Что погубило целую семью?

Загадочное вещество, попавшее в пищу четырем погибшим, соседи называют содой и солью для посыпки дорог

В новогодние праздники Иркутскую область потрясла трагедия. Молодой мужчина Николай Ешков, проснувшись утром, не смог добудиться своей семьи. Его жена и двое ребятишек были мертвы. Никаких признаков насильственной смерти обнаружено не было. Молодая мама и ее двое детей просто уснули и не проснулись. Медики выдвинули предварительную версию — пищевое отравление. На многочисленных форумах люди строили догадки, которые сводились к одному: семья съела испорченный продукт из супермаркета. Результаты анализов, которые позволят точно сказать, что стало причиной отравления, будут готовы еще не скоро, поэтому мы решили поговорить с людьми, хорошо знавшими семью Ешковых.

Выжил только отец

Утром 3 января жительница частного сектора по улице Баумана Тамара Головкова выглянула в окно и увидела, как по двору соседа ходят посторонние люди в куртках с надписью «МЧС».

— Я подумала, что это Коля землю приватизировать собрался, — рассказывает Тамара Ивановна. — Вышла на улицу — а там скорая, милиция, спасатели. У меня сердце оборвалось — поняла, что случилось что-то страшное. Соседки сказали, Надя и дети насмерть отравились угарным газом, ее мужа и бабушку увезли в больницу, а вчера (10 января. — Прим. авт.) и бабушка умерла.

Страшная трагедия, произошедшая на улице Баумана, до сих пор не укладывается в головах соседей. Тамара Ивановна не может вспоминать обо всем произошедшем без слез — ребятишек Ешковых, 13-летнего Эдика и 9-летнюю Диану, она знала с рождения.

— Хорошие ребятишки были — неизбалованные, вежливые, Диана сколько раз пройдет мимо, столько раз поздоровается. Сядет иногда ко мне на лавочку, я ей косы заплетаю. А Эдик спортсмен, в секции бокса занимался. 31 декабря у Эдика был день рождения. По словам соседа, Виктора Кривозубова, семья весело отмечала двойной праздник. Ешковы запускали фейерверки и снимали все на маленькую камеру.

— 1-го числа Надя с Колей позвали меня в гости, — рассказывает Виктор, — я взял холодца, конфет и пошел. Они купили водку — не помню названия, но запах такой противный, мы ее пить не стали, выпили бутылочку медовухи, отметили праздник. На следующий день они сходили в гости, потом сели поужинали, а утром Надя и дети уже не проснулись, бабушка Зоя не шевелилась, но дышала.

По словам Виктора, в доме Ешковых хранилось вещество — соль, которой посыпают дороги. Вот именно этой солью, как предполагают соседи, и отравилась вся семья.

— Они кушали вечером, да что-то еда была недосолена. Надя попросила Диану принести соль. Маленькая девочка, должно быть, перепутала банки, а родители этого не заметили.

Николай проснулся утром 3 января. Чувствовал себя очень плохо — тошнило, кружилась голова. Когда мужчина встал с кровати, его вырвало, накатила такая страшная слабость, что он упал на пол. Полежав некоторое время, Николай замерз. Собрав силы, он поднялся и пошел колоть дрова, чтобы затопить печь.

Когда он вернулся, то обратил внимание, что в доме слишком уж тихо. Он подошел к жене и увидел, что ее рука безжизненно свисает с кровати. Николай тронул ее — рука была уже холодна. Эдик обнимал маму и тоже был мертв, умерла и маленькая Диана. Только 82-летняя мама Николая подавала слабые признаки жизни.

После того как мужчина обнаружил мертвых родных, он перестал видеть и слышать звуки. Так проявили себя новые симптомы отравления. Когда Николая выписали, зрение стало к нему постепенно возвращаться, но со слухом до сих пор проблемы.

Зловещий нитрит натрия

Николая и его маму увезли в токсикологическое отделение больницы. Первая версия, которую выдвинули милиционеры и врачи, — это отравление угарным газом, продуктом горения, который, как известно, не имеет запаха. Поскольку печь находилась в доме Ешковых, можно было предложить, что домочадцы слишком рано закрыли трубу.

— Но тогда умерли бы и птички, которые жили у них в клетках, но птицы все были живы, — говорит Тамара Головкова. — А вот кота тоже вырвало, его в тот вечер хозяева подкармливали со стола. Я слышала, как врачи между собой разговаривала о том, что это пищевое отравление. То вещество, которое попало в пищу Ешковых, Тамара Ивановна называет содой.

— Эту соду еще в колбасу добавляют, чтобы она не портилась, — говорит соседка, — по внешнему виду она очень похожа на соль. Но вот совершенно непонятно, как она в их доме оказалась. Николай работает водителем на 30-й маршрутке. Возможно, он принес ее домой для каких-то строительных нужд, это вещество, я слышала, еще и там применяется. Химическое название «соли», или «соды», о которой говорят соседи Юшковых, — нитрит натрия, также известный как пищевая добавка Е250. Это коварное вещество из-за своего сходства с солью погубило много жизней. В микроскопических дозах нитрит натрия действительно применяется при изготовлении колбасных изделий, он имеет свойства консерванта и придает мясной продукции розовый цвет, применятся он и в строительстве в качестве противоморозной добавки к бетону. Смертельная доза нитрата натрия для человека — от 2 до 6 граммов. Беда в том, что это вещество не имеет выраженного вкуса и запаха, пищу можно обильно солить, но не чувствовать, что она стала солонее.