Учительница – «Ночная ведьма»

Текст: Лия Кот , Фото: МУК «Нижнеилимская МЦБС» , СМ Номер один , № 41 от 23 октября 2024 года , #Общество

В современном мире сложно переоценить важность примера, который мы подаём окружающим, особенно в сложные времена. Кого мы представляем, когда слышим понятие «Человек труда»? Передовика производства с многолетним стажем, строителя, шахтёра, олимпийского чемпиона, заслуженного артиста...  Не принижая их достоинства и заслуги, хотелось бы рассказать о другой стороне упорного труда. Не стану называть громкие и всем известные фамилии, упоминать большие города и монументальные достижения. Достаточно отправиться в самую глубинку Сибири, в посёлок с населением около 1000 человек (по данным на 2012 год) и рассказать о молодой женщине, которая за 24 года короткой жизни своим примером показала силу и упорство в достижении поставленных целей.

«Хочу быть артисткой или физкультурницей»

Пана (Прасковья) Михайловна Прокопьева родилась 105 лет назад 23 октября 1919 года в селе Березняки Нижнеилимского района Иркутской губернии. Обучалась в  школе Нижнеилимска. С малых лет понимала ценность труда и необходимость стремления к лучшему. Окончив восемь классов в 1937 году, вслед за своей подругой поехала в Черемхово поступать в педагогическое училище. И, для того, чтобы учиться вместе с подругой Фаиной, Пана сдала не только вступительные, но и экзамены за первый курс экстерном. Такая решимость в желании учиться и уехать в город вслед за подругой – уже образец настоящей целеустремлённости и солидарности, присущей тому поколению.

О Пане очень хорошо отзывались однокурсники. Она была той, на кого можно положиться в трудной ситуации. Отмечали и её выдающиеся лидерские качества в комсомольской деятельности, высокий уровень ответственности. В своём дневнике Пана писала: «Хочу быть артисткой или физкультурницей. Но чувствую, что буду учительницей или прокурором».

В Черемхово произошло ещё одно знаковое событие в жизни девушки. Город с митингом посетили  знаменитые лётчицы Валентина Гризодубова, Марина Раскова (создательница Таманского женского полка «ночных ведьм») и Полина Осипенко. Множество людей с цветами под звуки оркестра шли посмотреть на героинь. Пришла на эту встречу и Прасковья. Лётчицы установили на тот момент мировой женский рекорд, совершив в тяжелейших условиях на самолёте АНТ-37 «Родина» беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. И, возвращаясь обратно в Москву на специальном поезде, по пути выступали в крупных городах с призывным лозунгом – «Девушки, в небо!»

Встреча с лётчицами произвела неизгладимое впечатление на девушку, и её взор устремился в небо. Прасковья начала посещать знаменитый аэроклуб города, начав с прыжков с парашютом, а через полгода в 19 лет села за штурвал. Удивительный факт: она имела смелость бросить вызов самой себе и своему, казалось бы, уже выбранному пути. Учительница и будущая покорительница неба.

И у молодого поколения того времени была возможность не только увидеть яркий пример героев, за которым стоило стремиться, но и пойти по их стопам. Пана, вдохновлённая историями местных рекордсменок, решает не только следовать их путём, но и найти своё собственное призвание, доказывая, что нет предела для исполнения мечты и преодоления страха в желании открывать новые горизонты.

Уже в декабре 1939 года девушка получила долгожданное пилотское удостоверение, а с января 1940-го продолжила обучение в школе штурманов-лётчиков в городе Херсоне. Затем успела проработать инструктором в Йошкар-Оле, при этом не забросив своё изначально выбранное педагогическое направление, и ещё некоторое время работала учительницей в черемховской школе № 25. Затем уже с 1941 года стала штурманом-лётчицей того самого Черемховского аэроклуба.

За относительно небольшое количество лет Пана проделала стремительный взлёт от провинциальной школьницы до опытной лётчицы. Взлёт и посадка – сущность её новой жизни, где она готова служить и защищать свою страну.

«Я лётчица и должна быть на фронте!»

Так сказала Прасковья в первый день начала войны, явившись в военкомат. Но получила направление в Монголию, несмотря на рьяное желание отправиться на фронт. В Монголии работа по обучению боевых лётчиков и перевоз различных грузов – новый этап её жизни вновь соприкоснулся с преподавательской деятельностью, только в новом формате. 

В 1943 году Пана узнала о создании Таманского женского авиационного полка, который тогда занимался ночными бомбёжками на Кубани. Девушка незамедлительно  написала письмо лично создательнице полка Марине Расковой, встреча с которой в Черемхово во многом определила её жизненный путь. И весной того же года Прасковью вызвали на фронт в состав легендарной женской дивизии. В её распоряжении был самолёт «У-2», на которых летал весь 46-й полк. Они не были оснащены тяжёлой артиллерией, только пистолет у лётчицы и ракетница штурмана.

