Черемховского отравителя признали невменяемым

Убийцу пенсионеров Александра Асташева признали невменяемым. А его подельницам дали условные сроки

В 2005 году в Удмуртии был задержан убийца пенсионеров Александр Асташев, уроженец славного шахтерского города Черемхово. Его искали почти год. За это время от его рук пострадало около пятидесяти пожилых людей. Он входил к ним в доверие под видом врача. Его черный след — 17 трупов, он отравлял пенсионеров сильнодействующими лекарствами. Пятеро убитых — из Иркутской области. Всего на территории области за Асташевым числится 18 преступных эпизодов. Следователь СУ СК при прокуратуре РФ по Иркутской области Сергей Стриков говорит, что рецидивист Асташев обвиняет во всех своих преступлениях общество, — оно, мол, довело.

Доктор-рецидивист

Блеклый, но обаятельный, интеллигентного вида и обращения мужчинка легко входил в доверие к старикам. Заводил с ними разговор о состоянии здоровья. Ему тут же, конечно, начинали жаловаться на желудок, давление, сердце. Асташев представлялся доктором, раскрывал сумку, из которой торчал уголок белого медицинского халата, доставал тонометр. Лжедоктор хлопотал над пациентом.

 Пациент расслаблялся абсолютно. Тонко и умело повести разговор Асташеву помогало природное чутье на человеческие слабости, актерские данные и, самое главное, нетривиальный жизненный опыт — годы тюрем и лагерей. «Профессиональная» биография серийного преступника началась еще в 1972 году, когда он угодил под суд по малолетке. А дальше покатилось... Самая нехорошая статья была у него в 1982 году — он изнасиловал несовершеннолетнюю.

Тогда ему вменили еще и попытку побега. Система безопасности при перевозке преступников была иная, нежели сейчас. Насильнику удалось притвориться сокамерником сидевшего по более легкой статье и уехать в Шелехов, откуда он и попытался бежать. Но его тут же скрутили, он получил 15 лет. Вышел, но в 1997 году Асташев попался за превышение пределов необходимой обороны: убил ножом одного человека, второго ранил из обреза. Действительно ли имело место превышение обороны, неизвестно. Как бы то ни было, его не судили.

В том же году он женился. Жена его трудилась завхозом в детском саду. Сам Асташев за свою жизнь — а ему уже за пятьдесят — работал немного. Например, в 2000 году трудился недолго в родном Черемхово на добыче талька. А потом снова вышел на преступный путь — стал путешествовать по России на поездах и грабить стариков. Его супруга участвовала в одном из эпизодов, а любовница, которую он завел в Удмуртии, в случае надобности переодевалась медсестрой — в тандеме с ней ему верили еще больше.

Таблетки выдавал горстями

Большим подспорьем преступнику стало его умение собирать информацию. Он легко вступал в беседу и вел ее в нужном для себя русле. Какой-нибудь деревенский житель легко выкладывал ему все о себе и односельчанах. Асташев отрабатывал район.

Его методом было банальное опаивание жертв таблетками или смесью лекарств, которую он сам же и готовил. Опробовал ее для начала на маргинальных личностях — например, предлагал принять на грудь какому-нибудь выпивохе на вокзале.

— Доставал таблеточки, заветную бутылочку из-под бальзама Биттнера. Его выжившие «пациенты» рассказывали, что таблеток он давал им помногу, горстями. В бутылке был слабоалкогольный коктейль. Они употребляли — врач все-таки, имеет большой авторитет среди населения, а тут еще сам пришел и лекарство бесплатно дает, — рассказывает Сергей Стриков, следователь СУ СК при прокуратуре РФ по Иркутской области. — Лекарства, которые использовал преступник, — обычные психотропные средства, в список сильнодействующих не входят.

 Следователи областного УВД, которые когда-то в самом начале вели дело Асташева, рассказывали, что в Черемхово таблетки он покупал у медиков, а на западе России, куда поехал после совершения серии грабежей в Иркутской области в частности и в Сибири в целом, грабитель пользовался теми препаратами, которые находил в аптечках жертв. Прихватывал аптечки с собой, потом пользовался ими в преступных целях.

Морить пенсионеров Асташев начал с Черемхово, потом двигался железнодорожным транспортом до Тайшета, не пропуская ни одного района. Не жалел лжеврач даже самых дряхлых стариков. Одного пенсионера — жителя Куйтуна — оборотень убил в день его восьмидесятилетия. Асташев обращал особенное внимание на ветеранов Великой Отечественной войны — у них пенсия больше. «Врач» заводил с пенсионерами разговор на отвлеченные темы, рассуждал о тяжелой жизни, постепенно выуживая нужные сведения. Старики жаловались на жизнь и могли ненароком выдать место хранения сбережений.

В 2004 году Асташев погорел: житель Красноярского края, которого «доктор» опоил и ограбил на станции Тайшет, по счастливой случайности остался жив и смог подробно описать внешность преступника. Был составлен фоторобот. Скоро «врач» объявился в городе Канске Красноярского края — он убил дедушку, жившего рядом с вокзалом и приходившего ежедневно в медпункт мерить давление. Асташев неосторожно оставил свои данные в гостиничной книге регистрации. Скоро его вычислили и объявили в федеральный розыск. Задержали его после звонка в родной город, который он сделал из Удмуртии, из квартиры любовницы.

«Доктора» определили в психбольницу

Следователи следственного комитета заподозрили неладное в психическом состоянии Асташева. Когда следствие подходило к концу, обратили внимание, что преступник дает сбивчивые, путаные показания. Подозрения на психическую неполноценность преступника были еще у следователей областного УВД, которые начинали вести это дело. Однако тогда эксперты не подтвердили подозрений, поэтому милиционеры посчитали, что Асташев симулирует психическое расстройство. Но специалисты Института Сербского в Москве, которые освидетельствовали обвиняемого по направлению Следственного комитета, все-таки пришли к выводу о невменяемости Асташева. В составе комиссии были специалисты, которые когда-то проверяли психическое здоровье ростовского маньяка Чикатило. Александр Асташев помещен для принудительного лечения в психиатрическую больницу.

Также был вынесен приговор подельницам Асташева — жене Наталье Асташевой и любовнице Анастасии Мусихиной. Женщины получили условное наказание — они шли на преступление под угрозой расправы. Следователь Сергей Стриков говорит, что они не имеют преступных наклонностей и стали жертвами обстоятельств. Сразу после приговора жена и любовница были отпущены из зала суда.