Понять и простить

Именно об этом просили предприниматели, разместившие рекламу, содержащую оскорбительный образ

На этой неделе в Иркутске состоялось третье и последнее в этом году заседание экспертного совета по рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (УФАС). Иркутские креативщики не устают подбрасывать рекламный продукт «с душком». Задача экспертов — определить, кому из представителей рекламного бизнеса удалось не выйти за рамки приличия, а у кого с этой задачей справиться не получилось.

Кошка наизнанку

— «По улице Байкальской на многих домах размещены плакаты с непонятным изображением: человеческая рука разрывает кошку, — заместитель руководителя УФАС Александр Кулиш зачитывает обращение жительницы Иркутска. — Данный плакат призывает жителей города к насилию над животными. Учитывая, что ул. Байкальская является центральной, многие дети видят издевательства над бедной кошкой. Просим вас убрать с улицы Иркутска позорящее город изображение. Также просим найти и проверить организацию, разместившую этот ужас на домах».

Ирина Москалева, представитель отдела рекламы управляющей компании, пояснила, что баннер со слоганом «Вывернемся для вас наизнанку» и кошкой разработал их отдел, цель которого — зарабатывать деньги на ремонт домов с помощью размещения рекламы на зданиях.

— Здесь имеется только эффект того, будто кошку выворачивают наизнанку. Но на самом деле здесь просто сфотографированы две кошки (пушистая и лысая. — Прим. авт.), которые соединены в фотошопе. Ничего страшного в этом нет. Обе кошки в таком виде существуют, у нас есть такие породы. Тут же нет такого, будто бы кошка всю жизнь была волосатой и никогда не была голой, а тут ее побрили и сфотографировали.

Как призналась Ирина, жалоба на кошку поступила еще в мае, и эта рекламная конструкция была демонтирована.

— С точки зрения закона реклама не должна призывать к насилию, в том числе и по отношению к животным, — напомнил собравшимся Александр Кулиш.

— Я не вижу здесь никакого насилия, — уверенно заявила Ирина Москалева. — Нет ни крови, ни костей, ни мяса. А вообще, мы эту кошку взяли из рекламы пылесосов.

— Это наружная реклама, ее потребителями является все население Иркутска, в том числе дети, — высказала свое мнение Ольга Артемьева, доцент факультета психологии ИГУ. — Тут происходит привлечение внимания за счет акта агрессии, ведь кошка не сама выворачивается, ее тянет человеческая рука. Такие противоречивые образы, содержащие агрессию в отношении беззащитных существ, никак не способствуют психологическому здоровью населения. У детей 5—6 лет мифическое мышление. Они не понимают, Дед Мороз — это натуральный или переодетый дядя, кошку можно вот так вывернуть или нельзя. Вот ребенок, который живет на Байкальской, несколько раз в день будет на эту кошку смотреть как на что-то необычное, и это изображение может стать образцом для подражания.

Комиссия единогласно проголосовала за то, что реклама содержит призыв к насилию. А поскольку реклама была уже давно демонтирована, организация, ответственная за баннер, получит письмо с мнением экспертного совета и назиданием впредь подобные образы на рекламных конструкциях не размещать.

Карл Маркс с «козой»

Следующим пунктом повестки стала реклама ночного клуба. В УФАС обратились представители регионального отделения Коммунистической партии, после того как на здании клуба появилась афиша с надписью «Мир, труд, май!». «На фоне советского знамени нарисованы исторические деятели Карл Маркс, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Мао Цзэдун, Фидель Кастро, — пишут коммунисты в своем обращении. — Все пятеро изображены в стиле расслабляющихся на вечеринке. Карл Маркс танцует с ведром на голове, на головах Ленина и Сталина шутовские колпаки. Размещение такой рекламы унижает достоинство коммунистов как социальной категории».

— Я считаю, что мы, наоборот, рекламируем коммунистическую партию в среде молодежи, — сообщил владелец клуба Алексей Москаленко.

— Здесь идет дискредитация образов, идеалов, на которые ориентировались мои предки, — высказалась Ольга Артемьева. — Например, Ленин держит красную баночку, которая ассоциируется с кока-колой. Шапочки на голове у Ленина и Сталина — атрибуты зарубежного празднования дня рождения. Эти люди претендовали на построение самобытного советского государства. А комбинация пальцев Карла Маркса — это что за символ?..

— Это так называемая коза — символ панк-рок-культуры, — объяснил Илья Сосновский, доцент кафедры рекламы и PR ИГЛУ.

— Один из столпов воспитания детей — это уважение к своей истории, какой бы она ни была, — сказал Павел Телегин, иерей Иркутской епархии. — Церковь пострадала от коммунистической идеологии, но скатываться до оскорблений в отношении к оппонентам себе не позволяла, потому что как ведешь себя ты — то же самое отношение и к тебе.

— Я шел защищать ночной клуб, готовил речь о том, что есть смеховая культура, что карикатурность образов естественна, что такое происходит на сломе эпох, — сказал Владислав Есипов, заведующий кафедрой искусствоведения института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ. — Но я послушал вас (эксперт обратился к владельцу клуба. — Прим. авт.), и мне расхотелось вас защищать. Ну нельзя такие образы использовать, даже несмотря на их неоднозначность! Эти люди — символы нашего прошлого. А такая картинка — это, грубо говоря, плевок.

Члены экспертного совета единодушно признали данную рекламу содержащей оскорбительный смысл.

Девушки с волосами цвета лапши

По поводу рекламы лапши в УФАС и городскую администрацию обратилось множество иркутян. Люди возмущались: «Это что, новая интим-услуга?» Слоган на баннере гласит: «Доставка горячей лапши». Но прежде всего обращает на себя внимание более крупная надпись «Попробуй всех», которая находится под изображением трех красивых девушек. Рядом с каждой из красоток описания: рисовая, пшеничная, гречневая.

— Девушки ассоциируются с определенными видами сельскохозяйственных культур, — сообщил представитель компании, разместившей рекламу. — Цвет лапши схож с цветом волос, а молодость и красота этих девушек символизируют качество и свежесть используемых продуктов. Я понимаю, что реклама провокационная, и не буду говорить, что никаких ассоциаций она не вызывает, — честно добавил молодой человек. — Просим понять и простить.

Просьба представителя организации очень развеселила экспертов. Кто-то из экспертов даже пошутил: «Закажи пшеничную — лапша в подарок». Однако, невзирая на веселый настрой, все члены совета признали рекламу ненадлежащей.