегодня татарские семьи сохраняют традицию «Бэбэй-мунчасы» — детская баня. Когда на свет появляется ребёнок, на следующий день его купает бабушка. Затем семья готовит угощения и зовёт родственников, которые говорят благопожелания малышу и делают подарки.

Вот такие интересные традиции по-прежнему поддерживают и проводят в селе Тараса. Коллективы продолжают трудиться и сохранять уникальность своей татарской культуры на благо будущим поколениям.

В одном из своих стихотворений Хатим Галимович пишет о том, как братишка ждёт своего брата с войны.
В одном из своих стихотворений Хатим Галимович пишет о том, как братишка ждёт своего брата с войны.