Свои корни не забывают

В Боханском районе собираются выходцы из заброшенных деревень
Под звуки баяна путешествие на пароме проходит весело и незаметно
Под звуки баяна путешествие на пароме проходит весело и незаметно

Мужчины готовят баранину по особому традиционному рецепту
Мужчины готовят баранину по особому традиционному рецепту
После застолья пора и поиграть. Первый конкурс — перетягивание каната.
После застолья пора и поиграть. Первый конкурс — перетягивание каната.

Аплодисменты, вспышки фотокамер, съемка на телефон, удивленные и веселые лица людей — это не встреча знаменитости, а начало путешествия выходцев маленьких и уже канувших в Лету селений Боханского района. Участники слета «Моя деревня» на пароме переплавляются на малую родину. Среди них жители разных уголков области: Шелехова, Усолья, Черемхово, Каменки и др. Земляки взяли ложки, кружки, а главное — баян, и отправились в деревню Байханово, откуда все когда-то и начиналось.

Три рода

Ловкими движениями, с задором Иван Щукин раздает всем участникам листочки.

— Разучиваем, ребята, разучиваем, сейчас еще мелодию подберем! Марина, запевай!

И Марина Иванова с радостью принимается за дело... И вот уже на весь паром раздается звонкое пение:

— А мы и не скрываем, что родом из Байханово, что деревеньки нашей осталось совсем чуть, но наши старожилы, Валера и Наталья, в любое время года приветствуют нас тут. И наши старожилы, Валера и Наталья, в любую непогоду хранят семейный наш уют.

Никто не может удержаться от того, чтобы не подпеть или потанцевать. Во всей этой суматохе удается немного расспросить Владимира Иннокентьевичем Бутакова о Байхановке.

— Примерно в 1699 году был образован острог в селе Каменка, на берегу реки Иды. И туда на службу поступили 32 казака. Среди них был и мой дед — Петр Бутаков. Затем они начали расселяться, и по их фамилиям стали называть деревни. К примеру, Чернигово, Щукино… Это, кстати, старое название деревни Байханово. Щукино она была названа в честь прадеда Ивана Щукина. А вот как Байхановка получилась... до сих пор не знаем. Вроде это как смесь бурятского и татарского языка. Потом в деревню стали и вольнонаемные приезжать. Тем не менее в основном проживали там казаки. У меня в этой деревне жили дедушка с бабушкой, тетя и папа. Отец и тетушка работали учителями. Жителей было много, больше 200 человек. Это сейчас там два дома стоит....

Концерт заканчивается аккурат с прибытием парома к месту назначения. Там уже с нетерпением ждут другие участники: выходцы не только из Байханово, но и из соседних деревушек, которых уже и на карте нет. Встречаются земляки уже четвертый год, с 2016-го. В первый год собралось порядка 60 человек. Все восприняли предложение с большим энтузиазмом. На другой год в таком количестве свидеться уже не удалось, а в этот раз желающих вновь оказалось немало. При этом приехали, как говорится, от мала до велика. Даже 80-летняя бабушка Галина приехала, чтобы повидать знакомых и показать переселенческий билет. Ее семья приехала в Байханово из-под Воронежа в 37-м году. Народ сразу же прозвал их хохлами, поскольку их речь звучала немного иначе, чем у остальных. Тем не менее все жили дружно. Никто никуда из деревни не переезжал, так что многие местные переженились. Таким образом, получилось три рода: Хорошенские, Щукины, Ефременские. Все стали одной семьей. И вот сейчас, много десятилетий спустя, все так же вновь объединились как одна большая дружная семья.

Стела и книга почетных гостей

Женщины хлопочут, накрывают столы.

— В этом году мы столы соорудили да скамейки. Все для удобства, — говорит Иван Иннокентьевич.

Чуть подальше мужчины заняты мясом. Готовят баранину по особому традиционному рецепту. Мясо предоставил местный фермер. После 60-х, когда деревенька уже опустела, один энтузиаст взялся за постройку фермы и домов для рабочих в Байханово. Однако дальше дело не пошло, все заглохло на начальном этапе: восемь фундаментов под избы так и остались стоять одинешеньки. Три года назад на этих землях вновь появился хозяин, который продолжил строительство фермы. Сейчас он держит скот, распахивает пашню и зарождает в сердцах людей надежду, что когда-нибудь их родная деревня снова заживет.

После всех хлопот и приготовлений все присаживаются за стол.

— Лучше, чем в ресторанах,— подшучивают мужчины.

Прежде чем приступить к обеду, Иван Иннокентьевич зачитывает повестку дня. Это уже традиция.

— Сегодня у нас самый торжественный момент. Вы знаете, что скоро 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, а у нас нет ни одного обелиска в деревне. И вот мы решили сделать пока временную стелу воинам, которые не вернулись с войны. По нашим исследованиям, это 17 человек. Нужно их имена увековечить, чтобы приезжающие видели, что из нашей деревни люди тоже защищали Родину.

Место для стелы предварительно выбрали возле указателя с названием деревни. После переклички организационного комитета земляки выбирают старосту. Иван Щукин поднимает вверх большой деревянный ключ, украшенный ярко-красной лентой, — символ деревни, который уже не один год находится у старосты Валерия Хороших.

— Переизбирать старосту будем? — спрашивает Иван Иннокентьевич.

Однако народ уважает прежнего старосту и менять ничего не хочет. Так что ключ снова торжественно вешают на шею Валерию.

После серьезных разговоров наступает веселье. Без конкурсов не обходится ни один слет. Все продумано до мелочей. И призы, и соответствующие атрибуты. Быстро и сплоченно собираются команды. Первый конкурс — перетягивание каната. Никто не сидит на месте. Падают, смеются, но продолжают играть. За канатом прыжки на скакалке, в мешках. И даже устроили конкурс на «лучшего мужчину», который забьет
гвоздь. В этом состязании все справляются на отлично.

В 15.00, после увеселительных мероприятий, как задумано по плану, все дружно идут устанавливать стелу. С собой прихватили лопаты, воду и саженцы. Первым делом посадили рябинку, чтобы к сбору в следующем году она уже подросла и радовала глаз. В этом году участники решили создать и книгу почетных гостей. Каждый может оставить в ней свои имена, номера телефонов для того, чтобы в любой момент можно было связаться.

— А то разъехались по городам, и никто ни с кем не общается, а ведь это неправильно, — замечает Иван Иннокентьевич.— Мы хоть потихоньку, но движемся: патриотически все это, объединяет. Нужно помнить и знать свои корни. Чтить семейные традиции. Особенно молодому поколению.

Участники слета сделали пока временную стелу памяти воинам ВОВ у указателя с названием деревни
Участники слета сделали пока временную стелу памяти воинам ВОВ у указателя с названием деревни