Стартап на опилках

Иркутские школьницы придумали упаковку для косметики и ёмкости для сеянцев из отходов лесообработки
Текст: Александра Луканина , Фото: автора и Анны Петровой , Копейка , № 12 от 31 марта 2021 года , #Общество
В центре — куратор проекта Анна Петрова
В центре — куратор проекта Анна Петрова

Одна из проблем, связанная с лесозаготовкой и обработкой древесины, — отходы. До половины объёма добытого леса составляют кора, сучья и опилки, которые нередко просто утилизируют, без дальнейшего использования. О том, что полезного можно сделать из обычных опилок, задумались школьники СОШ № 34 города Иркутска и решили создать из этого доступного сырья чистый, но крепкий материал. Команду новаторов поддержал местный бизнесмен — производитель косметики, и сейчас проект дорабатывают для массового производства.

Недетские проблемы

Мы встретились с куратором проекта, педагогом дополнительного образования средней школы № 34 Анной Петровой, которая рассказала, как проект стал бизнес-идеей.

Всё началось с областного конкурса молодёжных инновационных проектов. На нём участники выбирают себе кейс с конкретной задачей от одного из предприятий региона. Анна Анатольевна решила сотрудничать с министерством лесного комплекса Иркутской области и разработать с учениками технологию производства экоёмкостей из отходов деревообработки, пригодных для выращивания растений.

Для работы над проектом собрали команду из ребят 10-х, 7-х и 5-х классов, которые заинтересовались темой. Самым доступным материалом оказались опилки, их энтузиасты принесли из частных подворий, где пилят дрова. А вот над связующим веществом пришлось подумать.

— У нас было несколько вариантов: опробовали шпатлёвку, клей ПВА, обойный клей на основе метилцеллюлозы, глину — то, что производят у нас в регионе, — перечислила Анна Петрова. — Всё это мы замешивали с опилками и изготавливали опытные образцы в формочках для выпечки кексов. Использовать крахмал нам подсказала наш консультант Татьяна Анатольевна, доцент кафедры химической технологии им. Н.И. Ярополова ИРНИТУ И действительно, он оказался одним из самых недорогих, прочных и экологичных материалов.

Все 13 человек в рабочей группе были при деле: кто-то провёл аналитическую работу с отчётами минлесхоза, вычислив, например, что за 9 месяцев в Приангарье накопилось 1 млн кубометров опилок; другие измерили плотность материала; третьи разработали дизайн будущего изделия.

После конкурса инновационных проектов школьники представили свою разработку ещё на нескольких конференциях, получили сертификат экологической экспертизы. Но, чтобы идея выстрелила, нужна коммерческая поддержка.

Экопродукт: внутри и снаружи

В лаборатории, где ребята сейчас проводят эксперименты над крахмально-опилковой массой, стоят горшки из разных материалов с указанной стоимостью. Ёмкость из опилок на 10 руб. дороже пластиковых и торфяных конкурентов, поэтому единственная успешная модель в этом случае — «бизнес для бизнеса». Но разработанный ребятами материал пригоден не только для кашпо.

— В марте текущего года мы участвовали в ШЭПр — Школе экологического предпринимательства. Наш проект курировал Евгений Гришкевич, создатель лаборатории природной косметики, — рассказала Анна Анатольевна. — Работа получилась продуктивной. В Школе мы научились составлять бизнес-модель проекта, проводить экономический расчёт, оценивать конкурентов и партнёров. Одним из важных результатов стал общий с куратором интерес к экоупаковке: ему для бизнеса — нам для исследований и дальнейшего развития.

И снова опилки! Если взять те же исходные компоненты и придать им форму блоков, то получается хорошая замена пенопласту. Сейчас в лаборатории производят формовку экоупаковки по форме товара. Пока что у заказчика с изготовителем только устная договорённость. Остаётся надеяться, что слово своё предприниматель сдержит и даст толчок для развития небольшого, но такого нужного региону экобизнеса.

Зачем школе проекты?

Экоупаковку и экоёмкости сейчас продвигают вместе с Анной Петровой десятиклассницы Владислава Шишкина и Екатерина Ситникова.

— Требование времени — каждый ученик выпускного класса, 9-го и 11-го, должен создать индивидуальный проект, оценить его практическую значимость. Этому мы обучаем ребят, 9-х, 10-х, 11-х классов. В этом году работой над проектами занялись ребята 7-х и 5-х классов, — объяснила Анна Петрова. — Хочется отметить, что пятиклассники — самые увлечённые труженики. Они с интересом включаются в работу над проектами — наверное, потому что открыты всему новому. И чаще других тем они выбирают работы по экологии.

Анна Анатольевна прошла специализированное обучение проектной деятельности и предлагает своим ученикам самые разные направления. Например, ученица школы № 34, продолжая проект, начатый в начальной школе, создала информационную табличку, рассказывающую, почему улица носит имя Юрия Смирнова, и разместила её в начале улицы. Проектом заинтересовалась администрация Ленинского района. Было принято решение установить на улице Героя настоящую памятную доску. Уже разработан макет, определено место монтажа. Сейчас ведутся работы по согласованию. И всё благодаря детскому проекту по краеведению.

В этом и есть главная цель проектной работы. В отличие от рефератов, в которых нужно только найти и обработать информацию, здесь есть конечный продукт. Даже если это всего лишь листовка о переработке вторсырья, ёлочка перед школой или кустик сирени на аллее, они всё равно делают мир чуточку лучше, а детей — ответственнее и добрее.