Юные агробизнесмены

Ученики школы в Алятах занимаются земледелием и выбирают собственного президента
Поучаствовать в растениеводстве может любой желающий, и ученики с удовольствием берутся за такую интересную работу.
Поучаствовать в растениеводстве может любой желающий, и ученики с удовольствием берутся за такую интересную работу.

В 2017 году на школьном участке Хохорской школы ученики посадили сад, назвав его «Идинка».
В 2017 году на школьном участке Хохорской школы ученики посадили сад, назвав его «Идинка».
Ученики Алятской школы сами делают теплицы, парники и  клумбы.
Ученики Алятской школы сами делают теплицы, парники и клумбы.
На территории Хохорской школы в 2021 году вырастили первый урожай.
На территории Хохорской школы в 2021 году вырастили первый урожай.

С 10 по 15 января в Байкальске прошла XIV Зимняя сессия студенческих лидеров «Я наставник». В программе также приняли участие 42 ученика из девяти школ региона, реализующих программы агробизнес-образования. Впервые свои проекты представили два десятиклассника из села Аляты Аларского района.

С 9 утра до полуночи

Как рассказала Анна Зыкова, организатор XIV Зимней сессии лидеров студенческого самоуправления, программа «Агробизнес-образование» проводится с 2003 года. В летнее время школа вместе с учениками активно путешествует по разным городским населённым пунктам Иркутской области, а в зимнее время – в городе Байкальске.

За время существования данной программы некоторые ребята добились успехов. Те, кто посещал занятия в 2003 году, сегодня являются успешными предпринимателями и сотрудниками различных корпораций.

– Мы собираем активных ребят, которые обмениваются опытом и лидерскими навыками в студенческом и ученическом самоуправлении. Приглашаем спикеров, а ребята задают интересующие вопросы. В этом году тема была посвящена наставнической деятельности, где спикеры рассказывали, кто такой лидер, как им можно стать и как они могут выступить наставниками и делиться своим опытом в реализации и создании различных проектов. Также ребятам рассказывали про психологию и бизнес, а участники презентовали свои идеи и проекты. Мы стараемся постоянно внедрять различные информационные технологии и знакомить с ними ребят, – рассказала Анна Николаевна.

В этом году в программе участвовало 106 человек из всех регионов. Она оказалась достаточно насыщенной и загруженной, так как лекции начинались в 9 утра и заканчивались в 00:00. Во время участия ребята поделились на пять команд, выбрав себе лидера, выполняли различные задания от преподавателей и спикеров.

Иногда участникам было сложно переключаться с одного задания на другое, но они справились, осознавая, что такой шанс выпадает крайне редко – получить ценные специализированные знания, которые пригодятся в жизни.

Во время программы одна девушка рассказала, что собирается создать собственную кондитерскую, но сейчас печёт на дому, другой участник поделился желанием создать свою автомастерскую. Но большая часть ребят хотят «поднять» своё хозяйство, а также помогать животным и нуждающимся людям.

– Благодаря таким программам дети приобретают лидерские навыки, самостоятельно принимают решения и становятся ответственными, что в жизни важно и пригодится в будущем. Когда ребята вернутся на свои территории, то поделятся своим опытом и применят его в рамках своей образовательной организации, – поделилась организатор.

Вдохновил на бизнес-идею

Школьники из Аятской школы рассказали о своих впечатлениях и поделились планами на будущее. Ученик Александр Попов в 2021 году участвовал в программе раннего профессионального самоопределения «JuniorSkills», где занял 3 место за предоставленный проект, связанный с гидропоникой. Благодаря этой системе в зимнее время можно выращивать продукты в большом количестве на водной основе. В Алятской школе таким способом выращенную зелень сдают в школьную столовую. Ученики «убивают сразу двух зайцев»: с пользой работают и едят полезные продукты.

Александр рассказал об участии в программе:

– В основном она состояла из лекций, где мы выполняли задания различных предпринимателей. Большую часть времени нам приходилось просто сидеть, записывая, анализируя, беседуя по тому или иному вопросу, но в перерывах мы выполняли задания, требующие физической активности. Поэтому мы не чувствовали сильной усталости от малоподвижной работы. Мне понравилась команда, в которой я участвовал. Все ребята общительные и дружные. Во время лекций я узнал много способов, как можно заинтересовать собеседника, как вести бизнес, чтобы не «прогореть». Особенно понравились лекции по психологии. Нам рассказали важные вещи, которые действительно пригодятся в жизни. До этой программы у меня не было больших планов на будущее, но по мере того, как я узнавал много нового, задумался о том, чтобы придумать и разработать свой бизнес. А для этого, безусловно, нужен грамотный наставник. Для меня лидер – это человек, который ведёт ученика за собой и помогает ему в преодолении извилистого пути. В ближайшее время придумаю план для будущего бизнеса, – поделился Александр Попов.