Каждую ночь под руководством лётчиц сбрасывалось около 200-250 килограммов бомб по позициям немецко-фашистских войск. Самолёты с почти заглушенным звуком мотора зависали над объектами противника, сменяя друг друга, методично сбрасывая бомбы. Фашисты прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами», так как они были практически неуловимы в тёмное время суток. За каждый сбитый самолёт немецкое командование награждало железным крестом или давало двухнедельный отпуск в Германию.

Откуда черпала своё бесстрашие и непоколебимую стойкость убеждений юная Пана? Вот о чём стоит задуматься, глядя на этот отрывок её жизни. На её плечах лежала не только её судьба, но и судьбы многих других. Её усердие в борьбе служит напоминанием о том, что даже в самых тёмных временах можно найти свой путь.

Руководствовалась ли Пана одним желанием приносить пользу и спасать людей или же бросала вызов всему миру в борьбе со злом? Черпала ли она своё бесстрашие из единства, в котором сплотилась страна? Ведь стать частью истории, где непосредственно от твоего участия зависит будущее, – это требует большой выдержки и готовности рискнуть всем. Готовности проявить свои лучшие качества и пойти на подвиг. К этому подвигу и вела судьба Прасковью Михайловну.

До Победы оставался год

9 апреля 1944 года Прасковья Прокопьева вместе с напарницей Евгенией Рудневой отправились в очередной ночной вылет, в свой последний полёт, целью которого стал объект в посёлке Булганак под Керчью. Каждая женщина в дивизии несла на своих плечах не только тяжесть оружия, но и мечты о мирной жизни, стремясь приблизить её каждодневным трудом как можно скорее. Ольга Яковлева, одна из участниц того налёта, назвала ту ночь «самой страшной для полка». Ясная погода создавала возможность увидеть самолёты даже ночью, часть экипажей принимала на себя огонь, чтобы у других была возможность атаковать.

Самолёт Паны и Жени попал в перекрёстный обстрел, загорелся и горящим упал на землю. Чтобы увеличить боезапас, лётчицы не брали в полёт парашюты, что лишало девушек возможности спастись. Всё это происходило на глазах офицеров штаба дивизии и замполита полка гвардии майора Рачевича, находившихся на командном пункте в Крыму.

«Все возвращались в своё время, не было только одного самолёта. И тогда стало ясно: сгорели лётчик Панна Прокопьева и штурман полка Женя Руднева. Прокопьева делала свои первые боевые вылеты. А Женя считала своим долгом «вывозить» молодых, ещё «не обстрелянных». С Женей, штурманом полка, на боевом счету которой было 645 вылетов, они чувствовали себя уверенней...»

Н. Меклин

«В эту памятную ночь мы потеряли лётчика Панну Прокопьеву и штурмана полка Женю Рудневу. Тот пожар, который мы наблюдали в районе цели, был их пылающий самолёт. Прокопьева иркутянка, моя землячка. Как и я, она делала свои первые боевые вылеты. Серьёзный и спокойный пилот. Ей не хватало только боевого опыта...»

К. Рыльская

Через двое суток после гибели Прасковьи и Евгении была освобождена Керчь, и у советских лётчиц появилась возможность летать днём, но найти следы разбитого «У-2» так и не удалось. Два дня сегодня не представляется чем-то большим, и кажется, что девушкам не хватило совсем немного до чистого неба над головой. Два дня стали достаточными для тех ожесточённых боёв, которые вела дивизия, чтобы понять, как тонка грань между жизнью и смертью, как несколько минут могут превратиться в вечность. В этой вечности осталась и Прасковья Михайловна, совершив свой великий подвиг и навсегда сохранив свой след в истории, являясь примером в различных жизненных отраслях, но в первую очередь примером силы духа.

Евдокия Рачкевич, командир полка, отправила матери Прасковьи письмо: «Ваша дочь погибла за Родину. Хоронить нам её не пришлось. Она сгорела вместе с Женей Рудневой, и ветер развеял их пепел». На тот момент командующая ещё не знала, что самолёт упал в центре Керчи, поэтому Пана и Женя числились пропавшими без вести, и только в 1966 году были точно установлены причина и место падения. Прасковья сгорела в кабине самолёта, а тело Евгении отбросило на несколько метров. Жители города обнаружили в самолёте только сапоги большого размера, посчитав, что пилотом был мужчина.

Позже именем Прасковьи Прокопьевой были названы улицы в городе Керчи и в её родном посёлке Березняки Нижнеилимского района, а на здании Черемховского педколледжа установлена мемориальная доска в её честь.

Прасковья Михайловна Прокопьева – не просто «Человек труда», а  доказательство того, что стойкость и стремление могут преодолеть любые преграды. Её такая короткая и столь насыщенная событиями жизнь напоминает о том, что труд – это не только физическая нагрузка, но и душевное благородство, способность жертвовать собой ради других. Не все побеждают в битве, но важна готовность сражаться.

Вспоминая историю её жизни, понимаешь, что мечты требуют настоящих усилий и смелости. Это символ надежды и возможностей, поистине вдохновляющий на подвиги, которые могут быть не только великими, но простыми и не перестающими быть значимыми. Величие не только в одиночных достижениях, но и в умении с искренними намерениями объединять людей вокруг общей цели вне зависимости от масштабов.