Усатый нянь для тысячи школьников

Вячеслав Николаев старается привить детям стремление к интеллектуальному развитию 

Несколько месяцев назад в нашей газете была открыта рубрика «Лучший учитель». О замечательных преподавателях Эхирит-Булагатского района узнал весь округ. Проект получил много откликов — в основном, конечно, положительных. А жители других районов чаще всего задавали нам вполне предсказуемый вопрос: «Почему вы пишете только про учителей Эхирита? Мы и про наших хотим почитать». Ответим — проект придумали в управлении образования Эхирит-Булагатского района, во многом он стал возможен благодаря инициативе ветерана педагогического труда Зои Самбаровой. Если в других районах найдутся такие активисты, то мы готовы выслушать их предложения. Но это дело будущего. А сейчас хотим красиво закончить проект о педагогах Эхирита, рассказав о директоре школы № 1 Вячеславе Николаеве.

Директор со стажем 

— Почему я стал учителем? Хороший вопрос. Не скажу, что мечтал им быть. Видел себя военным. Но туда, куда хотел поступить, не взяли. И мой отец, педагог Михаил Васильевич Николаев, посоветовал идти в учителя. Я послушался. Так с тех пор и работаю, — рассказывает Вячеслав Николаев.

За словосочетанием «так и работаю» — назначение в 28 лет на должность директора школы в Бозое, работа директором в школе № 4 и возвращение в качестве руководителя в родную школу № 1.

— Сразу после учебы я пришел учителем географии и биологии в первую школу. Я здесь учился. Мои учителя стали моими коллегами. Вначале было непривычно. Помню, как учительница немецкого языка Клавдия Петровна Шобогорова меня наставляла. Забавно вспоминать, как пытался быть строгим, суперответственным. Меня даже усатым нянем называли. Но проработал в первой недолго. В 1986 году партия отправила меня в Бозой. И сразу директором. Я отказывался. Тогда отец сказал, что он тоже рано стал директором, и ничего. Помню, что подсчитал. Получилось, что отцу 30 было, когда он школу принял, а мне 28. Запомнилось, что вначале было неудобно, что почти все учителя старше меня в два раза, а мне ими руководить нужно. Но потом привык.

Островок стабильности 

За последние годы в системе образования многое изменилось. Вячеслав Николаев успел застать и плановую экономику, и перестроечные годы, а сейчас именно первая школа поселка стала экспериментальной площадкой по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов.

— Думаю, что мы справляемся с требованиями. Показатели хорошие. По успеваемости мы на четвертом месте по району. Но это надо учесть, что первые места занимают сельские школы. А там учеников меньше, а значит, и разброс в результатах меньше. Набрали все на ЕГЭ по среднему — баллов по 50. Вот и результат. А у нас есть те, кто по 30 набирает, а есть такие, кто 90 выдает. Все-таки ни много ни мало 1130 учеников в школе. По именам я их не всех знаю, но стараюсь большинство запомнить. Когда в Бозое работал, там, конечно, про каждого рассказать мог. А тут только учителей 86 человек.

Кстати, о коллективе. В школе работает много молодежи. Вчерашние выпускники, так же как и в свое время директор, возвращаются в родные стены.

— Парней у нас много работает. Городские коллеги удивляются: «Чем ты их заманиваешь?» А мне и заманивать особо не надо, ведь школа на селе — это островок стабильности, — говорит Вячеслав Николаев.

Что такое быть борсоевцем 

Наш разговор прерывает мужчина. Пришел просить о том, чтобы его ребенка гарантированно взяли в первый класс именно в эту школу. И это в ноябре. К чему такая спешка?

— По новым правилам мы должны обеспечить места первоклашкам из своего микрорайона, а остальных желающих брать по мере возможности. Так как популярность у школы большая, то возникает ажиотаж. У нас есть занятия для будущих первоклассников. И вот люди считают: если записать туда ребенка, он гарантированно к нам попадет. К сожалению, таких гарантий дать не могу. И так в этом году набрали пять классов — 117 человек. А могли бы и шесть, и семь набрать.

Популярности школе добавляют не только показатели. Большое значение имеет и внешний вид. Второй год дети ходят в современные классы.

— После ремонта у детей изменилось отношение к школе. Приведу простой пример. Единой формы у нас нет. Просто официальный стиль. И вот я стал обращать внимание, что линейка торжественная давно прошла, а девочки все ходят и ходят в белых блузках. Подхожу к одной и говорю: «Ты в курсе, что праздники закончились? Почему все в белом ходишь?» А она мне: «Так красивее». Вообще, дети бережно к школе относятся — не мусорят. Ведь на их глазах ремонт делали.

В памяти многих причастных к преображению школы людей останется картина — выстроившиеся в длинную цепочку дети и учителя, передающие друг другу учебники. Благодаря такой дружной работе тогда удалось в короткие сроки перенести из библиотеки тысячи книг, подготовить здание к преобразованиям.

— Мы учебный процесс постарались организовать так, чтобы не потерять ни одного учебного часа. Ведь это был момент ответственный, капитального ремонта школа ждала 64 года. И вот приехали ее выпускники, Людмила Берлина и Игорь Усов, и процесс ускорился. Никогда не устану говорить им спасибо. Они подарили своей школе вторую жизнь. Людмила Михайловна на мои слова благодарности сказала просто: «Что вы, мы же борсоевцы».

— А что такое быть борсоевцем?

— Как бы это объяснить... Это нужно чувствовать. Я, как и всякий директор, горжусь своей школой, поэтому позволю себе немного похвастать. Пусть мне это простят, но я часто слышу, как в народе говорят, что в борсоевской делается ставка на интеллектуальное развитие. Может, мои дети меньше танцуют или поют, хотя кубки за моей спиной говорят, что и с этим у нас все в порядке, но мы стараемся им здесь привить стремление к саморазвитию, к тому, чтобы они осознали необходимость иметь хорошее образование. Вот я одиннадцать часов в неделю преподаю географию и биологию. Особенно интересно мне в старших классах. Они уже понимают, зачем пришли на урок. А я вижу интерес в их глазах. Сейчас не как раньше — требования изменились и просто отчитать материал не выйдет. Нужно к каждому уроку ответственно подходить. Нагрузка у учителей большая. Надеюсь, что эти наши усилия не пропадут даром и те, кого мы учим сегодня, завтра смогут рассказать нам о своих достижениях, сохранят этот дух борсоевской школы на всю оставшуюся жизнь.