Второй ученик Константин Мадасов рассказал, что во время лекций понял, как важно не сдаваться, когда начинаешь вести бизнес, и что всё нужно просчитывать наперёд. На лекциях по психологии ученик узнал, как работает мозг в разных ситуациях.

– Когда все разбились на команды, у нас в самом начале пути не получалась коллективная работа, поэтому все ругались. Однако на второй день все активно включились в работу, стали слышать друг друга. Меня поразило, как много здесь собралось умных ребят, которые умеют думать нестандартно. Благодаря этому наша команда всегда выбиралась из сложных ситуаций.  Я понял, что лидер – это тот, кто не даст тебе сдаться, – рассказал ученик.

В ближайшем будущем Константин собирается начать своё дело. Вдохновил его на создание собственной бизнес-идеи иркутский предприниматель Александр Соболев.

Вернувшись с лекций, школьники проведут конференцию, на которой поделятся новыми знаниями с учениками и учителями и начнут применять их в своих будущих проектах.

Выборы в президенты

Сегодня Алятская школа является пилотным проектом в программе агробизнес-образования. Так как у учреждения образования имеется большой опыт работы в данном проекте, решили отправить ребят на участие в программе по наставничеству. Также школа шестой год участвует в программе «JuniorSkills», а ученики являются постоянными призёрами и обладателями золотых медалей.

Как рассказала Наталья Соловьёва, директор МБОУ Алятская СОШ, в направлении фермерства школа работает давно, например, на школьном участке дети сами делают теплицы и парники. Также создали проект водопада с альпийской горкой и проекты по клумбам. Поучаствовать может любой желающий, и ученики с удовольствием берутся за такую интересную работу. Весной каждый класс выращивает рассаду, затем высаживают в клумбы, а осенью защищают свой проект. В 2021 году были агропроекты по овощным грядкам. 

– В проектах участвуют как ученики, так и учителя, и все работают с душой. Благодаря таким программам дети бережно относятся к природе и не мусорят. У нас есть проект «Чистый берег», когда школьники чистят берега на озере Аляты, – поделилась Наталья Анатольевна.

Ещё в школе есть одна особенность – здесь проходят выборы в президенты среди учеников. На мероприятие приглашают даже журналистов. Президент, как и подобает, играет важную роль в жизни школы, ведь это, по сути, становится его государством. Он работает с вожатыми, отвечает за организаторскую часть, предлагает идеи. Затем за круглым столом все обсуждают планы на месяц, какие мероприятия будут проходить и кто за что отвечает.

Сейчас в Аларском районе четыре школы являются пилотными проектами и участвуют в проекте «Агробизнес-образование», а две из них имеют статус региональной площадки. 

Собрали около 15 вёдер

К слову, в Хохорской школе также существует агробизнес-школа «Турэhэн дайда», которая в 2020 году из пилотной площадки стала региональной инновационной площадкой. Таких успехов организаторы добились благодаря упорной работе. На полученные средства организаторы приобретут недостающие инструменты для работы.

– Мы всегда участвуем во всех областных программах, таких как «Маленький фермер», «Юный фермер». Цель нашей агробизнес-школы «Турэhэн дайда» – воспитать в учениках способность к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни. Наши дети на региональном уровне всегда занимают первые места в программе «Я будущий хозяин земли». У нас есть две выпускницы, которые сейчас учатся в Иркутском государственном аграрном университете имени А. А. Ежевского, – поделилась Вера Барлукова, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ Хохорская СОШ.

Также за активное участие в областном конкурсе «Юный фермер» дети получили Благодарность. Одна из учениц представила бизнес- план по созданию и расширению производственной базы сельхозпродукции КФХ.

 В 2017 году на школьном участке школьники посадили сад, назвав его «Идинка». В 2021 году вырастили первый урожай: около 50 кустов смородины, малины, семь кустов вишни и четыре куста облепихи. 2021 год выдался урожайным по сбору смородины и малины. Ребята провели время с пользой, наелись витаминов и собрали ягоду, в общей сложности вышло около 15 вёдер.

Также ученики Хохорской школы показывали размножение смородины черенками студентам Иркутского аграрного техникума и педколледжа. Несмотря на то, что школа не участвовала в программе «Я наставник», организаторы планируют активно начать развивать программу наставничества.

В программе «Я наставник» собираются активные ребята, которые обмениваются  опытом и лидерскими навыками в студенческом и ученическом самоуправлении.
В программе «Я наставник» собираются активные ребята, которые обмениваются опытом и лидерскими навыками в студенческом и ученическом самоуправлении.