Вышить Вселенную

Выставка чувашской вышивки прошла в Доме ремёсел Иркутска

Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «Юлташ»  провела в иркутском Доме ремёсел мастер-классы по прикладному искусству.

Специальный гость из Чувашской республики рассказала об истоках традиций художественного творчества этого народа, орнаментах, технике выполнения швов и о композиции необычных узоров. Мастерицы из Иркутска, Томска, Зиминского и Тайшетского районов прошли курсы повышения квалификации по программе «Чувашская национальная вышивка».

Узор без узелков

Хочешь узнать, искусна ли вышивальщица, — посмотри изнанку изделия. Но в чувашской вышивке сложно неискушённому взгляду определить, какая сторона — изнанка: на обеих цветут яркие и ровные узоры, и никаких узелков не видно. В этом и состоит мастерство, объяснила Раиса Васильева, заведующая кафедрой художественного народного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств.

— Это не мастерица, если она оставляет концы. Девочек учили ремеслу с пяти лет, и к двенадцати они уже умели всё вышивать. Овладев в совершенстве мастерством, девушка приобретала статус «на выданье», а ту, что не умела вышивать, замуж не брали, — рассказала Раиса Михайловна. — Для своего жениха невеста шила двухсторонний платок с бахромой, который складывался так, что были видны вышитые знаки будущего мужа и его жены.

Фамилий в давние времена не было, зато у каждого был собственный знак, который изображали на одежде, платках, поясах и других атрибутах. Одними из самых шикарных экспонатов выставки «Чувашская вышивка — богатство народа» стали женские головные уборы: тухья — для незамужних, и хушпу — для замужних дам. Они вышивались бисером, по низу нашивались серебряные монеты. Тухья закрыта сверху, а нарядное хушпу открыто «верхнему миру» и позади имеет длинную, ниже пояса, накосницу (полосу, прикрывающую косу). Таким образом женщина символизировала мудрость, связь с небесным и подземным, олицетворяла древо жизни.

— Всё искусство чувашского народа символично: есть швы, располагающиеся на головных уборах, есть для платья, есть те, что украшали исключительно низ изделия. У всего есть своё назначение, своё место и своё название, — Раиса Михайловна показала образцы швов, которые создавали она и её учитель. — Я ученица народной мастерицы Чувашии Евгении Жачевой, ей скоро исполнится 80 лет, сорок из которых она занимается вышивкой.

Именно книги Жачевой используют современные чувашские рукодельницы, Евгения Николаевна, чтобы возродить народное искусство, изучала экспонаты краеведческого музея в Ленинграде и описала 68 швов. Увлечение вышивкой Евгения Жачева начала с фамильного древа, а на выставке в Иркутске можно было увидеть на панно целую Вселенную.

Солнце на ладони

В качестве первой вышивки на курсе прикладного творчества был выбран самый светлый знак, символ солнца, согласия, примирения и процветания — кёскё. Он выглядит как четыре наложенных друг на друга солнцеобразных элемента. В коллекции Чувашского государственного института культуры и искусств сохранилось 226 разных кёскё. Создать такую розетку непросто.

— Я не увлекаюсь вышиванием, больше люблю вязать. Но, зная азы, могу сказать, что это не похоже ни на гладь, ни на вышивку крестом. Начали мы с того, что нарисовали на бумаге схему и направление движения иглы стрелочками, — показала изображённый в тетради узор Надежда Фидикова, преподаватель математики и руководитель занятий по изучению чувашского языка из средней школы села Масляногорск Зиминского района. — Ребята из восьмого и девятого классов по программе будут изучать костюм и вышивку, но мне самой надо пройти обучение, чтобы объяснять им.

С 2015 года в Масляногорской средней школе ученики занимаются чувашским языком, 14 человек из четырёх классов. Надежда Васильевна прошла обучение в Чувашском институте образования и стажировку в чебоксарской школе и теперь обучает местных детей по азбуке и через игру:

— Очень интересен ребятам этнокультурный компонент игры. В процессе дети учат и употребляют чувашские слова, например игра «Лапоть» по-чувашски «Сапата», — рассказала Надежда Фидикова. — К длинной верёвке привязываем ботинок и крутим, а дети, стоящие кругом, должны подпрыгивать. Кого задело, тот неуклюжий лапоть, сапата!

Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «Юлташ»  разработала долгосрочную программу популяризации и развития традиционной культуры, в рамках которой проходят конференции, выставки, круглые столы и семинары.